За 300 тыс. рублей в обанкротившемся хозяйстве Алтайского края можно приобрести дома с хозяевами

17 апреля 2009, 16:48, ИА Амител

Ж ивые люди  входят в стоимость покупки  дома: такой "бонус" к квартирам  делает обанкротившееся хозяйство Усть-Калманского района Алтайского края. Сбывают "подешевке": дома выставлены на торг по невысокой цене - около трехсот тысяч за два.  Причем, об этой распродаже сами жильцы узнали из газеты. Как в селах Алтайского края "продают заживо" - в спецрепортаже журналиста телепрограммы "Наши новости" Ирины Гулиевой.

Фактически - это дом на два хозяина, юридически - хозяев у него нет. Проживающие здесь люди, рассчитывали на право собственности 12 лет, но не рассчитали. В 96-м году для лучших сотрудников местный совхоз построил жилье, пообещав, что через 10 лет добросовестной работы оно заслуженно перейдет в их распоряжение.

Сначала обещания оказались пустыми, а теперь - и дом по улице Олимпийская, 20 - нужно опустошить. Он продается под лотом 13, а жильцы - раз ве что  бесплатное приложение  к покупке. Объявление в газете ударило ниже пояса - 12 лет Катаевы его затягивали, питая себя и двоих детей одними почти только надеждами, без зарплаты.

"Да вообще почти не платили, как в животноводство перешел - там месяца в три авансик дадут маленький, да и все", - поясняет глава семейства Николай Катаев.

В прошлом году - совхоз обанкротился, его имущество сейчас - пущено в торги, а его сотрудники - потеряли не только работу. Но и договоры об обещанной передаче казенного имущества, когда-то заключенные с работодателями. Однако с этой потерей им помогли.

"Пришла сотрудница - и обманом нас: говорит, документ тот же останется, надо подпись и печать поставить в договора. Ну печать и печать - все отдали", - поясняет Елена Катаева.

Прежних договоров и след простыл.  Друзья по несчастью и по соседству - пенсионеры Черненко, когда прочитали объявление о продаже совместно нажитого, как им казалось, имущества - глазам не поверили, когда поверили - вызвали скорую - сердце не выдержало. А сейчас - не выдерживают и нервы.

"Жить или не жить? Вылетать или не вылетать? А может, сразу - по нашему возрасту - прибираться? Ид ти-то некуда", - сокрушается Валентина Черненко. Ее муж - Владимир Черненко - добавляет: "Ну топором и все - оружия у меня нет. Собаку натравлю еще. Бензин поставить...".

Несостоявшиеся хозяева готовятся к встрече будущих покупателей - а организаторы торгов обанкротившегося предприятия - готовятся к выселению нынешних жильцов. Шлют письма, к 9 мая велят помещение освободить.
В поселке Новый Чарыш, что в семи километрах от районного центра, - продаются еще два дома. Две семьи - торговаться не стали, собрали чемоданы и были таковы. А большинству - податься некуда. У матери-одиночки, например, на руках два ребенка, маленькая внучка и зарплата почтальона в 900 рублей.

"А мне некуда деваться - при всем желании, я копейки получаю за эту почту - все. От биржи труда", - поясняет Светлана Бирюля, а Нина Васильева - мать Светланы - не может сдержать эмоций: "Ну, может быть, вы поймете, что нельзя эту семью трогать? Может быть, она доживет до какого-то времени, чтоб могла хоть что-то заработать, хоть какой-то угол купить. Ну мы где живем? Не в советском союзе, не в России живем что ли? Мы где живем?".

Ответы на свои вопросы горе-жильцы - пытались найти в суде. Районный - в иске на закрепление права собственности - отказал, краевой - оставил то ж е решение. На одном основании - документ, подтверждающий договоренность - 10 лет работаешь- квартира твоя - потерян. Но по закону, для жильцов еще потеряно еще не все.

Илья Борисов, председатель Усть-Калманского районного суда: "Вообще-то, это дело прокурора - надо посмотреть, как и почему пропал этот протокол, вот этот договор. Вот от этого будет зависеть разрешение спора: или в ту, или в эту сторону".

Илья Бортняк, прокурор Усть-Калманского района: "Насколько на сегодняшний день изв естно, право собственности в установленном порядке на эти спорные жилые дома не зарегистрировано, т.е. нет этих документов ни у заявителей, ни у хозяйства. Известно только, что оно стоит на балансе у хозяйства".

Дома-фантомы: юридически не принадлежат пока никому. Но у строившего их хозяйства шансов на получение прав больше.

"Три раза организация, из-за которой весь сыр-бор, меняла название - сначала это был совхоз Усть-Калманский, затем - акционерное общество "Восход" - оно и обещало сотрудникам жилье взамен на 10 лет работы. Сейчас - сельскохозяйственный кооператив "Надежда" - это все, что осталось от когда-то Усть-Калманского совхоза. Но никакой надежды нынешним выселенцам оно не дает, потому что с юридической точки зрения - не отвечает за долги своего предшественника", - поясняет корреспондент "НН" Ирина Гулиева.

Но это только с юридической точки зрения. Череда реорганизаций затеивалась не случайно - рассказывает нам много лет возглавлявшая совхоз Усть-Калманский Татьяна Лопанова: "Просто решили уйти от налогов. Сегодня в крае много таких примеров, когда долги оставляли в несуществующем хозяйстве, все активы переводили в новое хозяйство, но это все шло на пользу коллектива и производства".

Обанкротившийся совхоз Усть-Калманский остался в прошлом, квартиры - там же, в счет многомиллионного долга перед государством. Районные власти, и руководство банкрота, по словам конкурсного управляющего, выставить на торг решили именно их.

Марина Шелепова, конкурсный управляющий обанкротившегося ЗАО "Усть-Калманский": "Ну по-человечески их жаль, но местные власти и бывшее руководство - отдало на откуп именно вот это имущество. Все компромиссы, которые мы предлагали - они не приемлемы для них. Имущества в районе достаточно, которое бы могло быть включено в конкурсную массу".

В течение двух недель -  максимум месяца   конкурсная управляющая пообещала зарегистрировать право собственности и добиться выселения через суд.
На 28 апреля назначены очередные торги. Первые  - 31 марта - не состоялись: не нашлось желающих купить домики в деревне с таким-то бонусом. Единственная надежда жильцов - что и не найдутся после такой-то "рекламы".

"Мы не знаем, как кричать - люди, помогите, хоть кто-нибудь путь отзовется. Есть же закон какой-то, чтоб защитить нас?", - вопрошает Валентина Черненко.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров