Власть придумала, как повысить зарплату в вузах – надо сократить людей

16 мая 2013, 06:38, ИА Амител

Власть придумала, как повысить зарплату в вузах – надо сократить людей: планируется сократить 30-50% преподавательского состава высшей школ. Об этом пишет Иван Гладилин на КМРУ. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с его статьей.

Министерство образования и науки придумало, как повысить зарплату преподавателям вузов: поначалу сократить треть, а то и добрую половину преподавательского состава, а уж потом оставшимся повысить оклады. Об этом рассказывает публицист Михаил Бударагин в газете "Взгляд".

7 мая на совещании у президента РФ, говоря о повышении зарплат преподавателям вузов (на эти цели в 2013-2015 гг. предусмотрено выделение соответственно 24, 38 и 62 миллиардов рублей), глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил о том, что "эффективное использование средств возможно только при повышении требований к качеству работы преподавателей и проведении структурных изменений". А из дальнейших слов министра следовало, что эти "структурные изменения" сведутся в том числе к сокращению штатов.

"У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей в вузах на 30% превышает нормативную, а в некоторых вузах это превышение – 40 и 50%. Понятно, что, повышая всем заработную плату в этой ситуации, мы будем просто стимулировать, раздувать штаты. Следовательно, необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьезные изменения в кадровой системе высших учебных заведений. Мы будем это делать, и уже с 1 сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут серьезно повышены", – пояснил свою мысль Ливанов.

За разъяснениями о том, что такое "нормативная численность" и как она определяется, издание обратилось в само министерство образования и науки. Но в ведомстве Ливанова на вопрос о том, существуют ли официальные документы, которые бы определяли численность профессорско-преподавательского состава, ответить не смогли и посоветовали обратиться в Росстат. Но в Управлении статистики труда, науки, образования и культуры Росстата пояснили, что это ведомство не имеет никакого отношения к штатной численности вузов. "Мы предоставляем методическую помощь, отправляем в министерство формы для заполнения отчетности, но все остальное – их компетенция. У нас нет и никогда не было подобной информации", – сказала сотрудница Росстата Надежда Коновка.

Преподаватели, с которыми удалось связаться изданию, пояснили, что традиционно, с советских времен, считается, что нормой является следующая схема: 1 преподаватель на 12 студентов. И хотя подобное соотношение нигде не задокументировано, но именно оно чаще всего используется руководством вузов для формирования штатов.

Правда, в некоторых наших вузах это соотношение приближается к 1:10. В МГУ, например, где обучаются 35 000 студентов, насчитывается около 4000 преподавателей, то есть соотношение составляет 1:8,75. А в РГГУ и вовсе (исторически – с начала 1990-х гг.) имеется норматив "1 преподаватель на 5 студентов", закрепленный распоряжением кабмина.

В западных учебных заведениях соотношение несколько иное. Например, в Гарварде на 2100 преподавателей приходится 6700 студентов, то есть соотношение равно 1:3. А в Массачусетском технологическом институте на 10 000 студентов приходится 1100 преподавателей.

Сопоставляя эти цифры, диву даешься, откуда министр Ливанов – ставящий, между прочим, перед нашей высшей школой цель достичь уровня ведущих западных учебных заведений! – нашел переизбыток преподавателей в России.

Да, демографическая яма, в которую сваливается наша страна, проявляется в том числе и в неуклонном сокращении числа студентов. Предшественник Ливанова Андрей Фурсенко летом 2010 года прогнозировал: "В ближайшие три года нас ожидает спад как минимум на два миллиона человек (студентов)". По уточненному в "Концепции 2011-2015" прогнозу, численность студентов вузов в 2013 году должно было составить 4,2 миллиона человек, снизившись более чем на 40% по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (7,4 миллиона человек).

Но прогноз Фурсенко не очень-то выполняется: в 2012 году в России, по данным Росстата, насчитывалось 6,4 миллиона студентов. Да, это падение, но не такое, как предвещал Фурсенко. К тому же это сокращение числа студентов как раз могло бы помочь российской высшей школе перестроиться по передовым стандартам. Однако вместо этого преемник Фурсенко Дмитрий Ливанов взял курс на сокращение профессорско-преподавательского состава.

А о том, как варварски будет происходить, судя по всему, это сокращение, рассказал изданию депутат Госдумы Владимир Бурматов. Дело в том, что численность преподавателей у нас определяется еще и нагрузкой (учебными часами), которая исчисляется исходя из контрольных цифр приема абитуриентов. По всей отрасли эти цифры пока не опубликованы, но, по словам Бурматова, количество бюджетных мест будет в среднем уменьшено на 30%. "Получается, – поясняет депутат, – из-за цифр приема количество преподавателей и так упадет на 30%, а теперь от оставшихся придется отнять еще 30-50%. Под нож попадут в первую очередь люди старшего возраста – предпенсионного, пенсионного. Людей, которые отдали науке всю жизнь, не бросили ее в 90-е, будут выкидывать на улицу".

Впрочем, по словам депутата, есть одно обнадеживающее обстоятельство: Минобрнауки вряд ли удастся выполнить свои обещания к 1 сентября. "Есть Трудовой кодекс, нельзя просто указать человеку на дверь. Он должен быть предупрежден заранее, ему необходимо выплатить причитающиеся деньги (ведь речь идет о сокращении штатов), отпускные; а ведь, кроме ничем не подтвержденных цифр в "30-50% лишних" преподавателей, у министерства вообще ничего нет".

Тем не менее какое-то (и очень существенное) сокращение преподавательского состава все же грядет, и уже нетрудно предвидеть, чем это обернется для качества учебного процесса. Поясняет старший научный сотрудник Института микробиологии им. С.Н. Виноградского РАН Евгений Куликов: "Повышение зарплат с нынешних копеек на 50% выльется в адское повышение нагрузки на человека (а следовательно, приведет к отмене любой минимальной науки в вузе на преподавательской ставке), в отрезание возможностей числиться и работать в вузе почасовиков и в полное отключение социального лифта для тех же самых аспирантов кафедры: после защиты у них заберут ставку из резерва, 0,25 мнс, и уволят".

Самым же главным фактором грядущих увольнений Куликов считает всевластие ректоров: "Как это технически будет сделано? Именно ректоры и УМУ (учебно-методические управления) начнут резать по живому и, естественно, не тронут собственные кормушки".

С тем, что всевластие ректоратов убьет реформу, солидарен и преподаватель НИУ ВШЭ Кирилл Мартынов: "Нужно понимать, что академическое сообщество сегодня лежит в руинах. Главный вопрос о сокращениях: кто их будет проводить? Если все будет делаться как обычно, то оставят тех, кто лучше всех умеет отчитываться, имеет связи с ректоратом. И без того плохая ситуация станет еще хуже".

"Ректоры давно рассматривают университет как личный бизнес, никаких иных задач у университета, по их мнению, нет, – пояснил Мартынов. – Отсюда – огромные, совершенно неадекватные административные штаты. Администрация – "золотая кость", а университеты – это такие административные фирмы, которые нанимают преподавателей, чтобы те производили "образовательную услугу", так что при появлении любой лазейки зарплату повысят именно административному персоналу во всем его многообразии".

При этом, по мнению Куликова, решение проблемы повышения окладов преподавателям лежит на поверхности: "Нужно провести нормальную аттестацию и установить на ее основе надбавки. Для этого нужно привлечь некие внебюджетные (отличные от базового финансирования) деньги, заявку на которые надо давать вузам по результатам аттестации. Поднимать зарплату, таким образом, получится нормально работающим кадрам. Кроме того, нужно провести внутренний аудит и зачистить прежде всего кормушки типа непрофильных факультетов".

Правда, если этим процессом будет заправлять команда "реформаторов" из ведомства Ливанова, то никакого толка из этого не выйдет. Печальная гарантия тому – результаты "реформы образования", которую насаждали все предшественники г-на Ливанова. Искренне болеющие за нашу систему образования эксперты уже давно твердят о том, что корень зла – в негодности самой этой "реформы", облаченной за последние годы во всякого рода "концепции", "стратегии", "программы" и бюджетную подпитку. А эти документы хоть и разработаны "реформаторами" от образования, но ведь одобрены высшим руководством страны!

Ко всему прочему руководство страны, поручая "реформаторам" это дело и одобряя его, что называется, играет с огнем. Уже из грядущих ориентиров (на 30-50%) сокращения профессорско-преподавательского состава (причем произведенного столь варварски и бездарно) нетрудно прикинуть, насколько в ближайшее время сузится электоральная поддержка партии власти и того же Владимира Путина, Да, один преподавательский корпус политической погоды, конечно, не сделает, но ведь руководство страны энергично продвигает, в принципе, такого же рода "реформы" в отношении и учителей средней школы, и врачей, и многих других социальных групп общества. Того и гляди возмущение людей, которых "реформировали" столь бесстыдным и бездарным образом, обернется массовыми протестами, способными попросту смести эту власть. 

Комментарии 0

Лента новостей

В России заблокировали Viber
17 часов назад  10

Новости партнеров