Во льдах Арктики совершен крестный ход
01 октября 2013, 15:00, ИА Амител
Идея совершить крестный ход на новом боевом пограничном корабле по возрождаемому Северному морскому пути и благословить северные рубежи России, по словам владыки Иакова, пришла ему еще несколько лет назад. Сроки проекта несколько раз переносились. И лишь этим летом он воплотился в жизнь.
Руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал-полковник Владимир Кулишов, возглавивший ее весной 2013 года, официально одобрил проект и пообещал оказать всяческое содействие.
Параллельно были согласованы сроки выхода нового боевого корабля в переход до берегов далекого Сахалина, а владыка Иаков был включен в штат боевого экипажа.
В рамках первого этапа, по пути из Санкт-Петербурга в Мурманск, корабль ПС-825 преодолел под ревнивыми взглядами сторожевых кораблей стран НАТО Балтийское и Северное моря.
На траверзе шведских берегов, вопреки международным правилам, над российским судном сделал несколько боевых заходов новейший истребитель "Еврофайтер" с опознавательными знаками нейтральной Швеции. Провокация не удалась. Корабль, руководимый опытным командиром перехода, капитаном первого ранга Андреем Лианчуком, стойко держался заданного курса. В норвежских водах Северного моря наше новое судно, на-оборот, торжественно, почти как старого коллегу, приветствовал пограничный корабль этой скандинавской страны.
Дорогой первых поморов
– Крестный поход, начавшийся из Северной столицы России в середине июля по всем ее северным границам, помимо всего прочего, оказался еще очень соответствующим идее, которая выражена была в циркуляре епархии при разработке знаменательных мероприятий, посвященных 1 025-летию Крещения Руси, – рассказывает епископ Иаков.
Перед самой отправкой на судно были доставлены две святыни – чудотворная икона с частицами мощей Николая Чудо-творца из кафедрального Богоявленского собора Нарьян-Мара и четырехметровый православный крест, изготовленный по нашей просьбе архангельскими мастерами из лиственницы. Большую помощь оказал вице-губернатор НАО Игорь Кузнецов, которого в полной мере могу назвать соратником в этом большом богоугодном проекте.
По словам владыки Иакова, крест был изготовлен по образцу тех крестов, которые ставили русские первопроходцы поморы на российских окраинах в далекие времена. Действительно, историки свидетельствуют: когда-то на берегах Сахалина и Курил стояли поморские кресты как символ северного духа и веры в Бога и свое Отечество. Поэтому по замыслу новый крест должен был стать символом преемственности поколений. По просьбе владыки Иакова экипаж установил и крепко закрепил четырехметровый лиственничный крест на месте локаторной установки.
Подготовка корабля к переходу заняла достаточно много времени. Несмотря на то, что новый корабль имеет повышенный ледовый класс, экипаж понимал, что предстоит непростой поход в суровых условиях Арктики по Северному морскому пути.
Крейсерская скорость корабля составляет 24 узла, что позволяет догнать и задержать даже самого оснащенного морского нарушителя. Но ни владыка Иаков, ни члены экипажа не предполагали, что испытать мобильность новой современной морской пограничной единицы придется уже в первом морском походе и почти в боевой обстановке.
Пройдя пролив Карские ворота, ПС-825 по рации неожиданно получает боевой приказ командования береговой охраны: лечь в дрейф и всеми возможными силами отсекать возможность прохода в северо-восточный российский сектор Карского моря ледокольного судна Arktik Sunrise, направлявшегося вопреки международным нормам к нефтяной платформе "Приразломная".
– Выполнением этой боевой задачи мы занимались в течение двух суток, – говорит далее епископ Иаков. – В конце концов, выполняя тактические маневры, мы преградили дальнейшее развитие этой провокации, перекрыли путь кораблю "Гринписа" в наши воды, и в какой-то момент он ретировался. ПС-825 сменил на этом посту другой боевой пограничный корабль, и наш экипаж получил приказ следовать дальше.
Испытание льдом и штормом
Из-за вынужденной незапланированной задержки ПС-825 немного запоздал к точке формирования северного каравана – проливу Вилькицкого, разделяющего полуостров Таймыр и острова Северной Земли.
Атомный ледокол "Ямал", не дождавшись пограничного корабля, повел очередной караван и вернулся к месту встречи через двое суток. В следующую ледовую проводку под патронажем "Ямала" пошли три торговых сухогруза, а завершал строй ПС-825, поскольку единственным из всех ведомых судов имел ледовый класс.
– Мы кружили следом за ледоколом, то шли на юг, то караван поворачивал резко на север, описывали петли, – делится пережитым владыка Иаков. – Экипаж недоумевал, что происходит. Оказывается, ветры изменились, тяжелые льды пришли к проливу Вилькицкого и закрыли нам путь. И, в конце концов, изменив курс, весь караван вслед за ледоколом пошел через архипелаги мелких островов, которые должны были прикрывать напор льдов. Льды были, действительно, тяжелые: 200 миль тяжелых ледовых полей толщиной в метр и больше. Это расстояние мы шли со средней скоростью два узла в час.
Казалось, что переход вдоль берега Таймыра затянется надолго. Ледоколу "Ямал" несколько раз приходилось возвращаться в хвост каравана и разряжать ледовую обстановку вокруг него. Но все-таки, преодолев 200-мильную ледовую полосу препятствий из тяжелых паковых льдов, ПС-825 вышел на чистую воду.
В Восточно-Сибирском море, достигнув границы льдов, ледокол "Ямал" оставил караван и ушел обратно за следующим. Далее каждое из судов пошло самостоятельно.
В этот момент экипажу показалось, что все свои испытания суровая Арктика отложила для следующих смельчаков. При входе в Чукотское море – почти совсем "океанское", с настоящей перламутровой океанской волной, а не свинцовой арктической, ПС-825 встретило вполне мирное стадо тихоокеанских китов численностью примерно в сто особей.
– Мы, наверное, часа два шли вместе с китами, сопровождаемые их фонтанами, – улыбается при этом воспоминании епископ Иаков.
Однако преодолевая пролив Санникова, ПС-825 неожиданно попадает в сильнейший семибалльный шторм. Арктика напоследок решила еще раз проверить пограничный корабль на прочность. Чукотское море превратилось для экипажа в очень серьезное испытание штормом. Сила ветра увеличилась до 22 мет-ров в секунду. Крен корабля достигал иногда 40-60 градусов.
– Корабль сбавил ход, все понимали, что такие крены очень опасны, – рассказывает владыка Иаков. – Ощущение было такое, что с правой стороны и с левой стена воды стоит до неба. Как в горках корабль несся. Опасность была реальной. Мы были даже вынуждены изменить курс, идти галсами, чтобы избежать опасности опрокидывания.
Ни капитан корабля Юрий Гаврилович Власов, ни командир похода, капитан первого ранга Андрей Леончук не покидали капитанского мостика. Перед экипажем стояла четкая и строгая задача – доставить новый боевой пограничный корабль в целости и сохранности к месту боевой службы.
Со штормом боевое судно стойко боролось двое суток. Быстро начавшись, шторм также быстро ушел в сторону. Пройдя Берингов пролив и обогнув туманный и живописный мыс Дежнева, ПС-825 вышел в Тихий океан. Оставалось пройти совсем немного.
Здравствуй, Невельск, здравствуй, Крильон
Город Петропавловск-Камчатский и Авачинская бухта встретили уставший ПС-825 солнечной тихой погодой и живописными облаками в небе над вулканами. На берегах Камчатки экипаж находился полтора дня. Встречи были теплыми. Камчатские пограничники встретили святыню из далекого НАО очень тепло. Командир бригады попросил владыку Иакова поднять икону Святителя Николая из кафедрального Богоявленского собора Нарьян-Мара на большой сторожевой корабль, который в этот же день должен был выходить на боевое дежурство, на вахту длиной в семьдесят суток.
– Я с радостью это исполнил, а на палубе обратился к личному составу со словами напутствия, – рассказывает владыка Иаков. – Моряки преклонились покровителю первопроходцев и моряков святителю Николаю и прошли торжественным маршем.
Командующий войсками и силами на северо-востоке РФ контр-адмирал Виктор Лиина, который встретился в своем штабе с экипажем, хорошо знаком многим в НАО. Не так давно, еще до назначения на Камчатку, он командовал Беломорской военно-морской базой, где несет службу наш "земляк" и тезка – боевой противолодочный корабль "Нарьян-Мар". Именно с того времени у Виктора Лиины сложились теплые и добрые отношения и с владыкой Иаковом, освятившим несколько лет назад корабль, и с нашим округом.
Завершающий этап перехода ПС-825 до города Невельска на юге Сахалина прошел спокойно, по графику. Новое судно будет теперь нести боевую службу на Дальнем Востоке в городе, носящем имя знаменитого российского адмирала Геннадия Ивановича Невельского, присоединившего Приамурье и Сахалин к России.
Лиственничный крест, изготовленный архангельскими мастерами, временно установлен как святыня с далекой, но близкой теперь заполярной земли, в главном храме города Невельска.
Местные власти и владыка Южно-Сахалинский и Курильский Тихон планируют установить его торжественно в живописном и символичном историческом месте – на высоком мысе Крильон в проливе Лаперуза, где расположены маяк и старинная береговая батарея, сохранившаяся до сих пор. В торжественных мероприятиях намерен принять участие и владыка Иаков, осуществивший исторический проект благодаря участию многих и многих людей.
– Это будет символичным деянием, которое означит благо-успешное завершение освящения Северного морского пути и крестного похода с самых западных российских территорий до Дальнего Востока, – сказал в конце нашей беседы епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков.
Так завершился этот исторический поход. Пограничным кораблем ПС-825 пройдено три океана и 11 северных арктических морей, всего 7 803 морских мили. На боевое дежурство на Дальнем Востоке встали поморский крест – символ северной надежности – и новый боевой российский корабль – гарант территориальной безопасности нашего Отечества.
Комментарии 0