В Колывань приехал человек, на которого возлагают надежды по возрождению камнерезного искусства

15 мая 2013, 09:38, ИА Амител

Георгий Алексеев с Александром Обозянских В село Колывань Курьинского района накануне, 14 мая, приехал художник Георгий Алексеев. На талантливого мастера возлагают надежды по возрождению камнерезного искусства на Колыванском камнерезном заводе имени И.И.Ползунова. Мы побеседовали с Георгием Леонидовичем перед его выездом из Барнаула в Колывань.

Планы вроде бы реализуются

А два с половиной месяца назад мы обсуждали возможность возвращения на Алтай Алексеева с директором завода Александром Обозянских. Алексей Владимирович возглавил предприятие в сентябре 2012 года. Похоже, он отнюдь не номинальный управленец на Колывани (в 2000-х безликие директора часто менялись!).

Во время интервью он сказал, что завод стремится к переменам, которые нацелены на повышение качества продукции в эстетическом плане и ее востребованности на рынке. Что для этого собирались предпринять на заводе? Наладить сотрудничество с Новоалтайским государственным художественным училищем по разработке макетов изделий, а также привлечь на пост главного художника завода Георгия Алексеева. В молодости Георгий Леонидович работал на заводе художником. Барнаульцам он известен в качестве бывшего главного художника города. Последние 30 лет Алексеев жил в Санкт-Петербурге.

14 мая я позвонила Обозянских узнать, получается ли реализовать задуманное. И в первую очередь поинтересовалась по поводу Алексеева. Александр Владимирович удивил: "Алексеев в Барнауле. Я сегодня заеду за ним, и мы вместе поедем на Колывань!" До отправления в путь состоялась наша встреча.

"Все эти годы саднило болью..."

На заднем сиденье машины Обозянских лежит огромный бордовый чемодан Алексеева, поверх него - черная трость. Художнику 63 года. Здоровье подводит. В октябре он вернется в Питер, чтобы прооперироваться. Надеюсь, что недуг отступит, и у Алексеева хватит сил на завод.

В близком окружении Алексеева знают, что он долго мечтал о возвращении на Колывань. И в исполнение его мечты слабо верилось. "За", наверное, в большей мере говорило только то, что он стал свободнее. Семейные обязательства, которые увели его с Алтая в Санкт-Петербург, были выполнены. И северная столица теперь крепко не держала его.

"Все эти годы саднило болью... Несмотря на все замечательные должности, которые я получал, Колывань не оставляла мое сердце в покое. <...> Когда я собирал чемодан, мне говорили: "Зачем ты поедешь? Ты свое дело сделал. Успокойся". Успокоит нас одно, это понятно. А пока двигаешься, нужно работать", - делится художник.

"Научить людей грамотно работать"

По дороге в Колывань Обозянских и Алексеев продолжат начатый не сегодня разговор об организации быта художника и его работы на заводе.

"Мне посох уже вырубили... Я так полагаю, что ничего нерешаемо не может быть. Было бы желание и разумные предложения", - считает Георгий Леонидович.

"Я еду туда, чтобы научить людей грамотно работать, чтобы они не продавали эти куски и не заявляли, что это флорентийская мозаика. До флорентийской мозаики еще далеко. Там присутствуют азы, первооснова. Но над этим надо много и упорно работать. Поэтому я резонно задал вопрос: как вопрос с кадрами?

И я знаю, что народа нет в Колывани. Он не заинтересован в работе на заводе, потому что платят мизер, а современные люди, увы, материалисты. За идею мало кто хочет работать. Всем подавай: заработал - получил. А рядом такой соблазн - "Золото Курьи". Люди, конечно, перекочевали туда, - сожалеет Георгий Леонидович. - Стойких людей, достойных своего дела, осталось буквально раз-два и обчелся".

Алексеев уверен, что кадровый вопрос нужно решать основательно. По его мнению, завод должен обеспечить мастеров жильем, столовой и т.д.. "Нужно сделать так, чтобы людям хотелось остаться на Колывани. А место там изумительное по красоте", - восторгается курьинской природой художник.

По словам Георгия Алексеева, заводу следует развивать множество направлений, не зацикливаясь на чем-либо одном: ювелирное дело, флорентийскую мозаику, малые архитектурные формы... Кроме того, заводу лучше обзавестись собственной металлообработкой, чтобы самостоятельно оформлять изделия.

Первый конкурс

На камнерезном заводе не отложили в долгий ящик и тему сотрудничества с Новоалтайским государственным художественным училищем. По словам Александра Обозянских, в данный момент разрабатывается документация по первому конкурсу макетов изделий. Раньше предполагалось, что в нем будут принимать участие студенты. Однако круг участников расширился, потому что и преподаватели изъявили желание присоединиться к конкурсу.


Справка ИА "Амител":

Год назад единственному в России действующему старинному камнерезному заводу исполнилось 210 лет.

С 1999 года по решению региональных властей погибающий камнерезный завод присоединили в качестве дочернего предприятия к ГУП АК "Алтайавтодор", которое в свою очередь курирует управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи.

Объемы производства на заводе скромные. В 2012 году было изготовлено продукции на сумму около 7 млн. руб. Процентов 60-70 выручки получено от продажи сувенирной продукции и мозаичных панно, процентов по 15 - от продажи ритуальных и строительных изделий.

Летом будет производиться ремонт производственной базы завода. Здесь заменят окна, двери, электрику, усилят несущие конструкции, произведут покраску, побелку, подлатают кровлю. Средства на ремонт в размере 11 с лишним миллионов рублей выделяются из регионального бюджета.

Два года подряд из краевого бюджета выделяются субсидии по погашение внутренних расходов предприятия: траты на электроэнергию, уголь, разработку месторождений, охрану и т. д.

Поддержку оказывают и в другом виде: на завод привлекают заказы от местных бюджетных учреждений, к примеру, рекомендуя использовать при оформлении помещений изделия с Колывани.

Без участия Колыванского камнерезного завода не обойдется реконструкция Алтайского государственного художественного музея. К примеру, в музее создадут зал, посвященный истории обработки камня на Алтае. Там предложено демонстрировать копии пяти ваз, сделанных в Колывани, в том числе "Царицы ваз".

Татьяна Труфанова

фото автора

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров