Зеэв Элькин: «Химоружие Асада может попасть к «Хезболле» и другим террористам»
13 мая 2013, 10:58, ИА Амител
Недавний ракетный удар по Сирии, в котором Дамаск обвиняет Израиль, привел к очередному витку сирийского кризиса. Многие даже восприняли это как предвестник полномасштабной военной кампании Запада против режима Башара Асада. Об этом, отношениях с Сирией в целом и о диалоге с палестинцами "Известиям" рассказал и.о. главы МИД Израиля Зеэв Элькин.
— В Китае одновременно проходят визиты премьера Израиля Биньямина Нетаньяху и палестинского лидера Махмуда Аббаса. Возможно ли, что в Пекине при посредничестве китайцев произойдет их встреча?
— Думаю, что нет. Мы были бы рады начать прямые переговоры при любой возможности. Неважно где — в Иерусалиме, Рамалле, Москве или Пекине. Но, к сожалению, на данный момент Аббас к ним не готов.
— Но ведь Китай не случайно пригласил их в одно время...
— Это, видимо, попытка Китая по поддержанию политической симметрии. Желание подчеркнуть, что Пекин хочет иметь дело с обеими сторонами.
— Можно ли предположить, что китайцы уже рассматривают Палестину как отдельное государство, с которым они хотят развивать отношения?
— Не думаю. Хотя об этом лучше спросить китайскую сторону. Но фактом является то, что Пекин поддерживает контакты с палестинским руководством. Как и многие другие страны.
— Что касается израильских ракетных ударов по Сирии. Рассматриваете ли вы возможность нанесения новых?
— Официально мы по принятой в Израиле традиции не даем комментариев по таким поводам. Но могу сказать о нашей общей обеспокоенности, что нестабильная обстановка в Сирии может привести к тому, что химическое и любое другое оружие попадет в руки террористов, начиная от "Хезболлы" и заканчивая суннитскими организациями исламского джихада.
— В Москве только что завершились переговоры госсекретаря США Джона Керри с его российским коллегой Сергеем Лавровым. Они договорились о проведении международной конференции по Сирии, которая должна стать продолжением женевской. Планирует ли Израиль принять участие в этом форуме?
— Если нас пригласят, мы, конечно, приедем. Но в принципе Израиль не считает, что должен быть ведущим игроком в деле сирийского урегулирования. Мы не вмешиваемся в сирийские внутренние дела и обеспокоены, как я уже сказал, только судьбой огромных арсеналов находящегося там оружия. Но мы приветствуем любой обмен мнениями с участием ведущих стран мира по нормализации здесь ситуации.
— Видите ли вы какую-то возможность усадить за стол переговоров обе противоборствующие стороны, притом что сирийская оппозиция постоянно заявляет о нежелании в них участвовать?
— Мы не являемся в этом вопросе лучшими экспертами, так как не поддерживаем контакты ни с той, ни с другой стороной.
— Асад дал зеленый свет "Национальному фронту освобождения Палестины" для нанесения ударов по Израилю. Рассматриваете ли вы это как существенную угрозу для государства?
— Я отношусь к этому как к декларативному акту. Тем более что палестинские террористические организации готовы ударить по Израилю в любой момент. И им не нужно для этого спрашивать разрешения у Асада. Мы делаем все, чтобы защитить свою безопасность. Однако заявление Асада, конечно, беспокоит нас как пример открытой поддержки террора. Но он делает это уже не в первый раз.
— То есть нет повода для серьезных шагов — например, объявления всеобщей мобилизации?
— Это так. Но мы с тревогой относимся к тому, что происходит на наших северных границах. Дальнейшая дестабилизация обстановки на Голанских высотах несет прямую угрозу нашей безопасности. Там 7 мая на разделительной линии были похищены четыре филиппинских миротворца ООН. Это заставляет нас поставить большой знак вопроса, насколько в будущих соглашениях с палестинцами Израиль может полагаться на какие-то иностранные военные силы, если при первой же вспышке конфликта они предпочитают отступить, демонстрируя неспособность решать проблему. Мы сталкивались с этим и в других местах — например, на границе Египта и сектора Газа, когда европейские наблюдатели, которые должны были контролировать, чтобы через нее не шло оружие, бежали при первом же столкновении.
— Связываете ли вы антиизраильскую активизацию в секторе Газа с вашими ударами по Сирии?
— Повторюсь, Израиль никогда официально не заявлял, что бил по Сирии. Так что не могу подписаться под посылом вашего вопроса. Но вместе с тем с сожалением констатирую, что сектор Газа превратился в очаг очень опасного исламского радикального терроризма. И это та реальность, в условиях которой нам приходится существовать.
Комментарии 0