Виктор Мартынюк: в Кремле должны понять: нет такой нации – «россияне»
24 сентября 2013, 09:48, ИА Амител
Быть русским в России сегодня и не почетно, и не стыдно. Это просто непонятно как, в самом прямом смысле. Просто сам этот этноним практически бесследно выпал из всего официального документооборота. Нет графы "Национальность" в гражданском или, тем более, заграничном паспорте, а в официальной документации есть "россияне", существующие, правда, наравне с татарами, дагестанцами, бурятами и другими. Статистические сводки не в счет.
Так что и удивляться не приходится данным соцопросов, которые из года в год показывают: львиная доля опрашиваемых выступают за возвращение графы "Национальность" в гражданский паспорт. Согласно последнему опросу, проведенному по заказу Общественной палаты РФ Российским агентством социальных технологий "Политех", за возврат этой графы в паспорте высказались 51% респондентов. Конечно, эти данные вряд ли впечатлят Кремль и прилежащие ему ведомства, поскольку там привыкли к другим цифрам, но, как представляется, это как минимум хороший повод почаще возвращаться к данной теме, обсуждая ее на самых серьезных уровнях.
И нельзя сказать, что тема достойного присутствия русских, а не "россиян", в многочисленных "проектах концепций" и прочем околопатриотическом словоблудии вообще никак не затрагивается. Вот и глава государства нет-нет, да и скажет что-нибудь очень комплиментарное о важном... да что уж там – исключительно важном вкладе русского народа (именно русского!) в создание государства. Но упаси Боже при этом завести речь о русских как государствообразующей нации, которая в связи с этим имеет право на что-то претендовать! Пусть это и банальная математическая истина, но ведь так просто разрушить хрупкий межнациональный мир...
Но в том-то все и дело, что ради сохранения этого на самом деле ценного фактора (а кто из русских хочет войны?) можно было бы, допустим, действительно "сидеть и не отсвечивать" – если бы это действительно послужило гарантом межнационального мира. Но почему тогда и в этом случае вместо искомого мира мы имеем одну большую пороховую бочку? Почему каждая бытовая разборка между русской и кавказской молодежью заканчивается не мордобоем, а поножовщиной? Уже спрятались как могли, в школах слово "русский" встретишь разве что на учебнике русского (пока) языка. Но и школы с толерантностью на марше – та же пороховая бочка. И когда и где там "рванет" – неведомо.
Да и графа с национальностью в паспорте – разумеется, никакая не панацея от межнациональных конфликтов. Просто она реализует такое простое и понятное каждому право – помнить свои корни, помнить своих героев. При всей дружбе русских, татар, ингушей и чукчей, у нас разные корни, герои, культура, в конце концов. Мультикультурализм Европа не потянула, но мы-то потянем. Мы идем своим путем, у нас есть паспорта, мы знаем, как нас зовут и как зовут наших родителей. А о самих себе нам ничего знать нельзя, так как это может кого-то обидеть...
В беседе с обозревателем KM.RU известный публицист, политический деятель, главный редактор сайтов "Русский обозреватель" и "Новые хроники" Егор Холмогоров признал, что вопрос с возвращением графы "Национальность" в паспорта влечет за собой в наших условиях, помимо очевидных преимуществ, не менее очевидные риски:
– С одной стороны, есть эмоциональное восприятие этого вопроса, а с другой – есть стратегия и тактика национального выживания. И они между собой немного расходятся. Если подходить к вопросу с эмоциональной точки зрения, то графу, конечно же, необходимо вернуть. Кто хочет возвращения этой графы? Прежде всего, конечно, русские. Нам нужно хотя бы какое-то документальное подтверждение нашего существования. Ведь всякий раз, как только заходит речь о защите наших прав как русских, мы тут же слышим: "А кто такие русские? У нас никаких русских нет! Покажите, докажите..." и в том же духе.
Фактически на сегодня единственный документ, по которому нас можно идентифицировать как принадлежащих к русскому этносу, – свидетельство о рождении. Да и то загсы сегодня любят развлекаться и ставить прочерки в графу "Национальность родителей". Я, кстати, всем советую очень внимательно за этим следить и в случае чего настоятельно требовать переделать документ.
Документальное подтверждение национальности – это вовсе не блажь какая-то. Например, на основании указанной в советском паспорте национальности "русский" необходимо автоматически предоставлять гражданство всем русским, которые сегодня раскиданы по свету и вынуждены что-то бесконечно и с малой вероятностью успеха доказывать нашим чиновникам.
Но вот с точки зрения тактики здесь все не так просто. На сегодняшний момент в составе России существует довольно много национальных республик, которые не вполне подчиняются законам Российской Федерации и проводят жесткую политику этнократии местных титульных народов. Понятно, что тамошние власти совсем не заинтересованы в большом количестве русских на своей территории. Соответственно, есть опасность, что в таких республиках начнется кампания по фактически принудительному "назначению" русским нужной национальности. То есть формализация процесса может пойти и во вред.
Но это еще не повод и клеймить прекрасное предложение о фиксировании национальности в паспорте. В конце концов, русский народ требует, чтобы власть имущие в кремлевских кабинетах его наконец-то заметили, чтобы начали считаться. Чтобы поняли, что нет такой нации – "россияне", и русские под эту вывеску были загнаны без спроса.
– К чему верховной власти так упорствовать с признанием русских государствообразующей нацией? Просто, по сути, закрепить нынешний "статус-кво"...
– Наша власть не привыкла считаться с покорным большинством – только с терроризирующим меньшинством. Поскольку русские не убили триста человек в Беслане, никого не взорвали, никого не захватили, поскольку мы – мирный, законопослушный и цивилизованный народ – значит, полагает власть, с нашими правами и интересами можно просто не считаться. Пока русский народ не определен как субъект национальной и межнациональной политики государства, для чиновников он – всего лишь "инструмент", с помощью которого можно добиться своих целей. Какие-нибудь республиканские элиты выступают от имени своих народов, а вот наш федеральный центр может выступать от имени русских и при этом успешно разменивать их права в каких-то мелких бюрократических играх.
Если право русского народа на Россию будет закреплено, если роль русского народа в образовании будет закреплена – тогда так просто все эти манипуляции проделывать не получится. Понятно, что бюрократия будет стоять до последнего, пока русский народ не вынудит ее пойти на эту уступку. Дай Бог, чтобы это случилось не слишком поздно.
Комментарии 0