"Нонсенс и шок". Как барнаульские ТРЦ выживают после введения QR-кодов и к чему готовятся

Крупные моллы краевой столицы заявляют о снижении числа посетителей на 30-70%

12 ноября 2021, 08:51, ИА Амител

В ТРЦ Барнаула / Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru
В ТРЦ Барнаула / Фото: Екатерина Смолихина / amic.ru

Торговые центры Барнаула ожидают новой волны. Нет, не коронавируса – кризиса. Почти две недели в Алтайском крае действуют антиковидные ограничения: доступ в ТЦ разрешён только посетителям, имеющим сертификат о вакцинации, QR-код или справку о перенесённой болезни. За это время в некоторых торговых и развлекательных объектах трафик упал до 70%, что ударило по доходам и арендаторов, и самих ТЦ. Моллы опасаются: если ограничения сохранят до конца года, то речь пойдёт уже о выживаемости бизнеса. Сейчас предприниматели надеются лишь на поддержку краевых властей и лично губернатора Алтайского края, которому направили коллективное письмо, где попросили смягчить ограничительные меры. 

Повторный удар

К осени 2020-го торговые центры Барнаула только-только оправились от локдауна прошлого года: тогда с конца марта по середину мая почти все отделы в моллах были закрыты. Больше года ушло у ТЦ, чтобы восстановить трафик посетителей, восполнить пул арендаторов, рассчитаться с кредитами и долгами.

Новые "кюаркодные" ограничения нанесли очередной удар по бизнесу. Особенно серьёзно пострадали ТЦ, где велика доля развлекательных заведений и общепита, говорят эксперты. Так, по информации amic.ru, в одном из ТРЦ Индустриального района число посетителей сократилось на 70%. Немного легче чувствуют себя моллы торгового профиля, объяснила корреспонденту amic.ru замдиректора ТЦ "Алтай" Ирина Клюкина.

"Многое зависит от аудитории (посетителей ТЦ, – прим. ред.). У нас она возрастная, много жителей районов и сёл, может быть, они осознаннее подходят к вакцинации. Мы видим скачки по трафику, но надеемся, что с увеличением темпов вакцинации он выравняется. Но в любом случае это не нормально, для нас это нонсенс, шок, равносильно удару 2020 года. Лишь по истечению месяца мы сможем оценить ситуацию", – отметила она.

Около 30% трафика потерял ТРЦ "Весна". По словам управляющего Марселя Сатаева, падение могло быть намного больше, но спас объект работающий пункт вакцинации от COVID-19, куда, естественно, могут попасть барнаульцы без QR-кода.

Правда, даже эти упущенные 30% – катастрофически много, и они могут обернуться глобальными финансовыми потерями.

"Ещё в прошлом году было известно, что торговые центры не включили в число пострадавших отраслей. Никаких налоговых льгот мы не получили ни в 2020-м, ни в 2021-м. Весной 2020 года, когда объявили о закрытии ТРЦ, у нас из 114 объектов работали три: супермаркет "Пятёрочка", зоомагазин и "Новэкс". Сегодня без QR-кодов также можно зайти в "Пятёрочку", аптеку и некоторые другие разрешённые объекты. Но в большинство отделов вход возможен только с QR-кодом. И люди перестали ходить. У нас мало общепита, но я знаю, что у него ситуация вообще критическая. А с 15 ноября будет ещё хуже", – отмечает он.

С 15 ноября в Алтайском крае увеличится количество мест, куда можно попасть только по QR-кодам. Список дополнят кафе, рестораны, фитнес-центры, бассейны, ночные клубы, концертные залы, гостиницы и санатории. Некоторые объекты, например спортцентры и кафе, находятся и в ТЦ. А это означает, что трафик у моллов сократится ещё сильнее.

Глубокий коллапс 

Сейчас торговые центры не знают, кого спасать в первую очередь – себя или арендаторов. По словам Ирины Клюкиной, многие компании, снимающие площади в ТЦ "Алтай", уже обращаются к руководству и просят об отсрочке по арендной плате. Как поступить в этой сложной и спорной ситуации, торговые центры пока не решили.

"Напуганные прошлогодними проблемами, арендаторы просят "глубокие" и протяжённые скидки. А мы не знаем, из каких ресурсов их предоставить, потому что ещё не восстановились с 2020 года. Мы только рассчитались с задолженностями по кредитам и не можем сейчас раздавать скидки. Но в то же время понимаем: если этого не сделаем, у нас будут пустые площади, как в прошлом году, и потеря доходности. Ситуация безвыходная. Нам либо снимать эти ограничения, либо работать в них и уходить всё глубже и глубже в коллапс", – отмечает Клюкина.

Чтобы избежать этой ситуации, владельцы 12 торговых центров Барнаула и Новоалтайска (среди них Алтай", "Арена", "Весна", "Европа", "Москва", "Норд-Вест", "Огни", "Пассаж", "Пионер", "Праздничный", "Сити-центр", "Парк") направили коллективное письмо губернатору Алтайского края Виктору Томенко и попросили отменить "кюаркодные" ограничения.

Из-за ужесточения ограничений моллы вынуждены увеличивать расходы на выполнение антиковидных мер. И это при снизившихся доходах.

"Сейчас мы вынуждены увеличить траты: нам пришлось сформировать дополнительные посты охраны, ведь поток в 3 тыс. человек кто-то должен проверять. Растут статьи расходов, которые невозможно не оплачивать: тарифы на электроэнергию, вывоз ТБО. Есть ограничения и затраты, которые мы не можем оптимизировать. При этом доходность упала в разы", – говорит Марсель Сатаев.

"Мы им "убили" сезон"

Больше всего бизнес пугает тот факт, что ограничительные меры введены бессрочно. То есть неизвестен срок, когда разрешат посещать ТРЦ без QR-кодов. 

"Не определены конкретные даты, на какой период действуют ограничения. И мы, и арендаторы в замешательстве. Если бы было понимание, что это, например, до 1 декабря или 1 января, мы – арендаторы и арендодатели – наверное, между собой нашли какой-то компромисс. Но так как никаких сроков нет, к общему мы прийти не можем", – говорит Марсель Сатаев.

Если запрет на посещение ТЦ без QR-кодов не отменят до 1 января, бизнес опасается, что может упустить новогодний сезон. А это грозит обернуться массовыми убытками в торговых компаниях, арендующих площади в ТЦ. 

"Основной торговый сезон для арендаторов и торговых центров – с сентября по декабрь. В это время выигрывает сфера развлечений, потому что все уходят в закрытые помещения, а также общепит и торговля. У нас доля "верховиков" и "обувщиков" (компаний, занимающихся продажей верхней одежды и обуви, – прим. ред.) высокая, мы им уже "убили" сезон. Единственная надежда сохраняется на декабрьскую предновогоднюю – торговлю. Но если к этому времени не отменят, всё – год потерян. Сколько людей работают в компаниях: их семьи могут остаться без дохода, а это означает высокую закредитованность. Настолько глобальные вещи", – отмечает Ирина Клюкина.

Представители моллов надеются, что губернатор поддержит бизнес. Однако, признают представители ТРЦ, отменять QR-коды в Алтайском крае вряд ли будут. По крайней мере до тех пор, пока уровень заболеваемости и смертности от коронавируса в регионе остаётся высоким. 

"Ситуация может быть и оправданна: у всех свои задачи. У властей – предотвратить распространение инфекции, у нас – выжить, удержать экономику. Но одно другому не в помощь. Мы надеемся, что пик заболеваемости будет пройден. Однако губернатор при принятии решения будет ориентироваться только на статистику по заболеваемости коронавирусом. Это не зависит ни от ТРЦ, ни от арендаторов – только от населения", – резюмирует Клюкина.

Цифры

По данным на 11 ноября, в Алтайском крае коронавирус диагностировали у 510 человек, умерли 29 жителей региона. 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров