Успенский уводит Чебурашку от бывшей жены

01 октября 2014, 12:13, ИА Амител

Успенский уводит Чебурашку от бывшей жены Столичное ООО "Чебурашка", которое контролирует Эдуард Успенский и на которое были зарегистрированы товарные знаки "Чебурашка", "Простоквашино", "В нашу гавань заходили корабли" и многие другие, реорганизуется. Как следует из данных Единого госреестра юрлиц, эта компания вливается в состав ООО "Артель", зарегистрированного в Приморье. По мнению экспертов, таким образом осуществляется просто ликвидация предприятия — ведь сами товарные знаки переведены на новое одноименное ООО "Чебурашка". Бывшая супруга Успенского Элеонора Филина тоже констатировала, что таким образом ее пытаются лишить прав на Чебурашку.

Помимо "Чебурашки" в новую структуру войдет целый ряд небольших компаний с самой разной специализацией — "АМС-Аметист", "Страховой брокер "Веди", "Спецмонтажстрой" и другие. Юрист Эдуарда Успенского Константин Леонтьев отказался комментировать реорганизацию, заметив только, что всё делается для оптимизации деятельности ООО.

ООО "Чебурашка" было зарегистрировано в 1995 году и занималось предоставлением лицензий на использование товарных знаков, созданных Успенским. Компания принадлежит на 70% Эдуарду Успенскому, еще по 15% у 52-летней бывшей жены писателя Элеоноры Филиной и Юрия Успенского (брат).

— Это классический способ ликвидации предприятия. Объявлять о банкротстве, официально закрывать ООО — это достаточно долгий и трудоемкий процесс. Есть другой путь. Компания просто переходит в состав нового ООО, как правило, зарегистрированного другом регионе, и сливается с ним. Эта схема грязная, но более простая, — пояснил президент Первой патентной компании Анатолий Аронов. По его оценке, таким образом ликвидировать компанию в среднем стоит 50–60 тыс. рублей.

В апреле 2012 года было зарегистрировано еще одно ООО "Чебурашка". В нем 70% тоже принадлежат 76-летнему писателю, оставшиеся 30% — Александру Зубареву, это продюсер и официальный представитель писателя. Зубарев отказался от комментариев.

Новую компанию зарегистрировали спустя несколько месяцев после того, как было официально объявлено о разводе Эдуарда Успенского и Элеоноры Филиной. После создания нового ООО на него стали переводить товарные знаки. Так, в прошлом году были поданы новые заявки на регистрацию товарных знаков "Чебурашка", "В нашу гавань заходили корабли", "Дядя Федор", "Матроскин". Например, товарный знак "Деревня Простоквашино" был передан новому ООО "Чебурашка" в августе 2013 года. Кстати, этот знак по классу молочных продуктов с 2004 года уступлен по договору Keynes Investments Limited — через эту кипрскую фирму молочный холдинг "Юнимилк" управляет частью своей интеллектуальной собственности. Марка "Простоквашино" по ряду классов тоже переоформлена на новое ООО "Чебурашка" в апреле 2013 года.

Всё это позволит Успенскому после ликвидации старого ООО сохранить за собой бренды. В качестве причины, по которой была использована такая схема, юристы называют желание лишить старых партнеров возможности получать прибыль от использования брендов.

— Видимо, таким образом Успенский решил лишить меня прав на "Чебурашку". Он использовал разные способы. Наверное, этот оказался наиболее действенным, — сказала "Известиям" Элеонора Филина. Она известна как ведущая телепередачи "В нашу гавань заходили корабли".

При этом, как отметила собеседница, после развода она уже не следила за делами ООО, хотя по-прежнему стоит в списке собственников. Можно отметить, что Успенский и Филина были официально женаты с 2005 по 2011 год (третий брак писателя), то есть Чебурашка (1966) и прочие персонажи не являются "совместно нажитым имуществом". С Юрием Успенским связаться не удалось.

— Если бы предприятие закрывали официально, например в связи с банкротством, то тогда надо было бы делить активы между совладельцами — оценивать все бренды и распределять прибыль от них соответственно долям. Также если бы просто перебросили товарные знаки и сохранили компанию, то был шанс, что совладельцы могли бы высказать претензии. А так компания просто исчезает путем слияния, и предъявлять претензии уже никто не сможет, — добавил Анатолий Аронов.

Как отметила Наталья Золотых, глава патентной компании Transtechnology, стоимость товарных знаков, зарегистрированных на ООО "Чебурашка", оценить невозможно.

— Для этого нужна информация о размерах продаж товаров под этими брендами, оговоренной сумме лицензионного соглашения в каждом случае. Все эти данные закрыты, поэтому даже приблизительно оценить никто не сможет, — сообщила она.

Опрошенные эксперты в целом считают, что качество менеджмента семейством брендов "Чебурашки" оставляет желать лучшего — они считают, что нет системности и работу с этими франшизами по внешним признакам едва ли можно назвать эффективной. Персонажей Успенского знают все, а дистрибуция той же сувенирной продукции практически отсутствует. Известно, что Чебурашка-персонаж очень популярен в Японии, но платят ли японские компании за использование бренда: сколько, в каких странах вообще платят — представитель Успенского Константин Леонтьев на эти вопросы отвечать отказался — коммерческая тайна.

Молочная продукция "Простоквашино" — пожалуй, самый успешный пример коммерциализации наследия Успенского. Если роялти, то есть лицензионные отчисления от "Юнимилка", носят регулярный характер, то, скорее всего, они выше, чем от Bosco Михаила Куснировича — хотя бы в силу более масштабного использования бренда "Простоквашино". Условия работы ООО "Чебурашка" с поставщиком одежды Bosco стали достоянием общественности после того, как в 2012 году спор о размере выплат привел партнеров в суд. Как следует из материалов дела, в 2011 году эта сумма составила $25 тыс., а в 2012-м — $100 тыс.

Успенский чаще ссорился с крупными лицензиатами. Так, не сложились отношения с кондитерским предприятием "Красный Октябрь" — в 1990-х компания получила товарный знак "Чебурашка". Успенский предложил ей класть в коробки конфет "Чебурашка" одноименную семейную игру. "Красный Октябрь" отказался, после чего писатель обратился в суд — тот признал, что автор Чебурашки должен получать проценты от продаж конфет. В итоге фабрика свернула их производство. В разное время Успенский получал отчисления, например, от производителей детской жевательной резинки "Кот Матроскин", сети екатеринбургских магазинов "Матроскин", производителей наполнителя для кошачьих туалетов "Матраскин" и многих других компаний, использующих придуманные им образы.

+++
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/577267#ixzz3EqygwvWw

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров