"Вечерний Барнаул": по пьяной лавочке – небо в клеточку!
29 сентября 2012, 12:48, ИА Амител
ВЕСТИ С ФРОНТА
22 сентября в Москве водитель, находящийся в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, врезался в автобусную остановку, насмерть сбив пятерых воспитанников детского интерната и двух их педагогов. Сразу после этого российские законодатели заговорили о том, что в России надо ужесточать ответственность за езду в пьяном виде. Сейчас она регулируется статьей 264 Уголовного кодекса РФ. Согласно ей, максимум, что ждет московского пьяного лихача, – девять лет лишения свободы. А при удачном для него раскладе и вовсе можно отделаться исправительными работами.
Барнаул, увы, нередко попадал в ленты новостей по аналогичным поводам. Вот только несколько таких ДТП за этот год.
17 мая, улица Г. Исакова: компания молодых людей после вечеринки на "Тойоте-Чайзер" сбила пенсионера, переходившего дорогу с внуком. Дедушка успел оттолкнуть мальчика, а сам погиб под колесами. 25-летний пьяный водитель скрылся с места ДТП и был задержан только в районе Павловска.
2 июня, улица Северо-Западная: пьяный автомобилист на "Мицубиси-Лансер" устроил гонки с другой машиной и на скорости свыше 100 километров в час вылетел на трамвайную остановку, где в этот момент стояла студентка Анастасия Кизь. 19-летняя девушка погибла на месте.
3 июля, улица Аванесова: в 23.00 пьяный автомобилист, управляя "Тойотой-Камри", сбил переходившего дорогу молодого парня, который умер на месте.
17 сентября, улица Антона Петрова: пьяный водитель насмерть сбил пенсионера. Сила удара была такой, что у 73-летнего мужчины оторвало ногу.
ПРЕДЛАГАЮТ ДЕПУТАТЫ
Выпил, сел за руль – для многих водителей это стало нормой. Горе-автомобилистам в этот момент море по колено, они уверены, что ситуацию контролируют, ведь выпили-то немного. Две недели назад, сразу после Дня города, меня остановили на посту ДПС на Новом мосту – инспектор попросил быть понятым, они только что задержали пьяного водителя. От него несло перегаром на всю патрульную машину, но товарищ не унывал – шутил, просил у инспекторов зажигалку и искренне не понимал, что плохого он сделал.
Сейчас уголовная ответственность наступает, только если по вине водителя кто-то погиб или получил серьезные травмы. А за "езду без последствий" в нетрезвом виде - штраф 5 тысяч рублей, или 15 суток ареста (хотя на деле такие водители проводят в камере в среднем суток 7), или лишение прав на полтора года. Но даже если лишат прав – что мешает ездить без них? Того же водителя, сбившего насмерть парня на улице Аванесова, лишали их неоднократно – в общей сложности на 45 лет!
Российские законодатели предлагают радикально пересмотреть ситуацию:
- В России мы будем настаивать на введении штрафов за езду в нетрезвом виде в размере не менее 100 тысяч рублей, – заявил руководитель фракции партии "Единая Россия" в Госдуме Андрей Воробьев.
Помимо этого, предлагается ввести более жесткое наказание для тех, кто не раз садился за руль пьяным, даже если это и не привело к жертвам, – лишать прав пожизненно. А коллега Воробьева по партии, "единоросс" Шамсаил Саралиев, заявил, что нетрезвые водители сейчас страшнее террористов. Поэтому он предлагает судить их как за умышленное убийство, вплоть до пожизненного заключения.
САДИТЬ, ЛИШАТЬ ИЛИ КОНФИСКОВАТЬ?
А на самом деле, какое наказание действительно остановит водителей, любящих прокатиться навеселе? Пожизненное лишение прав? Вряд ли. Если, теряя права на полтора года, водитель все равно катается без них, то, что остановит его, если документ будет утерян навсегда, учитывая, что, обладая определенными связями и суммой денег, их при желании можно вернуть?
Большой штраф? Тоже не факт, можно ведь его и не платить. Придут по его душу приставы – а с него и взять-то нечего, квартира дедушкина, авто папино, а сам получает зарплату дворника.
Конфисковать авто? Тоже спорный момент. Ладно, если водитель был на своей машине, а если ездит по доверенности?
Ввести реальный тюремный срок? Этот вариант, на мой взгляд, кажется более действенным, но тоже есть вопросы. Например, как добиться реального наказания для тех, кто на самом деле выпил, и как не оказаться за решеткой тем, кто попробовал квас? И как, собственно, избежать роста коррупции на дорогах? Ведь чем серьезнее наказание, тем выше будут суммы, которые предложат водители, чтобы его избежать, и, главное, выше соблазн инспектора эту сумму взять и закрыть глаза на несвязную речь и неуверенную походку водителя.
ПОЛУМЕРЫ НЕ НУЖНЫ
Но в любом случае делать что-то надо. Оставить ситуацию так, как есть, нельзя – это очень хорошо проиллюстрировано выше. А что думают по этому поводу барнаульские автоэксперты и водители?
Председатель алтайской Федерации автоспорта Сергей Поспелов уверен в том, что ужесточать наказание нужно было давно.
- То, что случилось в Москве, – это ведь не первый случай, – говорит он. – Я вижу, в каком состоянии люди садятся за руль, по их вине страдают люди. Ужесточать наказание надо было уже лет десять назад, и не только штрафы повышать, а принимать более серьезные решения, вплоть до больших тюремных сроков, чтобы даже желания сесть пьяным за руль не возникало. Возрастет ли взяточничество? Возможно, но ведь и суммы его тоже вырастут. Если официальный штраф за езду в пьяном виде вырастет до 100 тысяч рублей, то даже обеспеченный человек много раз подумает, а нужно ли ему будет на месте давать уже не 5, а 50 тысяч инспектору, чтобы решить вопрос.
Руководитель автоклуба UGT, победитель многих сибирских автогонок, в том числе престижного "Кубка Магистраль Авто" (Кемерово), Николай Сыпко считает, что пожизненное лишение прав или пожизненное тюремное заключение – слишком сурово.
- Наказывать за езду в пьяном виде, безусловно, надо, – говорит он. – Но предлагаемые меры – это слишком. Ответственность надо ужесточить, но не до такой же степени. Например, лишать прав можно не на полтора года, а на два. И за езду без прав садить не на 15 суток, а на месяц-два. Сейчас без прав человека поймают, на деле дадут ему сутки – это не особо страшно. А вот месяц в камере – уже серьезнее.
Президент Барнаульского центра высшего водительского мастерства Антон Мищенков считает необходимым определять степень наказания количеством алкоголя в крови.
- За вождение в пьяном виде надо наказывать, – убежден он. – Но нужно определить степень опьянения, ввести рубеж промилле: ниже этого рубежа – штраф, выше – лишение прав. А если нетрезвый водитель совершил ДТП – то тюремное заключение.
Как говорит председатель Федерации автовладельцев Алтая Виктор Клепиков, к нетрезвым водителям, по вине которых гибнут люди, применяется часть 2 или 3 статьи 264 УК РФ. И наказание, по мнению Клепикова, достаточно адекватное – до девяти лет лишения свободы. Но это – на бумаге. На практике водитель или получает условный срок, или три-четыре года колонии-поселения, откуда через пару лет выходит за хорошее поведение.
- У них есть чувство вседозволенности, они не чувствуют, что могут получить наказание, адекватное своему поступку, – говорит Виктор Николаевич. – Применение закона не соответствует прописанному в нем. К тому же у нас есть такая вещь, как решение вопроса мирным путем, водитель договорится с пострадавшей стороной, дело вообще может до суда не дойти. Такого быть не должно, особенно если виновник был пьян.
Но при этом Клепиков убежден, что сейчас радикальное изменение наказания вряд ли случится.
- Я почитал то, что предлагают депутаты, – это все популистские высказывания, их не примут, отделаются полумерами, – рассуждает эксперт. – Нужно изучить и зарубежный опыт, помимо уголовной ответственности применять и административное наказание. Сейчас штраф небольшой. Можно ввести его поэтапное увеличение: попался водитель первый раз – одна сумма, во второй – в десять раз больше, в третий – еще больше. Помимо этого, депутатам надо набраться смелости и принять решение о том, что на дороге все равны – тогда пьяный водитель не сможет уехать, показав инспектору корочки.
А ЧТО ЗА РУБЕЖОМ?
В Китае год назад за вождение в пьяном виде ввели уголовную ответственность - ранее в отношении нетрезвых водителей действовало лишь административное наказание, их лишали прав на несколько месяцев. Теперь могут отстранить от вождения автомобиля как минимум на пять лет, к тому же у всех без исключения появится судимость независимо от того, создавал аварийную ситуацию на дороге или нет. В США пьяный водитель рискует провести за решеткой от 48 часов до 6 месяцев. Причем в этом правиле нет исключений даже для звезд и политиков.
В Белоруссии штраф за вождение в нетрезвом виде составляет от 800 тысяч до 35 миллионов белорусских рублей (300-2500 долларов США). Если водитель повторно попадается за езду в нетрезвом виде, ему может быть назначено принудительное лечение от алкоголизма или наркомании. В Европе самые большие штрафы за езду в нетрезвом состоянии установила Великобритания. Там поездка в пьяном виде обойдется в 7200 евро. Остальные страны Евросоюза установили штраф за такое нарушение на уровне 200-400 евро. Самой "дешевой" в плане пьянства за рулем является Бельгия, там штраф всего 140 евро. А в Польше, например, за поездки навеселе за решетку попадают даже велосипедисты: только в 2011 году, по данным Минюста страны, за пьяную езду на велосипеде суды отправили за решетку 1053 человека.
Японские законы предусматривают очень строгое наказание не только для пьяных водителей, но и для пассажиров, севших в автомобиль с нетрезвым водителем. А суд города Аль-Айна (Арабские Эмираты) однажды приговорил нетрезвого водителя к штрафу, тюрьме и 70 ударам плетью.
От редакции. А какого наказания заслуживают нетрезвые водители? Мнения читателей мы ждем по телефону 36-27-64
Справка "ВБ"
По данным официального сайта ГИБДД Алтайского края, за восемь месяцев 2012 года на дорогах края произошло 2456 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых 276 человек погибли и 2990 получили травмы различной степени тяжести. По вине водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, совершено 161 дорожно-транспортное происшествие, в результате 27 человек погибли и 220 ранены
Комментарии 0