В Барнауле грядет объединение школ

19 февраля 2010, 08:00, ИА Амител

В Барнауле подписано распоряжение о реструктуризации четырех школ: учителя готовятся к переезду, а родители требуют объяснений. Для чего в Барнауле объединяют школы, разобралась "Вечёрка ".

Деньги идут за учеником

"Мой внук учится в школе № 83, нормальная школа, хорошие учителя, но сейчас все говорят, что мы станем кадетской школой, что за образование дополнительно придется вносить деньги, а если у меня их нет? – возмутилась позвонившая в редакцию Ирина Степановна. – Илья сейчас в восьмом классе учится, что делать, искать другую школу?"

"Мы, родители детей нашей школы, крайне против реструктуризации и уже выступили с просьбой об отмене вышедшего распоряжения в разные инстанции, обратились в приемную по правам человека, писали премьеру, президенту, в Министерство образования, депутатам Госдумы, – обращаетсяВалентина Федосова, член родительского комитета школы № 100. Мы хотим, чтобы нашим детям позволили учиться в прежних условиях.

Этот учебный год в Барнауле стартовал в ста общеобразовательных школах, следующий начнется только для 96.

В течение летнего периода произойдет реорганизация четырех заведений путем присоединения: МОУ "Кадетская школа" путем присоединения к нему МОУ "СОШ № 83"; МОУ "Лицей № 130 "РАЭПШ" путем присоединения к нему МОУ "СОШ № 25", МОУ "СОШ № 37" путем присоединения к нему МОУ "СОШ № 41"; МОУ "СОШ № 102" путем присоединения к нему МОУ "СОШ № 100".

Ключевым элементом модернизации страны является качественное образование, которое должно стать доступным для каждого барнаульца, независимо от места проживания, материального положения или особенностей здоровья, – говорит Людмила Бологова, главный специалист комитета по образованию г. Барнаула. Для этого необходимо повышать качество образования, внедрять инновационные проекты, учить детей на современной технике. Сегодня более 61% всех школьников города обучается в школах, отвечающих современным требованиям, для сравнения, в 2007 году этот показатель был равен 30%. А мы стремимся к всеобщему охвату. Но современная техника требует вложений, так же как и переподготовка педагогического состава. С введением же новых экономических механизмов изменился стиль и формат управления в образовании, которые и заставляют задуматься о вопросах эффективности вложений в отдельно взятую школу, создают условия для появления конкуренции между образовательными учреждениями. Отсюда известное выражение "деньги следуют за учеником".

Процессы, проходящие по всей стране, не обходят и Барнаул стороной, мы видим, что с внедрением нормативно-подушевого финансирования выросла конкуренция среди учебных заведений, сказывается и демографическая яма, количество школьников за последние девять лет уменьшилось на 28 тысяч. Простой пример: две школы находятся за одной оградой, в одну ведут детей и там наполняемость классов превышает все мыслимые и немыслимые нормы, а в рядом стоящую не хотят идти, и она не заполнена даже наполовину. Почему? Все просто, любой школе репутацию создают ее выпускники, медалисты, олимпиадники и спортсмены, которых выращивают талантливые педагоги. Поэтому и родители, выбирая заведение для обучения своего чада, останавливаются на том, которое дает разностороннее образование.

"И почему, спрашивается, для того чтобы выполнить заказ родителей на получение качественных образовательных услуг, мы не можем расширить возможности школы, которая востребована, которая работает с полной отдачей, в которой созданы все условия для получения полноценного, качественного образования, – продолжает Людмила Ивановна. – Решить эту проблему призвана реструктуризация, проще говоря, это процесс оптимизации муниципальной системы образования, который направлен на повышение качества за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их объединения".

Первый опыт получен


Вовсе не стоит думать, что процесс оптимизации возник вчера, в Барнауле он был начат еще в 2007 году. За это время количество школ сократилось на девять. Так, например, вечерние школы № 6, 20, 14 и гимназия № 131были переведены из нетиповых зданий в типовые, где созданы условия, отвечающие современным требованиям и санитарным нормам. А школы № 7 и № 105 вообще переехали из аварийных зданий.

"Мы смогли добиться прежде всего, наполняемости школы, – продолжает Людмила Бологова. – Улучшить кадровый состав, обеспечить профильное обучение, что сегодня пользуется спросом среди старшеклассников, соответственно, улучшить качество знаний. Приведу пример из жизни. Сегодня одна из барнаульских школ насчитывает всего 256 учащихся, средняя наполняемость классов (при нормативе 25 человек) составляет 18, а стоимость одного ученика государству обходится в 37,7 руб. (по району – 25,1). При этом показатель качества – 35,8% , когда как городской – 48,5%, при этом в прошлом году пятеро выпускников этой школы показали самый низкий балл по результатам ЕГЭ и получили справки вместо аттестатов. Статистика – вещь неумолимая, нельзя содержать пустые школьные стены.

В числе первых созданных после реорганизации школ – "Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 6", возникшая путем присоединения к ней МОУ "О(с)ОШ № 14" и МОУ "О(с)ОШ № 20". Теперь это единственное образовательное учреждение в городе Барнауле, в котором обучаются учащиеся, совмещающие учебу с работой.


Признаться честно, процесс проходил очень сложно, потому что мы были первыми и механизм был не отлажен, – рассказывает Татьяна Щербакова,директор МОУ "Открытая (с) общеобразовательная школа № 6".– Были сложности с оформлением документов, с передачей балансов, архивов. Распались коллективы открытых школ № 14, 20. Изменился и контингент учащихся, во-первых, он увеличился с 400 до 670, во-вторых, повзрослел. Это и облегчило нашу задачу, и затруднило одновременно. Сегодня отсутствуют программы, учебные планы и учебники для вечерних школ, но наш штат значительно омолодился, что положительно сказывается на качестве работы. Вместо старого здания мы получили новое – просторные светлые классы, широкие коридоры, спортивный зал, хорошо оборудованный медицинский кабинет, компьютерный класс с выходом в Интернет, бухгалтерия – этого не было в прежнем здании. Увеличилась и заработная плата педагогов, появилась возможность поощрения лучших учителей.

Этот учебный год начался по-новому и для коллектива школы № 70, к которому присоединили МОУ "СОШ № 105", напомню, закрытой из-за аварийности здания. "1 сентября у нас было 764 ученика при средней наполняемости классов в 24,7 человека, – рассказывает Татьяна Гайнулина, директор школы. – Это повлияло и на увеличение зарплаты, сегодня ее средний показатель для учителя-предметника составляет 14 600 рублей, причем ни одного педагога мы не потеряли. Соединив все компьютеры, мы смогли создать единое информационное пространство, провести локальную сеть, и сегодня все машины, установленные в кабинетах предметников, имеют выход в Интернет. Несомненно, плюсом является и взаимное обогащение, развитие профессиональной компетентности. У нас выросло число учеников, участвующих в разных конкурсах и олимпиадах. Но есть и минус – это усложнило работу по учету детей, организацию работы с особыми категориями семей.

Не стоит бояться


Каждое решение об объединении школы принимается комиссией, в которую входят педагоги, родители, члены профсоюза, в течение года она рассматривает работу школ, учитывается географическая близость учреждений друг к другу. Но несмотря на все плюсы есть и минусы – часть педагогов и директор присоединяемой школы лишаются работы.


Наши выпускники в последний раз в этом году получат аттестаты школы № 100, – рассказывает Александр Ремез, директор школы № 100. – С 1 сентября 2010 года они переходят в школу № 102. Сейчас у нас обучается более 400 ребят, а наполняемость школы – 1100. Не могу обсуждать решение комитета по образованию, но атмосферу и те традиции, созданные учителями в стенах нашей школы, терять не хочется, хотя с экономической точки зрения слияние станет положительным.


Много споров ведется и по поводу присоединения кадетской школы к МОУ "СОШ № 83".

– С каждым годом увеличивается количество желающих учиться у нас, – говорит Виктор Оноприенко, директор кадетской школы. – Поэтому объединение нам очень кстати. Сегодня в городе ходят слухи, что образование в кадетской школе платное, это не так. Наша школа профильная, и ребят, кроме обязательной программы получают еще и дополнительное образование, поэтому ежегодно на общешкольном родительском комитете подписывается договор, в котором указывается сумма ежемесячного взноса, в этом году – 700 рублей. Эти средства идут на ремонт в школе, покупку новых учебников, спортинвентаря, тренировки курсантов в спортзале, в тире, за дополнительные курсы. Второе – дети у нас в школе проводят целый день, поэтому и питание отличается от обычного, это полноценное, сбалансированное питание, состоящее из первых, вторых блюд: для ребят начальной школы – три раза в день, для старшеклассников – два раза и стоит от 1200 до 1450 рублей, это сумма за февраль. После присоединения нашей школы ученики школы № 83 не обязательно должны становиться курсантами. Это будет происходить по желанию, те, кто не захочет, будут получать стандартное образование.

Остается добавить, что все высвободившиеся здания после реструктуризации останутся в системе образования, кроме тех, что признаны аварийными. И уже через лет 10-12, когда сегодняшние первоклашки вырастут, школы вновь заработают по назначению. Таким образом, Барнаул не потеряет муниципальные здания, как это случилось с детскими садами в период демографической ямы.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров