Юрлиц обяжут заглядывать в электронную почту

28 января 2013, 13:17, ИА Амител

Компании начнут получать уведомления о подаче против них исковых заявлений через интернет. Нововведение должно резко снизить бумажный документооборот в арбитражных судах, - об этом пишут "Известия ".

— Когда подается иск в арбитражный суд, заявитель обязан пойти на почту, отправить копию всех документов стороне ответчика и, приложив почтовую квитанцию, направить заявление в суд. Понятно, что удобнее сделать это в один шаг, не покидая почтового отделения, поэтому подавляющее большинство заявлений у нас до сих пор поступает в суды на бумажном носителе, — рассказал "Известиям" начальник Управления информатизации и связи Высшего арбитражного суда (ВАС) Игорь Соловьев.

Несмотря на то что система электронной подачи документов "Мой арбитр" заработала еще в сентябре 2011 года, через нее на настоящий момент проходит лишь15% всех исков (в 2012 году это было более 3,2 млн документов). Решение проблемы уже зреет в стенах Минкомсвязи, Федеральной налоговой службы (ФНС) и ВАС.

— Подобно тому как на сайте госуслуг у гражданина есть личный кабинет, где он может обмениваться документам с органами власти, так со временем мы хотим ввести аналогичную систему и для юридических лиц, — говорит Игорь Соловьев.

Фирмы заставят проверять свои электронные почтовые ящики — предположительно, они будут размещены на базе сайта ФНС, где планируется запустить сервис "Личный кабинет" для юридических лиц. По мере прочтения сообщений отправителю придет оповещение — с этого момента получатель будет считаться извещенным о начале судебного разбирательства или о тех или иных процессуальных действиях. Дублировать извещение обычной почтой уже будет не нужно. Контрольных показателей роста доли документов, поданных в электронном виде, в  ВАС не ставят. Но, как заявил "Известиям" Игорь Соловьев, высшей судебной инстанции хотелось бы, чтобы процесс информатизации начался в 2015 году с органов публичной власти, к 2017-му присоединил открытые акционерные общества и другие крупные структуры, а в 2019 году завершился подключением к системе всех остальных. При этом, подчеркивают в ВАС, у "физиков" и индивидуальных предпринимателей возможность подачи документов в бумажном виде будет сохраняться всегда.

— По-моему, идея отличная. ВАС заранее доказал это своими предыдущими проектами по налаживанию электронного документооборота, реализованными более чем удачно, — считает партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Сергей Савельев. — Единственное — у частных лиц должна быть альтернатива, прибегать к электронной переписке с госорганами или нет, ведь у некоторых людей есть четкое предубеждение против небумажных технологий, говорит юрист. В любом случае участники споров не должны нести риски ввиду компьютерной неграмотности.

— Поскольку любая программа не может работать без сбоев, это может отталкивать, но я уверен, что среди компаний найдется очень много сторонников идеи, которые с энтузиазмом перейдут к новой системе, — заявил "Известиям" Савельев.

С тем, что общество готово к нововведениям, согласен основатель портала LiveInternet Герман Клименко.

— Ведь очень многие фирмы сейчас отправляют бухгалтерские балансы в налоговую по электронной почте — никаких проблем не возникает. А бумажные письма то доходят, то не доходят. Так что реализацию идеи ВАС я поддерживаю, — заявил Клименко "Известиям".

Особую отдачу разработчики рассчитывают получить от органов государственной власти: на одну только ФНС приходится до 30% всех подаваемых исков. Наиболее активно подают иски также Федеральная таможенная служба (ФТС) и пенсионные фонды. Правда, в случае с госорганами есть и другая проблема: их внутренние правила не позволяют их сотрудникам подавать иски через "Мой арбитр".

— "Мой арбитр" — система вполне безопасная, передаваемые в ней персональные данные надежно зашифрованы. Однако локальные акты, из-за которых юристы госструктур ограничены в подаче судебных заявлений через интернет, составлялись еще до введения "Моего арбитра", — поясняет Игорь Соловьев. Вместе с тем, по его словам, когда, например, налоговикам или пенсионщикам нужно отправить ходатайство в последний день, они не затрудняются делать это через интернет.

Поэтому в планах у специалистов ВАС, кроме всего прочего, разработка и "гостирование" нового сертификата безопасности, на котором построят прямой канал обмена информацией специально для госструктур. В итоге, по словам Игоря Соловьева, к 2015 году они смогут интегрироваться в "Мой арбитр". Более того, заявление исков по интернету для них станет обязательным.

— Не могу придумать способ, как использовать персональные данные, находящиеся в исковых заявлениях в недобросовестных целях, тем более что потом всё это выкладывается в картотеке арбитражных дел в свободном доступе. Так что я думаю, что проблема персональных данных переоценена — но зато под нее ложатся любые разработки и дополнительные бюджеты, — говорит основатель портала LiveInternet Герман Клименко. Вместе с тем он отметил, что введение новой системы подачи исков упростит жизнь и самим госслужащим, и тем, на кого эти иски будут направлены, то есть предприятиям.

Напомним, что проект закона об электронном документообороте для судов, следователей и нотариата был опубликован Минюстом еще летом прошлого года. Документ предполагает внесение изменений во все процессуальные кодексы (АПК, ГПК, УПК и КоАП), которые позволят участникам судопроизводства направлять в суд ходатайства, заявления, жалобы и иные документы в электронной форме. Кроме того, на сайтах судов появятся специальные формы, заполнив которые, граждане и юридические лица смогут направлять такие документы вместе с доказательствами. Предусматривается, что копии процессуальных документов все стороны спора смогут тоже получить в электронном виде. А для подтверждения подлинности бумаг они должны будут заверены электронной подписью как со стороны судов, так и со стороны участников судопроизводства.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров