За аварии на дорогах солдат станут наказывать в части
26 марта 2014, 12:05, ИА Амител
Госдума приняла в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), расширяющие полномочия военной автоинспекции (ВАИ). Один из пунктов законопроекта должен покончить с фактической безнаказанностью солдат-срочников, совершивших правонарушения, за которые по КоАПу положен административный штраф. По словам разработчиков поправок, речь идет прежде всего об ответственности военных водителей за ДТП и нарушение правил дорожного движения. Об этом пишут Известия .
Сегодня, согласно статье 3.5 КоАП "Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы".
Авторы законопроекта — сенаторы Виктор Озеров и Владимир Федоров — предлагают дополнить эту статью — если за правонарушение предусмотрено только наказание в виде штрафа, то "выносится определение... о передаче дела командиру части, где виновный проходит военную службу, для принятия иных мер воздействия".
ДТП с участием военнослужащих рассматривает ВАИ. Один из авторов законопроекта Владимир Федоров рассказал "Известиям", что сейчас их нередко закрывают по истечении срока давности — он в разных случаях составляет от 2 до 3 месяцев.
— В случае происшествия территориальные ВАИ передают документы в региональные, которых в России всего четыре — по одному на военный округ. Только на пересылку дела по почте уходит много времени. В прошлом году около 1,5 тыс. человек ушло от ответственности за ДТП и нарушения правил. Чтобы ускорить процесс наказания и гарантировать привлечение к ответственности, и предлагается эта мера, — сказал Владимир Федоров.
Согласно тексту пояснительной записки к законопроекту (имеется у "Известий"), средняя удаленность регионального органа военной автоинспекции от территориального составляет порядка 450 км. Новый порядок рассмотрения дел позволит военнослужащему лично отстаивать свою правоту, отмечает Владимир Федоров.
— Не все военнослужащие имеют возможность приехать по месту рассмотрения дела, чтобы доказывать свою невиновность или объяснить свое видение ситуации. Теперь процесс будет приближен к нарушителю, — полагает он.
В Минобороны "Известиям" сообщили, что командир части может наложить на виновника аварии только дисциплинарное взыскание. Оно может варьироваться в зависимости от степени вины. Речь может идти о выговоре, лишении увольнительных, нарядах вне очереди. Контрактника могут предупредить о неполном служебном соответствии.
По мнению представителей правозащитных организаций, проблема в том, что в большинстве случаев причиной дорожного происшествия становится неправильный приказ самого командира.
— Наша практика показывает, что в случаях с нарушениями перевозок офицеры всеми силами стараются себя оправдать, — говорит ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. — Они машинами не управляют, просто сидят рядом, и крайними оказываются рядовые. Пока обходилось без смертей, но пострадавшие были. Более справедлива в вынесении решений была бы военная прокуратура.
Она напомнила, что в 2006 году в Хабаровском крае при перевозке картофеля с поля в войсковую часть армейская машина опрокинулась. При этом пострадали находившиеся в кузове грузовика срочники. Несколькими годами позже во время ремонта московского дворца ЦСКА в кузове самосвала вместе с арматурой и металлоконструкциями перевозили солдат, несколько человек получили травмы.
Председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов полагает, что аварии с участием военных водителей обычно происходят по вине других участников движения. А недоверие к армейским шоферам осталось со времен, когда солдат привлекали для уборки урожая и других несвойственных армии задач.
— Военный водитель создает проблемы, когда двигается один, это бывает редко, — пояснил Александр Котов. — Обычно военные едут в колонне в сопровождении легковых машин с опознавательными знаками и маячками. Гражданские водители любят въезжать в середину такой колонны и создавать помехи.
Комментарии 0