Жительница Барнаула Людмила Черных: нагревшись на зимнем молоке, обжигаемся на летнем

21 мая 2011, 10:15, ИА Амител

Жительница Барнаула Людмила Черных 13 мая обратилась в " АП" по поводу цен на молоко. Вот что она рассказала:

- У меня в Нижней Гусихе Усть-Пристанского района живёт младшая сестра. Работать в селе негде, поэтому её семья держит четыре коровы. Это единственный способ выжить. Недавно её предупредили, что цена на молоко с 1 июня будет шесть рублей за литр. Здесь же живет и старшая сестра. Она тоже держала коров, но сдала их ещё в прошлом году из-за высоких цен на корма. А сегодня младшая сестра думает, держать дальше коров или нет. Но на что она будет жить?

По электронке пришло письмо от Оксаны Ющенко из села Николаевка Поспелихинского района. Она от имени жителей села просит обсудить тему "цена на молоко", так как с 1 июня им будут платить по 8 рублей за литр.

- Почему не могут навести порядок с закупом молока? – задается она вопросом. - Нас призывают вести личное подсобное хозяйство. А получается, что мы кормим кровососов-перекупщиков.

На днях в краевом управлении пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности под руководством заместителя губернатора Александра Лукьянова с участием председателя комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергея Серова, заместителя начальника ГУСХ края Михаила Чмырёва, председателя Алтайского отделения Российского молочного союза Валерия Деккерта и представителей молокоперерабатывающих компаний прошло заседание рабочей группы, посвященное вопросам цено-образования на сырое молоко. В итоге собравшиеся приняли решение разработать предложения по стабилизации цены.

Что это за предложения, время покажет. Казалось бы, в такой ситуации кому как не переработчикам "выйти в народ" и объясниться, но руководители ведущих молокоперерабатывающих структур молчат. А их "челядь" и близко не подпускает к ним представителей СМИ, утверждая, что их величества в командировках, отсутствуют по уважительным причинам, отвечают только на письменные вопросы и так далее. В сложившейся ситуации приходится вспоминать, чему когда-то учили, и попытаться дать объяснение сложившейся обстановки.

Начнем с того, что отбросим в сторону мысль о происках братьев-белорусов. Они в этом в отличие от 2009 года совершенно ни при чём. Более того, сложившаяся ситуация, скорее всего, характерна только для нашего края. Давайте вспомним, как развивались события с ценой на молоко. Начиная с последних месяцев прошлого года и практически до конца марта этого года она росла. Дошло до того, что за литр давали 18-20 рублей. В это же время средняя мировая цена на сырое молоко оставалась на уровне 12-13 рублей за килограмм. В той же Белоруссии она не превышала 12,5 рубля.

Не секрет, что краевые переработчики молока очень сильно зависят от сезонности в его производстве. И если животноводы в большинстве хозяйств научились с ней бороться, то у владельцев ЛПХ как с незапамятных времен телились коровы с конца января по начало марта, так и продолжают в эти сроки. Учитывая то, что дойных коров у частников не меньше, чем у сельхозпредприятий, это приводит к резкому колебанию объёмов молока, предназначенных к переработке.

Произведя из дорогущего молока сыры и сухое молоко, переработчики столкнулись с проблемой сбыта, потому что себестоимость их продукции не давала возможность конкурировать на рынке с теми же белорусами. Остаётся одно – реализовывать её себе в убыток, так как держать на складах продукты бесконечно нельзя. Кроме того, необходимы оборотные средства для закупа молока у крестьян. Брать в сложившейся ситуации в банках кредиты на эти цели – значит поставить предприятие на грань банкротства. Остаётся один выход – обвал закупочных цен. По крайней мере так утверждает экономическая наука.

Если без всяких экивоков, то произошедшее с ценами в январе-марте следует назвать одним словом – спекуляция. Она разогрела рынок сырого молока и надула ценовой пузырь. Теперь же он лопается. Но положение не безнадёжное - маятник качнулся, но буквально через пару месяцев он начнёт возвращаться в исходную точку. Причина одна - молока как не хватало, так и не хватает. Так что не следует спешить избавляться от коров.

Вопрос в другом: пора всем понять, что мы в одной лодке и называется она – Алтайский край. И если кому-то в ней хорошо, а кому-то плохо, то в конечном итоге проиграют все. Тревогу нужно было бить ещё в январе. И бить её должны были и переработчики, и производители молока. Ещё тогда следовало принять все меры по недопущению спекуляции в этом сегменте рынка. Сегодня всем необходимо сделать правильные выводы из произошедшего, и уже переработчикам не допустить спекуляции под видом сезонности.

С владельцами личных подворий ситуация ещё хуже, чем с предприятиями. Между ними и молокозаводами, как правило, стоит перекупщик. И хорошо, если один! Кроме того, молоко, производимое на подворьях, традиционно считается худшего качества, чем с ферм и комплексов. Оксана Ющенко и другие требуют избавить их от перекупщиков, но законы страны напрямую запрещают властям любого уровня давать какие-либо указания по этим вопросам, а тем более запрещать или разрешать. Иметь или не иметь дело с перекупщиками - воля каждого. Краевые же власти видят выход в создании кооперативов, которые взяли бы на себя функцию реализации полученной продукции. Они, кооперативы, как раз смогли бы проследить и за качеством молока. На практике создать кооператив очень сложно из-за позиции самих владельцев ЛПХ. Видно, они ещё не доросли до понимания в данном варианте своей пользы.

в новости использована иллюстрация с сайта  content.mail.ru

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров