В президентском кортеже появятся «Руссо-Балты» и «Орлы»
05 февраля 2013, 13:38, ИА Амител
Возвращение царского бренда
Бренд
"Руссо-Балт" берет начало в царской России. Русско-Балтийский вагонный
завод (РБВЗ) был основан в Риге в 1869 году как акционерное
машиностроительное предприятие Российской империи — царская семья купила
у завода 58 автомобилей. В ходе Первой мировой войны предприятие
эвакуировали в Москву и Петербург. После революции завод
национализировали и переориентировали на выпуск самолетов.
В
2006 году о "Руссо-Балте" опять заговорили, после того как на Женевском
автосалоне был презентован автомобиль "Руссо-Балт" Impression. Авторами
проекта стали известный в мировом автоспорте Владимир Райхлин
(настраивал моторы для Кубков Porsche, участвовал в проектах Toyota в
Ле-Мане в F1), бизнесмен Виктор Такнов и Анатолий Михайлов, который на
данный момент уступил свои права в пользу Райхлина. Тогда же их
питерское ООО "Руссо-Балт" (владеет товарными знаками "Руссо-Балт",
Russo-Baltique по части автотехники) прорабатывало вопрос о создании
автомобиля для президентского кортежа. Был создан дизайн-проект, в
котором за техническую базу был взят Rolls-Royce Phantom. Однако проект
оказался на тот момент никому не нужным.
— Такой автомобиль
мог быть создан только при слиянии частных и государственных средств.
Частный капитал был вложен, а государство проект не поддержало, —
рассказывает бывший совладелец "Руссо-Балта" Анатолий Михайлов.
По
словам одного из источников "Известий", сторонником использования
бренда "Руссо-Балт" является глава Центрального
научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института
(НАМИ, один из разработчиков проекта "Кортеж") Максим Нагайцев. Как
отметил Владимир Райхлин, пока что к нему участники проекта "Кортеж" не
обращались.
— Мы с удовольствием обсудили бы эту тему, но пока
никаких предложений ни от одного из участников проекта "Кортеж" не
было, — сказал "Известиям" Райхлин. — Продавать бренд нет смысла, так
как мы активно развиваем авиационное направление под этой маркой. У нас
серьезная инжиниринговая группа, которая работает со многими
поставщиками в мире, в том числе в России и в Германии, поэтому мы
заинтересованы в его развитии. Если появятся предложения, которые от
виртуальных проектов перейдут в практическую плоскость, мы их готовы
рассматривать.
В НАМИ от комментариев отказались.
"Вопросов по гербу не возникало"
Другой
рассматриваемый вариант бренда — "Орел", говорят источники, близкие к
проекту "Кортеж". Хотя в "Руссо-Балте" больше акцент делается на
словесный элемент, оба они содержат в качестве основного
изобразительного элемента двуглавого орла. Собеседник, который знаком с
презентацией Группы ГАЗ Олега Дерипаски по "Кортежу", указывает, что и
по "Орлу", и по "Руссо-Балту" в ГАЗе нашли общий минус — технические
проблемы создаваемых автомобилей могут нанести вред имиджу Российской
Федерации.
Кроме того, использование герба по законодательству
крайне ограничено. По указу президента от 1993 года "О государственном
гербе РФ" официальные случаи воспроизведения изображения двуглавого орла
не на официальных бланках, знаменах, флагах, пограничных знаках
устанавливаются президентом РФ. Случаи использования герба также
перечислены в законе "О государственном гербе РФ" от 2000 года.
Источник, близкий к "Руссо-Балту", признал, что с использованием
символики могут возникнуть проблемы.
— Проблема в том, что при
царе символом был герб с орлом, тот самый, который используется сейчас и
в логотипе "Руссо-Балта". Право на использование гербовой символики
давалось царем. Теперь право на использование бренда должны дать
нынешние власти, — говорит источник, близкий к "Руссо-Балту".
Впрочем,
совладелец бренда Владимир Райхлин в разговоре с "Известиями" отметил,
что автомобиль неоднократно выставлялся на международных выставках и
"вопросов ни у кого не возникало".
— Даже у Владимира
Владимировича, который стоял рядом с нашим проектом, — добавил Райхлин.
По его словам, юристы компании исследовали логотип и пришли к
заключению, что бренд "находится вне критической зоны".
Нужен ли герб на автомобиле
Герольдмейстер Российского дворянского собрания Станислав Думин указал, что вопрос сходства орлов непростой.
—
Но тут есть тонкость — одно дело герб Российской Федерации, другое —
герб Российской империи. Хотя они одного происхождения и примерно одного
вида, но юридически это две разные сущности. Есть ограничение на
использование государственного двуглавого орла как геральдической
основы. Если кроме нее ничего нет, тогда это может интерпретироваться
как нарушение. Этот вопрос решается в геральдическом совете при
президенте. Если логотип исторический и полностью воспроизводит
дореволюционное изображение и доказана преемственность, то проблем не
возникнет, — объясняет эксперт.
По мнению президента
консалтинговой компании "Контакт-Эксперт" Григория Трусова, бренд не
является коммерческим и о его продаже говорить не приходится.
—
Название "Руссо-Балт" ассоциируется с Прибалтикой и звучит как
совместное российско-латышское предприятие. Зачем нам, возрождая
национальную русскую машину, вспоминать ее прибалтийские корни? —
удивляется Трусов.
То же самое, по мнению эксперта, касается и
герба в логотипе. Трусов считает, что этот имперский символ не вызывает
ассоциации с автомобилем как высокотехнологичным средством
передвижения.
Комментарии 0