Профессор Бийского технологического института Екатерина Дегальцева проанализировала, каковы причины вспышек экстремизма и ксенофобии в нашей стране, и в частности, городе Бийске. Подробности сообщает "Бийский рабочий ".
Недавние события в Москве и Санкт-Петербурге вновь актуализировали проблему экстремизма. Выступления футбольных фанатов 11 и 15 декабря 2010 г., вызванные убийством лидера фанклуба "Спартака" Егора Свиридова,
показали, как легковоспламенима толпа, насколько тесно связаны между
собой субкультурные и националистические группировки молодежи.
Националисты ждали только повод, а возможно, и сами спровоцировали его. Правоохранительными органами в столице задержано более тысячи человек и заведено около сотни уголовных дел по фактам избиения уроженцев Кавказа и Средней Азии. Появилось даже новое понятие — "этнопреступность". Однако власти пока, кроме применения жёстких мер, не знают, как урегулировать этот сложносоставной конфликт и не дать ему проявиться в дальнейшем. Конфронтация нарастает. В Москве уже зафиксированы и случаи убийства выходцев из Средней Азии. Со своей стороны и кавказцы обещают выйти с ответными митингами.
Стойкая неприязнь к ДРУГИМ – не новое явление, и характерно оно не только для России. Многие ошибочно думают, что таким эксцессам подвержены мегаполисы и крупные города, но это не так. Волна экстремизма уже давно докатилась и до нас.
Экстремизм – это не только приверженность крайним взглядам, но и сложный политический, социокультурный и социально-психологический феномен, одна из форм политического сознания. Экстремизм включает в себя самые разные проявления – от бытового до межгосударственного. Его можно представить в виде трехуровневой структуры.
Первый уровень – организационный, предполагает формальное и неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка, когда люди чётко осознают и формулируют определенные экстремистские идеи в рамках конкретных группировок.
Второй уровень – ментальный. Он представлен экстремистской политической культурой, когда люди придерживаются экстремистских идей, а поле СМИ наполнено ненавистью или унижением ДРУГИХ, ценностные ориентации включают неприятие представителей других национальностей.
Третий уровень — поведенческий, на котором могут проявиться конкретные действия и поступки экстремистского толка. Казалось бы, безобидные граффити „Русские идут!“, „Русские не пьют!“, „Защитим русских!“, которые мы видим и на стенах бийских домов; увлечение особыми татуировками, музыкальными альбомами
типа „Музыка белых“ или гнусные анекдоты про „хачей“ провоцируют в нужный момент агрессивное поведение. Примеры этому дают недавние события в Москве, когда толпа оказалась готова мгновенно принять националистический призыв и поддержать экстремистские лозунги.
Сегодня антиэкстремистская политика государства слагается из двух частей. С одной стороны, идёт действительно необходимая и жесткая борьба с любыми проявлениями экстремизма, а с другой, государство под флагом борьбы с экстремизмом убило и всякую серьёзную политическую оппозицию, которую теперь одними призывами президента не поднять.
Статистику нелегальных экстремистских группировок вообще вести сложно. В их рядах присутствует строгая конспирация, а попавшиеся в руки милиции её члены своих соратников не выдают. Однако государство пытается всё же вести эту статистику. Помимо данных об экстремистских организациях государством фиксируются и экстремистские материалы. Постоянно обновляется федеральный список экстремистских
материалов, который составляется Министерством юстиции России на основе судебных решений.
В него включаются различные материалы, признанные экстремистскими. Впервые он был опубликован 14 июля 2007 г. и сначала состоял из 14 пунктов. Об активизации подобных материалов в молодежной среде говорит их динамика: по состоянию на 19 февраля 2009 г. указанный список содержал 315 произведений (в основном исламистского и русского националистического толка), а на 3 декабря 2010 г. – более чем в 2 раза больше (728). В этом списке, однако, находятся материалы как исторического и научного характера (например, труд Б. Муссолини „Доктрина фашизма“), так и выражение взглядов, не совпадающих с официальным курсом, но вовсе не являющихся экстремистскими (например, книга С. Белковского „Бизнес Путина“). Всё это провоцирует дополнительный интерес со стороны молодежи к запрещенным текстам и музыке. Уже созданы сайты, где выложены запрещенные материалы.
В этот список попали и материалы, относящиеся к нашему городу (Бийску, - прим. ИА "Амител"). Например, листовки „Обращение к народу России истинных патриотов Отечества“ и "Принципы „Союза Патриотов России“, распространявшиеся 2 апреля 2006 г. Ю. Сафроновым. Однако решение по этому делу было вынесено Приобским районным судом
лишь спустя более чем 2,5 года. Такие долгие разбирательства – вообще
особенность уголовных дел, связанных с экстремизмом.
2006 год для Бийска в плане экстремизма оказался насыщенным. Всё лето и осень этого года члены националистической группировки, созданной по инициативе Максима П., студента Бийского педагогического университета наводили ужас на проживающих в городе лиц кавказской национальности. Идейный вдохновитель был самым старшим из этой группы – ему было 21 год, и он был уже женат.
В марте 2006 г. Максим П. организовал спортклуб в районе нефтебазы и привлек туда для тренировок около 5–6 своих знакомых 18–19 лет. Там он и начал распространять идеи русского национализма, вести пропаганду идей исключительности и превосходства славянской национальности над лицами иных национальностей, призывал начать над ними расправу. Максим П. мечтал создать конспиративную боевую националистическую организацию.
Членов сформировавшейся бийской экстремистской группировки (в СМИ названной „Возрождение“) нельзя было называть „трудными“ или „неблагополучными“. Все они воспитывались в обычных, интеллигентских семьях, никто никогда ранее не был судим и не привлекался органами, один из них учился в Томском государственном университете. Почему же столь разрушительные идеи так легко проникли в их сознание?
Причин формирования экстремизма, наверное, так же много, как и молодежных субкультур. Конечно, важная группа причин — экономическая. Экономические кризисы (ухудшение экономического положения населения, падение производства, постоянное падение уровня жизни и т. д.) в большей степени ущемляют интересы молодежи. Её представители вливаются в массовую безработицу.
Некоторые специалисты говорят о том, что бедность провоцирует экстремизм, о широком распространении экстремистских настроений в обществе и отсутствии толерантности по отношению к иным культурам и религиям, усугубленное трудным социальным и экономическим положением основной части населения.
Социокультурная группа причин экстремизм тесно связана с предыдущей. Безработица молодежи в силу её низкой квалификации в комплексе с другими факторами объединяет её в группы, а наличие большого количества свободного времени приводит к тому, что участие в делах группы становится основной формой деятельности. С другой стороны, обострение социальной обстановки привело к тому, что на место традиционных дворовых тусовок, из которых часто и возникали микроскопические экстремистские группировки, пришли более жесткие,
более структурированные, более дисциплинированные молодежные
экстремистские организации.
Снижение механизмов социальной селекции, сужение, закрытие каналов вертикальной мобильности для молодежи небольших городов и сёл, склеротизация политических и государственных структур вызывает нарастание напряжений во всех узловых точках политической системы, включая и такую основную её подсистему, как политическую культуру, содержащую и элементы политического сознания.
Значительную роль в усилении экстремизма занимают политические причины. Так, в современной России действует целый ряд политических факторов, которые активно
способствуют созданию условий для распространения молодежного
экстремизма в России. Среди них:
- деятельность партий, движений, фронтов и организаций, прибегающих к методам насилия;
- преступная деятельность криминальных сообществ, направленная на дестабилизацию общества и использующая ряд экстремистских молодежных организаций в своих целях;
- утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия;
- распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц;
- переход в криминальные структуры профессионалов из МО, МВД, ФСБ;
- проникновение в Россию и деятельность на её территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект;
- негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие и создающих рекламу террористам и другие факторы.
Многие политологи причинами экстремизма указывают действия самой власти. В большей мере государство само спровоцировало взрыв молодежного экстремизма в середине 90-х гг., проводя так называемые политические зачистки под лозунгами
„наведения порядка“. Примером такой политической зачистки может являться
и реакция властей на статью М. Ходорковского „Поколение М“ (появившуюся год назад), которому был санкционирован бойкот СМИ и добавлен срок. Эти действия властей, с одной стороны, негативно влияют на международный имидж России, а с другой, дают пример агрессии экстремистским политическим силам. Характер власти и политического режима (как методов её осуществления), таким образом, редуцируют политический экстремизм.
Сегодня мы видим и как изменяется государственная политика по отношению к проявлениям радикального национализма. Декларации о необходимости жесткого противодействия радикальному национализму и экстремизму звучат систематически. Недавно они были озвучены и президентом, и во время прямой линии — 2010 главой правительства. Однако ведет это отнюдь не к тем результатам, которые были бы желательны. Наоборот, в настоящее время мы наблюдаем активное развитие двух крайне негативных тенденций: последние события в Москве показали, что национализм обостряется с обеих сторон (русский и антирусский).
К группе политических причин экстремизма относится и влияние СМИ. Освещение в СМИ происходящих экстремистский акций идёт либо в критическом тоне по поводу бездействия властей, либо имеет дискриминационный
характер, либо замалчивается. Многие специалисты считают, что этим
власть только усугубляет ситуацию, очищает пространство для проявлений
экстремизма. По подсчётам социологов, большая часть материалов о терактах в России посвящена их связи с исламом вообще и арабским экстремизмом в частности. В основном они написаны под лозунгом „Кто объявил войну России?“. Пока нет политической потребности в поиске внутренних причин российского экстремизма, а говорится лишь об их прямой связи и обусловленности внешними причинами – в частности, международным исламским экстремизмом.
Исследования, проводимые в рамках самых разных наук, показывают, что интенсивное развитие медиакультуры всё более активно влияет на общественное сознание молодого поколения как мощное средство информации, как фактор не только политического, но и нравственного развития.
Так, например, по результатам исследования, проводившегося в Бийском технологическом институте в 2006–2009 гг. (всего опрошено 485 человек), выявлен уровень толерантности и этнические предпочтения. Студентам 1-4–х курсов были заданы следующие открытые „зеркальные“ вопросы: „Если бы Вы не были россиянином (русским или представителем другой национальности в пределах России), то кем не хотели бы быть ни в коем случае“ и „Если бы Вы не были россиянином (русским или представителем другой национальности в пределах России), то кем бы не возражали бы быть“. В ходе опроса молодых людей просили пояснить своё отношение.
При анализе ответов выяснилось, что у девушек преобладает явно выраженное эстетическое неприятие представителей других национальностей, связанное в большей степени с устойчивыми стереотипами, у мужчин – социально-политическое. Юноши в целом оказались более толерантными.
Нежелание быть представителями каких-либо национальностей продиктовано такими мотивами: „плохая цивилизация“,
„нет цивилизации“, „много болезней“, „голод, беднота, эпидемии“, „слабо
развиты умственно“. Среди молодежи оказалось 15% тех, кто указали на чеченцев, как на представителей национальности, к которой они не хотели бы принадлежать. При этом половина из них выделяют личностно-этнические причины („воинственный и мстительный народ“), а половина – социально-политические („убили много русского народа“, "слабо образованная, бедная нация).
Примерно
равное количество по всем выборкам (они разнились по политическим
предпочтениям) категорично заявили, что желают быть только русскими.
Одинаковыми причинами объяснили и те, и другие нежелание
быть украинцами, прибалтами (латвийцами, латышами, эстонцами) высоким
уровнем национализма, „профашистской идеологией“, „отношением к русским людям“.
По данным проведенного опроса, более 70% респондентов являлись свидетелями проявления национализма в своем городе. При этом они описывают конкретные факты экстремистских действий. Как видно из приведенных ответов молодые люди чаще демонстрируют информированность о фактах этнической нетерпимости не в своем кругу, а в „дальних социумах“.
В
результате анализа ответов выделились две группы, условно обозначенные
„патриоты“ (те, кто выразил желание быть только русскими) и
„толерантные“ (хоть кем). В ходе проведенного исследования было выяснено: зависимость личностных характеристик обнаруживается не при формировании политической активности (здесь преобладающую роль играют социальные факторы), а уже при выборе направлений этой активности, т. е. выработке политических принципов, в том числе и межэтнических взглядов.
Политические причины экстремизма во многом опосредованы и целями экстремистских организаций, что выводит нас на другую группу причин – психологическую. Эти причины экстремизма связаны с личностными качествами человека. В зависимости от них (отсутствие трудолюбия, желание быстро разбогатеть, привлечь к себе внимание хоть на некоторое время, стать популярным в своей среде) участие в делах авторитетной для него группы может побудить его, а также и других членов группы к экстремизму.
Так, в бийской экстремистской группировке Максима П. лидерскими качествами обладал только он, остальные характеризуются как
„склонные попадать под влияние“, „надменные“, „замкнутые“,
„дисциплинированные“.
Психологи полагают, что усилия человека найти порядок и смысл в жизни определяются ценностями. Однако необходимо отметить, что не всем членам экстремистских организаций присущи стержневые политические
ценности, нередко они носят эстетический или социальный характер.
Специалисты и общественные деятели сегодня в голос заявляют о духовно-нравственном кризисе общества, кризисе ценностей среди молодежи. Психологическая группа причин экстремизма тесно связана с политическими причинами. Ведь чем слабее становилась открытая идеологическая и политическая конкуренция, тем сильнее проявлялось у власти и общества состояние ценностного дефицита, общей дезориентированности, а соответственно и жажда „порядка“, потребность в компенсаторном традиционализме. Именно они и стали социально-психологическими факторами экстремизма.
Агрессивность молодежи нередко объясняется и возрастными особенностями. Специалисты подчеркивают, что экстремизм характерен для определенного возраста, и отмечают, что наиболее активно проявляют нетерпимость молодые люди от 18 до 20 лет. По результатам прошлогоднего опроса Фонда общественного мнения на вопрос „Как Вы относитесь к идее “Россия для русских!”?“ большая доля её поддержавших („Поддерживаю, её давно пора осуществить“) приходится на возрастную группу от 18 до 24 лет – 17%. Согласно другой статистике, преступления, связанные с применением насилия, совершаются в основном молодыми людьми в возрасте от 18 до 29 лет. Однако согласно концепции культурного просачивания насилия в общество, чем чаще используется насилие для социально приемлемых целей, например, при воспитании детей, тем с большей вероятностью конкретные индивиды будут использовать насилие в экстремистских или криминальных целях. Получается своего рода бумеранг – если в детстве лупили тебя, при взрослении агрессия будет направлена на других.
Действительно сегодня перед нами встал ряд проблем личности в сложном современном мире, связанных с заброшенностью человека, одиночеством, тревогами, заботами, страхами, свободой и т. п. Ограничение свободы со стороны государства также является одной из психологических причин экстремизма.
В целом результаты исследований позволяют заключить: события последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодежи выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в политическом сознании. Указанные факторы стали благодатной почвой для распространения экстремистских настроений.
Последние события в России, Франции, Англии также демонстрируют, что причины молодежного
экстремизма нельзя объяснить исключительно действием экономических,
этнических, политических или социальных факторов. Все чаще звучит мнение, что, по сути, беспорядки — это бунт детей, которые оказались предоставлены сами себе.
Сложившееся в целом реальное отчуждение политики от человека порождает стремление молодежи к преодолению этих тенденций и отправлении наиболее важных политических решений. Направленность на крайние меры объясняется и тем, что молодежь – неравный игрок в политико-правовом поле – пытается перебороть эту ситуацию, кажущуюся ей несправедливой.
Члены бийской группировки считали несправедливой ту ситуацию, что по одному с ними городу ходят и „неславяне“, а власть не может контролировать всё увеличивающиеся потоки мигрантов. Вообще, количество потерпевших от рук этой банды неизвестно, поскольку жертвы боялись обращаться в милицию. Один из них, молодой азербайджанец, после удара молотком чудом выжил, но в милицию так и не пошёл. Это вообще был излюбленный метод банды – подкрасться сзади жертвы и наносить ей удары молотком по голове.
В истории их группировки была поставлена кровавая точка – двойное убийство: 15 октября и 1 ноября 2006 г. в г. Бийске ими были убиты армянин и азербайджанец, давно уже проживавшие в нашем городе (в Бийске/, - прим. ИА "Амител"). Убийства бандитами тщательно планировались, за жертвами долго следили. Деформированное сознание вызвало демонстративное поведение – убийство было совершенно во дворе дома одного из членов группировки, после него убийцы не прятались сами и не прятали улики, на суде вели себя, как „герои“.
Убитый экстремистами азербайджанец проживал в Бийске уже около 20 лет. Он не только адаптировался и ассимилировался в местную среду, но и пользовался большой популярностью в своём районе – был хорошим мастером (чинил обувь в КБО возле Центральной гостиницы). Ему было 44 года и осталось двое сыновей 13 и 14 лет. Другая жертва – 27-летний армянин, также давно проживал в Бийске с родителями, недавно женился. Оба они являлись гражданами России, и смерть им была уготована одна – мучительная и жестокая. В вынесенном трём убийцам судебном приговоре – страшные подробности: „17 ударов молотком по голове, лицу и рукам“, „одновременно наносили удары ногами по голове, лицу, туловищу, рукам и ногам“ и многие другие.
Осуждено было всего три человека из указанной группировки: главарь получил 17 лет колонии строгого режима, его основной сообщник – 15 лет колонии строгого режима, соучастник – 6 лет колонии общего режима. Последний по многим статьям был оправдан присяжными заседателями, усомнившимися в его прямом участии в убийствах.
В доме самого благополучного из них нашли листовки и брошюры националистического содержания, молоток, биту, медальоны с изображением свастики.
Примечательно, что только одному из бандитов – главарю – было вынесено обвинение по ст. 282 УК РФ (экстремистская деятельность), остальным — по уголовным статьям за убийство, разбой, соучастие. Это ещё раз доказывает, что в нашем государстве из-за активизации экстремизма под лозунгами борьбы с ним идёт активная ревизия антиэкстремистского законодательства, в результате которого последовательное применение его становится практически невозможным. В России многие дела скинхедов, национал-патриотов, нацистов и представителей других экстремистских группировок из политических в итоге превращаются в уголовные.
Однако на националистических сайтах все трое предстают как герои, осужденные по „русской статье“ и значатся в списках „пленных“, „политических заключенных“, как, например, на сайте ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции).
В итоге, мы видим, что провозглашенные в Конституции РФ права человека распространяются в нашей стране крайне неравномерно. С этими правами у нас, действительно, давно не всё в порядке. Так, например, Госдепартамент США каждый год делает доклад о положении с правами человека в странах мира. Оказалось, что в докладе за 2007 год, опубликованном в марте 2008 г. и ставшим достоянием мировой общественности, упоминается и наш Бийск.
Там говорится, что в 2006 г. четверо подозреваемых, задержанных по обвинению в убийстве в городе Бийске, подверглись избиению в милиции для получения признательных показаний. После того, как местная правозащитная организация и независимая газета сделали этот случай достоянием гласности, все обвинения с четверых задержанных были сняты. Очень хочется верить, что это был единичный случай и с делом бийских националистов никак не связанный!
Другой факт геноцида произошел совсем рядом. В феврале 2005 года около 400 цыган покинули деревню Искитим Новосибирской области после того, как группа вооруженных людей напала на них и сожгла несколько домов, где проживали цыгане. По данным неправительственных организаций, аналогичные нападения имели место в 2005 и 2004 годах. Как сообщали цыгане, после этих событий правоохранительные органы и местные власти не предприняли никаких мер для предотвращения таких нападений в будущем. В итоге милиция задержала семерых подозреваемых и передала дело в Новосибирскую областную прокуратуру. Сообщалось о выдаче ордеров на арест еще девятерых подозреваемых. Дело было передано в суд в марте 2006 года.
Подобные действия вырастают из, казалось бы, безобидных пристрастий: жестких компьютерных игр, музыки со смелыми радикальными текстами, соответствующей символики. Но заканчиваются они далеко не безобидно. Так, в Барнауле в конце 2008 г. были вынесены решения по уголовным делам по факту размещения в Интернете видео-текстовых и графических нацистских файлов (видеоролики). Вот названия лишь небольшой части из них: „Китайское общежитие“, „Еврейские могилы“, „Праффда о злых бонах“, „Городские партизаны“, „Похоронное бюро“, „От слов к делу“, „Смешной хаченок“, „Цыгане“, „Как приготовить негра“.
В другом районе Барнаула в 2010 г. был признан судом экстремистским интернет-проект "Большая Игра „Сломай систему“, книга В. Демина „Война и вооруженная борьба“ и другие характерные произведения политического искусства.
Все эти факты показывают, что сегодня наблюдается неуклонный рост ксенофобии и национализма среди молодежи России. Однако сложившаяся система противодействия молодежному экстремизму не эффективна, не выработаны политические механизмы противодействия. Современное общество развитых стран (в том числе, хотя в меньшей степени, и России) постепенно втягивается в социально-политический и культурно-идеологический кризисы. Характерными чертами этого кризиса является усиление ксенофобии и социального паразитизма, которые проявляются в экстремистских и радикальных формах. В определенной степени можно констатировать кризис молодёжной политической культуры
постмодернизма – идеологической основы постиндустриальной модели
развития, в которую вступила наша страна.
В современной России, с одной стороны, идет усиление радикальных настроений, а с другой – размывание национальной идентичности и полное равнодушие к экстремистским действиям молодых националистов-радикалов. Складывающаяся при этом неэффективная государственная политика в отношении молодежи компенсируется экстремизмом, следствием чего и стал её массовый выход на Манежную и другие площади наших столиц. Хотя большая часть молодежи и проявляет пассивную адаптацию к реальности, её мизерная гиперактивная часть может натворить немало бед.
Комментарии 0