В деле о торговле водительскими правами всплыли высокие технологии
18 апреля 2013, 14:36, ИА Амител
Главными фигурантами уголовного дела, возбужденного 11 апреля 2013 года Следственным комитетом по Центральному федеральному округу по ст. 285 УК ("Злоупотребление должностными полномочиями"), стали инспекторы Александр Галкин и Алексей Колосков, а также сотрудники ДПС Роман и Алексей Долбеевы. Сейчас они арестованы. По данным следствия, в группировку всего входило около 20 человек, среди которых помимо гаишников были сотрудники столичных автошкол и гражданские посредники.
Следователи выяснили, каким образом их клиентам удавалось с первого раза сдать в Межрайонном отделе технического осмотра транспорта, регистрационной и экзаменационной работы (МОТОТРЭР) № 3 экзамены. По версии следствия, в этом им помогали сами автоинспекторы, а также сотрудники крупной столичной компании "НТЦ "Электрон-Сервис", которая занимается поставками компьютеров и разработкой программного обеспечения. Именно "Электрон-Сервис" создавал программу "Водитель", которая стоит в подразделениях УГИБДД Москвы и контролирует все этапы обучения и экзаменовки курсантов, а также выдачи водительских прав.
По оперативным данным, сотрудники "Электрон-Сервиса" скрытно установили на экзаменационные компьютеры специальную утилиту, которая выводила на мониторы малозаметные подсказки по билетам.
— В правом нижнем углу на мониторе экзаменуемого, который заплатил за успешное прохождение экзамена, автоинспектор выводил всплывающее окно с номером правильного ответа, — рассказал "Известиям" источник в правоохранительных органах. — Этой опцией инспекторы пользовалась до января 2013 года, однако затем их кто-то предупредил о возможных проверках, после чего сотрудники НТЦ "Электрон-Сервис" ее отключили на экзаменационных компьютерах, используя дистанционный доступ.
Примечательно, что сразу после этого спрос на "платные экзамены" не только не уменьшился, но даже возрос. Благодаря этому гаишники подняли расценки на свои услуги с 28 тыс. до 50 тыс. рублей.
— С тех пор на теоретических экзаменах инспекторы подсказывали VIP-клиентам правильные ответы не на мониторе компьютера, а специальными знаками или шепотом, — рассказал источник "Известий". — Примечательно, что этому способствовали и указания от руководства об организации сдачи экзаменов в "особом порядке".
В ходе разработки группировки оперативниками Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД выяснилось, что гаишники, успокоившись по поводу проверок, вновь ведут со специалистами "Электрон-Сервиса" переговоры о том, чтобы они вернули на экзаменационные компьютеры опцию всплывающих подсказок.
Следователи полагают, что у программистов "Электрон-Сервиса" были пароли и электронные ключи к специальной программе "Водитель" и другим базам данных УГИБДД, поэтому они могли получить доступ к персональным данным всех водителей Москвы. Сейчас оперативники проверяют информацию о том, что сотрудники "Электрон-Сервиса" могли несанкционированно вносить изменения в базы данных УГИБДД. Например, о сданных экзаменах, выданных водительских удостоверениях и нарушителях.
Примечательно, что следователи и ревизоры МВД до сих пор не могут понять, каким образом компания "Электрон-Сервис" получила удаленный доступ к программному обеспечению УГИБДД Москвы. При сдаче заказчику все пароли должны были заменить, поскольку персональные данные являются охраняемой информацией. По словам источника "Известий", в связи с этим в головном деле могут появиться новые статьи обвинений.
Руководство "Электрон-Сервиса", узнав о сути вопросов "Известий", оказалось недоступно для комментариев.
Сейчас следователи выясняют, сколько всего водителей в Москве купили себе права у этой группировки в период с 2012 по 2013 год. Веские доказательства пока собраны по 30 эпизодам, но, по самым скромным подсчетам, ежемесячно через канал МОТОТРЭР № 3 успешно сдавали экзамены около 100 курсантов, каждый из которых платил от 28 тыс. до 50 тыс. рублей. Таким образом группировка ежемесячно получала до 3 млн рублей, которые делились между участниками и руководством.
По оперативным данным, основными поставщиками VIP-клиентов были столичные автошколы. Скандал уже обернулся увольнением одного из заместителей начальника УГИБДД Москвы Михаила Мартюшева. Как предполагают в спецслужбах, задержаниями обычных инспекторов расследование не закончится.
Комментарии 0