Юрлиц обяжут заглядывать в электронную почту
28 января 2013, 13:17, ИА Амител
— Когда подается иск в арбитражный суд, заявитель обязан пойти на
почту, отправить копию всех документов стороне ответчика и, приложив
почтовую квитанцию, направить заявление в суд. Понятно, что удобнее
сделать это в один шаг, не покидая почтового отделения, поэтому
подавляющее большинство заявлений у нас до сих пор поступает в суды на
бумажном носителе, — рассказал "Известиям" начальник Управления
информатизации и связи Высшего арбитражного суда (ВАС) Игорь Соловьев.
Несмотря
на то что система электронной подачи документов "Мой арбитр" заработала
еще в сентябре 2011 года, через нее на настоящий момент проходит
лишь15% всех исков (в 2012 году это было более 3,2 млн документов).
Решение проблемы уже зреет в стенах Минкомсвязи, Федеральной налоговой
службы (ФНС) и ВАС.
— Подобно тому как на сайте госуслуг у
гражданина есть личный кабинет, где он может обмениваться документам с
органами власти, так со временем мы хотим ввести аналогичную систему и
для юридических лиц, — говорит Игорь Соловьев.
Фирмы заставят
проверять свои электронные почтовые ящики — предположительно, они будут
размещены на базе сайта ФНС, где планируется запустить сервис "Личный
кабинет" для юридических лиц. По мере прочтения сообщений отправителю
придет оповещение — с этого момента получатель будет считаться
извещенным о начале судебного разбирательства или о тех или иных
процессуальных действиях. Дублировать извещение обычной почтой уже будет
не нужно. Контрольных показателей роста доли документов, поданных в
электронном виде, в ВАС не ставят. Но, как заявил "Известиям" Игорь
Соловьев, высшей судебной инстанции хотелось бы, чтобы процесс
информатизации начался в 2015 году с органов публичной власти, к 2017-му
присоединил открытые акционерные общества и другие крупные структуры, а
в 2019 году завершился подключением к системе всех остальных. При этом,
подчеркивают в ВАС, у "физиков" и индивидуальных предпринимателей
возможность подачи документов в бумажном виде будет сохраняться всегда.
—
По-моему, идея отличная. ВАС заранее доказал это своими предыдущими
проектами по налаживанию электронного документооборота, реализованными
более чем удачно, — считает партнер юридической фирмы "Некторов,
Савельев и партнеры" Сергей Савельев. — Единственное — у частных лиц
должна быть альтернатива, прибегать к электронной переписке с
госорганами или нет, ведь у некоторых людей есть четкое предубеждение
против небумажных технологий, говорит юрист. В любом случае участники
споров не должны нести риски ввиду компьютерной неграмотности.
—
Поскольку любая программа не может работать без сбоев, это может
отталкивать, но я уверен, что среди компаний найдется очень много
сторонников идеи, которые с энтузиазмом перейдут к новой системе, —
заявил "Известиям" Савельев.
С тем, что общество готово к нововведениям, согласен основатель портала LiveInternet Герман Клименко.
—
Ведь очень многие фирмы сейчас отправляют бухгалтерские балансы в
налоговую по электронной почте — никаких проблем не возникает. А
бумажные письма то доходят, то не доходят. Так что реализацию идеи ВАС я
поддерживаю, — заявил Клименко "Известиям".
Особую отдачу
разработчики рассчитывают получить от органов государственной власти: на
одну только ФНС приходится до 30% всех подаваемых исков. Наиболее
активно подают иски также Федеральная таможенная служба (ФТС) и
пенсионные фонды. Правда, в случае с госорганами есть и другая проблема:
их внутренние правила не позволяют их сотрудникам подавать иски через
"Мой арбитр".
— "Мой арбитр" — система вполне безопасная,
передаваемые в ней персональные данные надежно зашифрованы. Однако
локальные акты, из-за которых юристы госструктур ограничены в подаче
судебных заявлений через интернет, составлялись еще до введения "Моего
арбитра", — поясняет Игорь Соловьев. Вместе с тем, по его словам, когда,
например, налоговикам или пенсионщикам нужно отправить ходатайство в
последний день, они не затрудняются делать это через интернет.
Поэтому
в планах у специалистов ВАС, кроме всего прочего, разработка и
"гостирование" нового сертификата безопасности, на котором построят
прямой канал обмена информацией специально для госструктур. В итоге, по
словам Игоря Соловьева, к 2015 году они смогут интегрироваться в "Мой
арбитр". Более того, заявление исков по интернету для них станет
обязательным.
— Не могу придумать способ, как использовать
персональные данные, находящиеся в исковых заявлениях в недобросовестных
целях, тем более что потом всё это выкладывается в картотеке
арбитражных дел в свободном доступе. Так что я думаю, что проблема
персональных данных переоценена — но зато под нее ложатся любые
разработки и дополнительные бюджеты, — говорит основатель портала
LiveInternet Герман Клименко. Вместе с тем он отметил, что введение
новой системы подачи исков упростит жизнь и самим госслужащим, и тем, на
кого эти иски будут направлены, то есть предприятиям.
Напомним,
что проект закона об электронном документообороте для судов,
следователей и нотариата был опубликован Минюстом еще летом прошлого
года. Документ предполагает внесение изменений во все процессуальные
кодексы (АПК, ГПК, УПК и КоАП), которые позволят участникам
судопроизводства направлять в суд ходатайства, заявления, жалобы и иные
документы в электронной форме. Кроме того, на сайтах судов появятся
специальные формы, заполнив которые, граждане и юридические лица смогут
направлять такие документы вместе с доказательствами. Предусматривается,
что копии процессуальных документов все стороны спора смогут тоже
получить в электронном виде. А для подтверждения подлинности бумаг они
должны будут заверены электронной подписью как со стороны судов, так и
со стороны участников судопроизводства.
Комментарии 0