За автошколы взялись всерьез
21 ноября 2012, 09:05, ИА Амител
Под пристальное внимание Госавтоинспекции, Генпрокуратуры и
даже Совета Федерации в этот раз попали автошколы. Причем эти "высокие"
ведомства не устраивает не только уровень знаний подготавливаемых здесь
водителей, но и сам процесс организации обучения, - пишет редактор auto.amic.ru Светлана Яковлева.
В-общем-то отчасти, это справедливо. Нередки случаи, когда
инструктора автошкол "с прохладцей" относятся к выполнению своих обязанностей и
в области преподавания теории, и в области практики.
Например, один из барнаульских водителей, пожелавший
остаться анонимным, сообщил "АвтоАмику": "Я учился в автошколе при вузе студентом. Нас сдало всего
10% от всего курса. А все почему? Потому что на занятиях мы изучали устройство
карбюратора от 412 москвича, а на вождении на автодроме инструкторы в карты
играли…".
Конечно, не во всех автошколах бывают такие случаи явного нарушения
учебного процесса, но поводов для претензий к этим образовательным учреждениям хватает. Так, по сообщению Генпрокуратуры, региональными прокурорами выявлены
многочисленные случаи неисполнения образовательными учреждениями требований
законодательства к образовательному процессу.
В частности, в некоторых российских автошколах отсутствуют
образовательные и рабочие программы по обучению кандидатов в водители, графики
учебного вождения, школы не обеспечены учебно-методической литературой. Прокуратуры
Республики Башкортостан, Московской области, Санкт-Петербурга и Ставропольского
края установили, что нередко кандидаты в водители не проходят полный курс
обучения.
За девять месяцев в России зарегистрировано 20 тыс. 777 ДТП
с участием водителей со стажем управления транспортным средством до 3 лет, в
которых погибло 2 тыс. 472 человека и пострадало еще 29 тыс. 540 людей. Рост
числа ДТП этой категории, количества погибших и пострадавших в них граждан в
сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 11,7%, 5,8% и 11,7%
соответственно.
Увеличение числа таких автоаварий в Генеральной прокуратуре
склонны связывать с ненадлежащей организацией обучения граждан вождению транспортными
средствами. Игнорируя требования законодательства о лицензировании
образовательной деятельности, об образовании, подготовка автошколами водителей
нередко проводится без соответствующей лицензии, а также с нарушением
предусмотренных лицензией требований.
В этой связи Генеральная прокуратура России поручила
прокурорам активизировать надзор за исполнением законодательства при подготовке
будущих водителей в автошколах. При этом особое внимание будет обращено на
полноту и эффективность выполняемых органами исполнительной власти субъектов
России полномочий при реализации функций государственного контроля в сфере
соблюдения автошколами лицензионных требований и условий при осуществлении
образовательной деятельности.
Совет Федерации также не остался в стороне от этой проблемы.
Сегодня, 21 ноября, ведомство проведет специальное заседание палаты,
посвященное обсуждению вопросов повышения безопасности на дорогах. По словам
вице-спикера Светланы Орловой, до конца ноября будут готовы комплексные
законодательные предложения по улучшению ситуации в этой области.
Одна из позиций, заметила вице-спикер, будет затрагивать
проблему качества подготовки водителей. "Деятельность организаций по подготовке
водителей надо лицензировать и жестко отслеживать соблюдение лицензионных
требований", - уверена Светлана Орлова.
Она считает, что нужно усилить изучение правил безопасного
поведения на дороге во всех классах, утвердить обязательные часы в
образовательных программах. В свою очередь начальник Главного управления по
обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант
полиции Виктор Нилов предложил
обязательное преподавание в школах Правил дорожного движения.
Целый ряд недавних инициатив Госавтоинспекции также оказался
направлен на ужесточение сдачи и приема экзаменов на получение водительского
удостоверения. Одно из предложений – возможность ограничения количества
пересдач экзамена на получение водительского удостоверения для выпускников
автошкол.
И вот во вторник, 19 ноября, заместитель начальника отдела
организации экзаменационной работы и контроля за перевозкой пассажиров и грузов
ГУОБДД МВД России Дмитрий Желтенков озвучил
новую "идею" Госавтоинспекции. По сообщению агентства РАПСИ,
МВД РФ планирует ввести зачетные книжки для граждан, обучающихся в автошколах.
"Мы будем разделять процесс подготовки, вводить
зачетную книжку для обучаемого и вводить этапность обучения. По окончании
каждого этапа... кандидат в водители должен будет подтверждать свои знания. До
сдачи одного блока человек не сможет приступить к изучению следующего", -
сказал Желтенков.
Отметим, сегодняшней подготовкой начинающих водителей
недовольны и автолюбителей. "Совершенно очевидно, что с подготовкой водителей
что-то нужно было делать еще вчера", - сообщил ранее "АвтоАмику"председатель НОО "Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков.
По его словам, курсы подготовки водителей должны стать
не только обучающими, но и регулирующими. "Они не должны быть короткими, они не
должны быть дешевыми, они не должны быть простыми. Необходимы курсы
экстремального вождения, должны быть курсы вождения в потоке транспорта, должны
быть курсы коллективной безопасности, должны быть курсы помощи, этикета,
культуры. Это не дешево, но еще в автошколе необходимо заложить основы
человеческих взаимоотношений на дороге", - считает председатель ФАА.
Виктор Клепиков подчеркивает: "Что бы навести порядок на
автодорогах, ГИБДД не должна себя ограничивать только регулирующими функциями.
Несмотря на то, что ежегодно гибнут на дорогах десятки тысяч людей, совершается
масса ДТП, до сих пор никто не озадачился созданием базы по
водителям-виновникам и причинам этих автоаварий. Хотя общеизвестно, что
существуют психологические и социальные предпосылки к совершению ДТП".
По его мнению, необходимо отсеивать от вождения "всех
имеющих предрасположенность к ДТП из-за лихачества, несдержанности и хамства".
"С каждым разом наказание должно быть жестче и значимей. Базы данных и
компьютеры сейчас это легко позволяют создать. На этом этапе необходимо
включить у ГИБДД стимул бороться с причинами, а не со следствиями", -
считает Виктор Клепиков.
"Но это ВСЕ не будет работать, пока не искоренят продажу
прав. Пока наши депутаты не наберутся смелости и не скажут, что НА ДОРОГЕ
ВСЕ РАВНЫ. Необходимо ввести ДВОЙНОЕ наказание предъявителям "красных
корочек" козыряющих перед сотрудниками ДПС. Наводить порядок в области БДД
уже давно пора, но у нас же, боюсь, как обычно все сведется к
полумерам, либо пиар-компанейщине", - резюмирует председатель НОО
"Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков.
Комментарии 0