Правозащитники предложили свои поправки в законопроект «О полиции»

07 октября 2010, 08:45, ИА Амител

Накануне, 6 октября, директор Института прав человека Валентин Гефтер представил поправки в законопроект "О полиции", подготовленные членами Совета по правам человека при президенте РФ, которые еще 5 числа были переданы президенту.

GZT.RU, ссылаясь на сетования Валентина Гефтера, пишет, что реформы как таковой не происходит. По крайней мере, она "не открыта для населения". Президент прилагает некоторые усилия, с недавних пор к нему подключилось и МВД, но складывается впечатление, что их действия не вполне согласованы.

Гефтер отметил, что законопроект "О полиции" пока не увязан с другими инициативами в этой области, "о которых говорится, но их никто не видел". Например, законопроект "О социально-правовом статусе милиционера" предполагается разработать в ближайшее время — без него, по мнению Гефтера, реформа МВД невозможна.

Кроме того, продолжает правозащитник, пока нет представления о "матрешке", которую будет представлять полиция с ее внутренними частями. Следственный комитет, "криминальная полиция" и полиция общественной безопасности, которая работает с законопослушными гражданами— все это входит в полицию, а полиция входит в МВД. Это ведомство, в свою очередь вливается в общую правовую сферу.

"Как это все друг с другом согласуется? Этого не только нет в законе— у нас граждане вообще давно забыли, как одно с другим связано",— возмущается правозащитник.

Он уверен, что законопроект, который вот-вот будет внесен в Госдуму, сначала должен быть доработан разработчиками МВД и администрацией президента— на этапе "нулевого чтения", то есть до обсуждения в парламенте.

У правозащитников имеется три главных предложения, "три кита", по выражению Гефтера. Во-первых, закон должен включить в себя такое понятие как отчетность полиции перед органами местного самоуправления, региональными парламентами и собраниями граждан. Такая мера предполагает возможность выражения недоверия отдельным должностным лицам, а также предложения своих рекомендаций по кандидатурам на должности в структуре МВД.

Вторая инициатива— оценка работы полиции населением. Она должна стать одним из основных критериев качества деятельности правоохранителей.

В-третьих, необходим гражданский контроль деятельности полиции, который упомянут в ст.52 законопроекта. Сейчас существуют общественные советы при МВД, которые президентский Совет считает "решительно устаревшими". По словам Гефтера, на должности этих "карманных" наблюдателей милиционеры назначают по сути самих себя.

Перечисленные три предложения – это тот минимум, которого правозащитники хотят добиться. Однако, по их словам, также надо изменить несколько принципиально недопустимых положений законопроекта.

Среди них, например, ч.2 ст.32, где фактически вводится "презумпция законности" действий полиции, что противоречит конституционному принципу презумпции невиновности.
Кроме того, отметил Гефтер, в законе должны быть оговорены конкретные меры полицейских за оскорбление и унижение гражданина — вплоть до их увольнения.

В свою очередь руководство МВД пообещало, что милиция не станет полицией автоматически, как недавно следователи СКП стали следователями СК.

Замминистра Сергей Булавин заявил, что каждому сотруднику придется пройти переаттестацию, которая "обеспечит отсев всех, кто не соответствует новым требованиям".

Правозашитники развили и эту идею. По мнению Совета при президенте, процесс перехода сотрудника из милиции в полицию нужно урегулировать законодательно. В определении всех критериев должны принимать участие независимые эксперты.

Есть у правозащитников и претензии к реформе МВД вообще. Так, Валентин Гефтер напомнил, что денег на ее проведение пока не выделено, и еще неизвестно, каким будет решение Минфина.

Исполняющий обязанности руководителя Совета при президенте по правам человека Александр Аузан, в свою очередь, напомнил о том, как плохо исполняются (а часто не исполняются вообще) принятые в России законы. В ближайшее время Аузан с коллегами намерен обратиться к президенту с предложениями о разработке механизмов, которые бы "заставили" законы заработать.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров