В России введут ЕГЭ для пилотов и авиадиспетчеров

04 февраля 2014, 13:59, ИА Амител

Министерство транспорта завершило работу над комплексом "Правил по контролю соответствия установленным требованиям кандидатов на получение свидетельств авиационных специалистов". Теперь весь авиационный персонал, впервые допускаемый к эксплуатации и управлению воздушными судами гражданской авиации, будет проходить обязательное государственное тестирование, чего ранее в гражданской авиации не было. По итогам тестирования сдавший получит свидетельство нового образца. Об этом рассказал "Известиям" заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Андрей Шнырев.

Новые федеральные авиационные правила (есть в распоряжении "Известий") распространяются на пилотов, авиадиспетчеров, штурманов, бортинженеров, бортрадистов, борттехников, бортпроводников и специалистов других профессий, связанных с эксплуатацией авиационной техники.

— Эти правила позволяют создать дополнительные "фильтры", препятствующие допуску к работе лиц, не отвечающих установленным требованиям, — отметил Шнырев.

Согласно новым правилам, новые свидетельства летных специалистов будут иметь качественные отличия в степенях защиты, которые разработаны Гознаком. Данные занесут в базу персонала гражданской авиации. В отличие от предыдущих свидетельств новые будут оформляться не от руки, а через специальное программное обеспечение и печататься на специальном принтере.

Документы заламинируют — это не позволит вносить несанкционированные записи в "корочки". В новых свидетельствах также станут указывать гражданство.

Сроки действия свидетельств "будут ограничены в зависимости от специальности и уровня подготовки" и от результатов квалификационных экзаменов по английскому языку, а не от сроков прохождения врачебно-летной экспертной комиссии, как это было ранее. 

Так, например, если специалист продемонстрирует знания английского языка на четвертом уровне ИКАО (от англ ICAO — Международная организация гражданской авиации. — "Известия), менять свидетельство нужно будет через три года. "При демонстрации знаний на шестом уровне прохождение повторного контроля знаний не требуется", — говорится в новых правилах.

Процедура выдачи свидетельств также изменится. Претенденту недостаточно представить свои документы из летного училища, медицинской комиссии, профессионального и психологического отбора, направлений авиакомпаний.

Теперь летному персоналу придется проходить тестирование. Вопросы для "госэкзамена" разработал Минтранс, совокупно для всех специальностей их получилось 20 тыс. В один билет включат от 20 до 40 вопросов в зависимости от специальности, на которую претендует экзаменуемый. Больше всего вопросов достанется пилотам, меньше — бортпроводникам.

— Перечень вопросов будет опубликован в "Российской газете". Если кандидат не пройдет тестирование, то повторить попытку он сможет через две недели. Эта услуга пока будет бесплатной, — уточнил Шнырев.

Также новые авиационные правила допускают проведение тестирования не только с использованием компьютера, но и без него — то есть с экзаменатором. Однако это, по мнению заслуженного пилота СССР Олега Смирнова, "оставляет некую условную возможность для некорректного прохождения тестирования". 

Эксперт комитета по транспорту Государственной думы Роман Гусаров считает введение государственной аттестации пилотов и других авиаспециалистов вполне разумным, но несколько запоздалым шагом. Предыдущую систему государственного тестирования он называет неадекватной.

— Она не гарантирует качества авиационного персонала, допускаемого к управлению воздушным транспортом. Кроме того, система государственного тестирования позволит осуществлять в нашей стране подготовку пилотов на конкурентной основе как в государственных училищах гражданской авиации, так и в частных учебных центрах, чего до сих пор у нас нет. Система государственной аттестации пилотов позволит не только ввести фактор конкуренции, но станет способствовать исключению коррупционной составляющей как в системе первоначальной подготовки пилотов, так и в системе переподготовки летных кадров, — считает Гусаров.

"Правила по контролю соответствия установленным требованиям кандидатов на получение свидетельств авиационных специалистов" уже согласованы со всеми заинтересованными сторонами и вступят в силу с момента их подписания министром транспорта РФ Максимом Соколовым, рассказал Андрей Шнырев из Минтранса.

В 2013 году правоохранительные органы выявили многочисленные факты незаконной выдачи летных свидетельств в Санкт-Петербурге, Красноярске, в Татарстане и на юге России. А в январе 2014 года следственные органы Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбудили ряд уголовных дел по фактам незаконной выдачи свидетельств на допуск к полетам. В превышении должностных полномочий подозревают руководство территориальной квалификационной комиссии Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, руководителей авиационного учебного центра "Авиатор" — в злоупотреблении полномочий. Следствие считает, что руководство "Авиатора" за два последних года направило в территориальную квалификационную комиссию Росавиации представления на присвоение квалификаций десяти пилотам-любителям. Однако, как выяснилось, те в установленном законом порядке подготовку и переподготовку не прошли.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров