В Алтайском крае к 2020 году хотят строить полностью из местных стройматериалов

21 ноября 2014, 09:36, ИА Амител

В текущем году в Алтайском крае намечено сдать 675 тыс. кв. метров. А через шесть лет, в 2020-м, больше 1 млн. кв. метров. Со стройматериалами, думается, проблем не будет. Дело в другом. Краевые власти взяли курс на обеспечение стройкомплекса региона материалами алтайского производства.

Возможно ли это, учитывая, какая конкуренция существует на рынке? Причем конкурировать местным предприятиям приходится с лидерами европейской промышленности строительных материалов. Тут уж не до жиру - быть бы живу, а задача стоит - наращивать обороты, пишет "Алтайский строительный портал".

Задачу обеспечения стройфирм, больших и малых, строительными материалами, взяло под свою опеку руководство региона, приняв программу развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения до 2020 года. Чтобы цели и задачи не повисли в воздухе, была подготовлена и недавно утверждена еще одна региональная программа – развития минерально-сырьевой базы.

Месторождений общераспространенных полезных ископаемых для строительной сферы (песок, щебень и т.д.) в крае столько, что хватит и нашим потомкам. Стройкомплексу потребуется в год 8 млн кубометров щебня, 1,5 млн кубов песка для растворов и бетонов, 800 тысяч кубометров того же песка для производства силикатных кирпичей. Строителям также надо 100 млн. глиняных кирпичей и 200 тысяч кубометров теплоизоляционных материалов каждый год.

Залежей щебня в крае предостаточно. Строительного камня и песчано-гравийной смеси тоже. В общем можно увеличивать объемы производства стройматериалов. Достаточно в крае и глины, необходимой для производства кирпичей. Залежи глины встречаются чуть ли не во всех районах края.

В ближайшие несколько лет запланировано существенно увеличить объемы строительства, и для реализации этих планов придется значительно нарастить добычу общераспространенных полезных ископаемых. Например, строительного песка - в 5-8 раз. Остро нуждается стройкомплекс, а также сфера индивидуального домостроения, в керамическом кирпиче. Сегодня в крае действует только один крупный завод в Бийске регионального значения, мощность которого около 16 млн. шт. в год, остальные производители - так называемые "миллионники" - имеют мощности по выпуску кирпича для удовлетворения местных потребностей.

А облицовочный кирпич в крае не производится вовсе, он весь завозной и поэтому достаточно дорогой. Кроме того, необходимо наладить производство современных теплоизоляционных материалов на базальтовом сырье. Такого предприятия на Алтае тоже нет. В общей сложности к 2020 году, чтобы полностью обеспечить потребности алтайских строителей, надо увеличить производство стройматериалов в 1,5 раза.

Удастся реализовать намеченное или нет, только время покажет. Сомнений в этом немало. Слишком уж много факторов не в пользу развития стройиндустрии. В первую очередь, это очень высокая стоимость электроэнергии – одна из самых высоких в СФО. Между тем производство большинства стройматериалов, как правило, дело очень энергозатратное. Того же цемента, например. Некоторые производства, по оценке экспертов, вообще нет смысла начинать в крае по причине чрезвычайно большого расхода электроэнергии. Стекла, к примеру. Дешевле завезти в регион готовое и на месте разрезать, как надо, обжечь и т.д. К тому же построить стекольный завод – это не меньше 8 млрд. рублей надо, да еще учесть длительность сроков окупаемости. Инвесторов, способных реализовывать столь крупные проекты, в крае нет.

Второй минус – слишком высокие тарифы на железнодорожные перевозки. Чтобы предприятие уверенно стояло на ногах, покупателей надо искать не только в своем регионе, но и за его пределами. По словам Валерия Жиркова, начальника отдела промышленности строительных материалов Главстроя Алтайского края, раньше, всего несколько лет назад, алтайские предприятия активно отгружали продукцию в другие регионы, сегодня заметно меньше. Стоимость доставки – одна из главных причин сокращения "экспорта". Кроме того, рост железнодорожных тарифов привел к переходу на доставку грузов автомобильным транспортом. Следствием этого становится разрушение автомобильных дорог, не выдерживающих нагрузок появившегося в крае современного автотранспорта, грузоподъемность которого уже сопоставима с грузовместимостью железнодорожных вагонов.

Как следствие сужения географии - недозагрузка производственных мощностей и снижение рентабельности местных предприятий стройиндустрии. Отсюда – уменьшение оборотных и инвестиционных средств, которые можно было (и планировалось, по словам представителей многих предприятий отрасли) направить на финансирование новых проектов. Четкой разделительной чертой стал тот самый мировой финансовый кризис 2008 года. До него, в 2006-2007 годах особенно, от бизнес-проектов в сфере строительства и индустрии строительных материалов, с которыми инвесторы обращались к властям за господдержкой, отбоя не было. В то время в крае реализовывалось одновременно с господдержкой до 12 проектов в строительной сфере, вспоминает Валерий Жирков. После 2009 года – единицы. Среди них завод "Авангард" в Бийске (товарный бетон и в перспективе железобетонные изделия), завод каркасно-панельного домостроения в Бобровке. В те годы на многих предприятиях были обновлены производственные линии, проведена модернизация. В результате степень износа была снижена с 35% в 2006-м до 22% в 2008 году, мощности по производству нерудных стройматериалов выросли в 3 раза, цемента – в 2 раза (с учетом введенной в эксплуатацию линии помола), стеновых панелей – в 1,6, железобетонных панелей - в 2,1 раза.

К проблемам, требующим решения, эксперты относят и технологическое (в целом) отставание алтайской стройиндустрии. Рынок это четко показывает. Недостаток оборотных средств и невысокая рентабельность не позволяют ряду предприятий провести так необходимую им модернизацию, чтобы выдерживать жесткую рыночную конкуренцию. Изношенность основных фондов на предприятиях отрасли остается довольно высокой. В то же время имеющиеся мощности позволяют существенно нарастить объемы производства продукции, был бы спрос. На сегодня предприятия по производству стройматериалов в целом загружены чуть больше, чем наполовину (в 2011-м 40 %). Но есть предприятия, которые загружены практически на полную мощность, как, например, оба завода крупнопанельного домостроения, продукция которых позволяет строить и успешно реализовывать востребованное в настоящее время на рынке недорогое жилье. Последние два года в крае наблюдается значительный рост спроса на стеновые материалы, в т.ч. строительный кирпич, что является хорошей предпосылкой к строительству в крае современных заводов по выпуску стеновых материалов. В 90-е заводы по производству облицовочного кирпича собирались строить в Тальменке и рядом с Заринском. Но на долгие годы проекты так и остались на бумаге. Лишь относительно недавно появился инвестор, готовый вложить в строительство заринского завода керамических стройматериалов около 800 млн. рублей.

По данным Главстроя Алтайского края, помимо строительства современных заводов по выпуску облицовочного керамического кирпича, в регионе есть необходимость в модернизации производств автоклавного ячеистого бетона, более прочного и долговечного по сравнению с неавтоклавным.

Перспективным направлением, с учетом курса на энергосбережение, считается освоение в крае производства современных теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна, благо месторождения базальта в крае имеются в достаточных для крупного производства запасах на длительный срок.

На повестке стоит вопрос модернизации цементного производства в крае с одновременным увеличением его производственной мощности до 1 млн. тонн. Спрос на цемент в крае стабильный, ежегодно в регион завозится более 440 тыс. т, а голухинский цемзавод работает уже с загрузкой основной линии (полного цикла) более 80%. Дополнительная линия помола может, конечно, дать еще 300 тыс. т цемента, но клинкер для этого придется закупать за пределами региона.

Кроме того, в заявленных инвестиционных планах предпринимателей края - ввод в эксплуатацию до 2020 года нескольких предприятий по добыче и переработке нерудных материалов, завода силикатного кирпича, предприятий по выпуску панелей для крупнопанельного домостроения, завода современных теплоизоляционных материалов на основе как минерального, так и растительного сырья (льна).

Действующим в крае законодательством предусмотрена господдержка инвестиционной деятельности в виде компенсации из краевого бюджета части банковской процентной ставки по кредитам, субсидий по налогам на имущество и прибыль.

В целом ход реализации программы краевыми властями оценивается как удовлетворительный: на региональном рынке стройматериалов спрос и предложение сбалансированы и, как следствие, цены относительно стабильны. Растущий спрос строителей на стройматериалы стимулирует рост объемов производства стройиндустрии.

На спрос ответят

В Алтайском крае индекс промышленного производства строительных материалов за 2013 год составил 113,7%. Рост производства обусловлен спросом строительных организаций на продукцию стройиндустрии: за 2013 год было отгружено продукции на 7,6 млрд. руб., что почти на 1 млрд. рублей больше, чем годом ранее.

И это сейчас. С ростом объемов строительства понадобится больше. Смогут ли алтайские предприятия стройиндустрии нарастить объемы производства? На предприятиях, в которые мы обратились с этим вопросом, нам уверенно ответили – да, конечно. Мол, произведем столько, сколько запросит рынок. Правда, затруднились с ответом на вопрос, какую долю на краевом (городском) рынке они занимают сегодня со своей продукцией. Ведь произвести "столько, сколько нужно" - это полдела. Куда важнее не проиграть конкуренцию производителям лучших образцов аналогичной продукции, продающейся на территории Алтайского края. Но рынок рассудит. Предприятиям, которым не удастся повысить качество продукции до достойного уровня, придется уйти с рынка. Хотя отрасль, с учетом планов по наращиванию объемов строительства жилья, очень перспективная.

Валерий Жирков, начальник отдела промышленности и строительных материалов Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края:

- Потенциал стройиндустрии Алтайского края достаточен, чтобы полностью обеспечить потребности строительной сферы региона в основных стройматериалах до 2020 года. Основная задача на ближайшие 2-3 года – повышение загрузки и технологическая модернизация действующих предприятий. Краевые власти готовы оказывать всестороннюю государственную поддержку перспективным инвестиционным проектам в сфере стройиндустрии, способствующим развитию экономики региона. Мы вели и продолжаем вести работу по привлечению инвесторов для реализации проектов в сфере строительства и производства стройматериалов, по созданию равных условий конкуренции не только в крае, но и во всем Сибирском федеральном округе. А в эти условия входят и вопросы ценообразования в сфере энергетики и железнодорожных грузоперевозок, и вопросы повышения оплаты труда в сфере строительства до уровня наших соседей, и вопросы предоставления земельных участков с обеспечением их инженерной инфраструктурой, и вопросы повышения доступности для предприятий долгосрочных кредитных ресурсов и т.д. Развитие же конкуренции будет способствовать, в конечном итоге, повышению конкурентоспособности стройиндустрии края, а значит – будет расти потенциал экономики региона в этом сегменте.

Алексей Жуков, директор ТД "Стройгаз" (закупает строительные материалы для объектов компании "Стройгаз").

- Стройкомплекс региона полностью обеспечен конструкционными строительными материалами – железобетоном, газобетоном, кирпичом и т.д. Даже если они качеством похуже, чем то, что производится в других регионах страны, строители покупают местную продукцию. Везти те же железобетонные плиты издалека - себе дороже. Производители это прекрасно понимают. На ряде предприятий надо проводить серьезную модернизацию, а зачем, если монополисты? Может, и средств на инвестирование в собственное производство не хватает, трудно сказать. Но качеством нужно заниматься, это однозначно.

С отделочными стройматериалами ситуация другая. Да, что-то мы закупаем и алтайского производства, но в основном это продукция известных в мире торговых брендов. Таких, как "Кнауф", например. Причем не обязательно их стройматериалы везти из Германии, у фирмы есть производства и в России. Хотя и не на Алтае.

Поддержка властей, конечно, желательна. Главное – организовать жесткий контроль качества продукции местных предприятий стройиндустрии. Станет качество высоким, при конкурентных ценах строители будут охотнее покупать алтайские стройматериалы. Не потому, что выбора другого нет, а потому что выбор – в пользу алтайского.

Справка

В Алтайском крае сегодня действует 140 предприятий по производству стройматериалов. Среди них цементный завод в Голухе (Заринский район), 33 предприятия нерудных стройматериалов, 22 комбината ЖБИ, 61 предприятие по выпуску стеновых материалов, 15 – по выпуску панелей и конструкций для КПД, 3 завода кровельных и гидроизоляционных материалов, 5 заводов индустриального домостроения. 35 предприятий дают около 80% всего объема выпускаемых в крае стройматериалов. Больше всего (17) предприятий в Барнауле и его округе. В Бийске – 6, Рубцовске – 4, Славгороде – 3, Камне-на-Оби и Заринске – по 2, в Алейске – 1. Этим предприятиям придется постараться, чтобы не упустить (а лучше - укрепить) позиции на рынке, ведь алтайские строители планируют построить за пятилетку, с 2016-го по 2020 год, 4 млн кв. метров жилья.

Справка

По данным Алтайкрайстата, в январе-сентябре 2014 года предприятия стройиндустрии региона нарастили производство строительных материалов на 11,7%, нерудных стройматериалов – на 10,4% к аналогичному периоду прошлого года. Наиболее высокие темпы роста отмечены в производстве строительной извести (в 4,6 раза), бетона (1,6), железобетонных конструкций (1,3). Снизилось производство кровельных материалов (на 15%) и бетонных стеновых блоков и камней (7%).

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров