Диспетчер Илья Куракулов: я просто выполнял все инструкции

15 мая 2009, 08:50, ИА Амител

Диспетчер аэропорта Внуково Илья Куракулов предотвратил авиакатастрофу в Подмосковье за 15 секунд до столкновения самолетов. Программа "Вести" опубликовала на своем сайте интервью с человеком, который спас от неминуемой гибели более 300 пассажиров.

Напомним, инцидент в небе над подмосковным поселком Черусти произошел еще 24 апреля, но известно о нем стало только сейчас. Самолет Ту-154, следовавший рейсом Москва - Самара, вылетел из аэропорта "Внуково" и начал набирать высоту. Из-за ошибки пилота у самолета оказалось неубранным шасси - 14 мая он признал свою вину. По тому же воздушному коридору, но четырьмя километрами ниже в это время летел "Боинг", отправлявшийся из Москвы во Владивосток. Законы аэродинамики одинаковы и для легкой радиоуправляемой модели, и для многотонного Ту-154 - в его салоне в этот момент находились несколько десятков человек. "Ту-154" из-за неубранного шасси начал терять высоту, "Боинг", напротив, поднимался все выше и выше.

"Еще мгновение - и Ту-154 оказался бы в ситуации "плоского штопора", - рассказал "Комсомолке" пресс-секретарь Росаэронавигации Андрей Прянишников. По его словам, этот термин означает, что самолет просто камнем полетел бы прямо на "Боинг". При столкновении шансы выжить у них были бы минимальны.

  Илья Куракулов рассказал "Вестям", как ему удалось предотвратить столкновение двух самолетов.

- В момент нештатной ситуации вы вели несколько самолетов. Как вам удалось столь быстро принять решение? За сколько секунд до возможного столкновения вы отреагировали?

- Когда самолет перестал набирать высоту, я машинально, даже не знаю как, понял, что что-то не так. Я посмотрел и определил, что высота падает. Соответственно принял необходимые меры.

- Почему Ту-154 подошел на столь опасное расстояние к "Боингу"? Что отвечал вам пилот?

- Пилот мне ответил только тогда, когда находился на высоте 7200 метров и ситуация была решена. До этого момента он не отвечал мне, к сожалению.

- Илья, скажите, насколько часто вообще в практике авиадиспетчеров возникают такие нештатные ситуации?

- Именно такого плана как эта или просто нештатная?

- Например, за время вашей службы, сколько подобных ситуаций возникало?

- Десятки, наверное, у меня. У моих товарищей еще больше.

- В чем основные причины? Почему эти инциденты все-таки происходят? Вроде система автоматически управляется, и на борту самолетов тоже в значительной степени управляет автоматика. Это автоматика дает сбой или это ошибки людей становятся причиной подобных опасных сближений?

- В большинстве случаев для таких ситуаций есть несколько причин. То есть несколько маленьких причин накладываются друг на друга и все это приводит к инциденту. Системы друг друга дублируют, и когда несколько систем дают сбой, тогда происходят различные инциденты.

- Илья, позволю вам задать личный вопрос. Что вы сами чувствовали в те секунды, когда это решение принимали, когда заметили, что считанные секунды отделяют от катастрофы?

- Я почувствовал легкое волнение.

- Легкое?

- Да.

- Но тем не менее это волнение не помешало вам принять единственно верное решение. Илья, еще один вопрос. Если все-таки представить, что на вашем месте оказался бы кто-то другой, существуют ли какие-то инструкции, которые предписывают, как диспетчеру в этой ситуации действовать? Или это решение, которое принимает исключительно сам диспетчер?

- Я выполнял просто те пункты инструкции, которые у меня записаны, которые я хорошо знаю и много раз повторял на тренажере.

- А насколько резкий маневр пришлось совершить пилоту, которому вы дали команду сменить эшелон? Почувствовали ли что-то пассажиры?

- У меня нет данных, какой был крен. Это командир решает, с каким креном ему отворачивать по команде диспетчера.

- То есть к возникновению этой опасной ситуации привели все-таки действия пилота Ту-154?

- Возможно, технический отказ. Еще нет результатов, актов, поэтому никто не знает, почему это случилось.

- Илья, инцидент произошел 24 апреля. Но почему только сейчас об этом стало известно? Чем это вызвано? Может быть, решили поподробнее выяснить обстоятельства?

- Я не знаю, чем это вызвано. Просто вчера была пресс-конференция. Я даже не знал, что это все будет так освещено.

- Как отреагировали ваши товарищи и коллеги на заявление Росаэронавигации о намерении представить вас к государственной награде?

- Все м ои коллеги очень обрадовались. Их это порадовало, что наконец-то наш труд будет отмечен. И многие из них достойны более высоких наград, чем я.

- Илья, в момент, когда вы увидели у себя на мониторе угрозу авиакатастрофы, вы почувствовали легкое волнение. А когда уже все миновало, решение вы приняли и люди были спасены, что вы почувствовали после этого?

- Я затрудняюсь ответить. Честно говоря, это рабочий момент. Все делали свою работу. У меня не было особых эмоций.

- Большое вам спасибо!

Диспетчера Илью Каракулова Росаэронавигация намерена представить к государственной награде. Действия же экипажа Ту-154, которые едва не привели к одной из самых страшных катастроф в истории гражданской авиации, будет оценивать специальная комиссия. Но максимум, что грозит пилотам по закону, - лишение права управления воздушными судами, то есть потеря работы. Ровно на один год. 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров