За кадром советского кино: «Чародеи»

Любопытные факты из истории создания прекрасного фильма "Чародеи"

13 декабря 2013, 08:08, ИА Амител

Сайт cccp2.mirtesen.ru представляет любопытные факты из истории создания прекрасного фильма "Чародеи", которая не менее интересна, чем сама кинокартина.

1. Мюзикл "Чародеи" вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего – например, в газете "Труд" 1983 года писали, что "чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила" – эта картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.

Написанный по книге братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте "НУИНУ" (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели…

2. Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино. Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли. Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский гостинично-туристический комплекс "Турцентр". Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание "НУИНУ", и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница "Союз" с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница "Союз" двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы "Союз" и наверх "затащили" здание ГТК "Турцентр". Надо сказать, гибрид получился весьма удачным.

3. Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод "Три белых коня".

4. В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Эммануила Виторгана играет на трубе, а сестрёнка Вани (Александр Абдулов) задорно поёт "Три белых коня", Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. "Чародеи" были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: "Могу сниматься только ночью".

5. Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу). Не смотря на слова режиссера Бромберга в самом начале съёмок: "Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли" (у актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно.

6. Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. "Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки".

7. Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное "Главное, чтобы костюмчик сидел"), заимствована из фильма "Лихорадка субботнего вечера" (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты.

8. На роль директора института НУИНУ Шемаханской пробовались и Наталья Гундарева, и Алиса Фрейндлих, однако сыграла ревнивого мага Первой величины Екатерина Васильева. Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской "Сказки о золотом петушке" ("шамаханская царица").

9. Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев — интриган и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и "подсидеть" Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии — он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и "чиновника от науки", устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе.

10. На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили при монтаже.

11. Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная — гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: "Боже, как я похудел". Фразу, ставшую крылатой, "Ну кто так строит?!" предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу.

12. Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в фильме поют сами (за исключением "Серенады" "…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!.."). А вот за Яковлеву и Ашимову пели, соответственно, Ирина Отиева, Ольга Рождественская и Лариса Долина.

13. Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: "Хам!" и "Ура!". Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше шансов у него было получить роль.

По материалам p-i-f.livejournal.com

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров