РАТМ обвинил команду алтайского губернатора в невыполнении договоренностей по "Алттраку"
15 декабря 2009, 12:30, ИА Амител
14 декабря группа РАТМ за подписью заместителя генерального директора Управляющей компании "РАТМ-Холдинг" Евгения Елгаева, распространила в СМИ "Информацию о деятельности РАТМ-Холдинга по управлению активами предприятия ОАО "Алтайский трактор". Подробности сообщает ИА "Банкфакс".
По данным агентства, в этом документе изложена история приобретения группой тракторного завода на Алтае, его последующего банкротства, остановки производства в начале 2009 г. и перспектив предприятия. Особое внимание РАТМ уделяет тому, что делали для восстановления работы "Алттрака" власти края. При этом бизнесмены фактически возлагают вину за развал "Алттрака" на команду алтайского губернатора, обвиняя ее в срыве договоренностей. Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с доводами РАТМ
В 2004 году группа компаний РАТМ выкупила 38% акций ОАО "Алттрак". РАТМ - крупный диверсифицированный промышленный холдинг, в который входят более 20 предприятий, работающих в следующих отраслях: цементная промышленность, машиностроение, оптико-электронное приборостроение, стекольная промышленность, оборонная промышленность, инвестиционно-девелоперская деятельность и ряд других направлений.
В 2005 году в ОАО "Алттрак" началась процедура банкротства. Тракторный завод находился в тяжелом финансовом состоянии по причине низкого платежеспособного спроса традиционных потребителей тракторов и больших накладных расходов, связанных с содержанием предприятия, рассчитанного на выпуск 30 тысяч тракторов в год.
В период до июня 2008 года компания РАТМ вложила, в общей сложности, в тракторный завод 1 млрд 338 млн рублей. Но данные меры не смогли кардинальным образом переломить ситуацию. В июне 2008 года на торгах было выкуплено имущество банкротного предприятия ОАО "Алттрак" за 203 млн рублей. За счет вырученных средств была полностью погашена задолженность по заработной плате перед работниками банкротного предприятия. Став собственником, РАТМ начал работу над реализацией антикризисной программы по оптимизации и реструктуризации производства.
По сути, РАТМ начал создавать новое предприятие производственной мощностью 3000 тракторов в год. На базе выкупленного имущественного комплекса были организованы новые предприятия: ООО "Алттрак" и ОАО "Алтайское тракторостроительное объединение", и в августе 2008 года на работу принято около 3000 человек. Было полностью восстановлено производство тракторной техники. Компанией РАТМ в период с августа по декабрь 2008 года выделены средства в сумме 200 млн рублей, с января по ноябрь 2009 года вложено 29 млн рублей на пополнение оборотных средств.
С августа по декабрь 2008 года изготовлен 141 трактор. Но, в связи с наступившим финансовым мировым кризисом, реализация техники резко упала. Кризис обрушил весь платежеспособный спрос в России, полный коллапс кредитной системы не давал потребителям возможности купить технику. Оборотные средства предприятия оказались "замороженными" в готовой продукции.
В январе 2009 года изготовлено еще 12 тракторов, и в дальнейшем сборочный конвейер был остановлен. Остановившись, производство так и не возобновилось. Руководство завода активно искало выход из создавшейся ситуации. На завод приезжали туркменская и узбекская делегации. Было заключено соглашение о намерении поставки в Туркменистан тракторов Т-402.01. В феврале был согласован с туркменской стороной проект контракта на поставку 1000 тракторов. И в этом же месяце начались сертификационные испытания в Туркменистане. В мае-июне 2009 года прошли испытания тракторов на полях СПК "Знамя Родины", доказавшие, что алтайский трактор по-прежнему конкурентоспособен.
В связи с перспективой заключения контракта с Туркменией сокращение работников предприятия не проводилось. Коллектив был переведен в административные отпуска с сохранением 23 заработной платы. Но в апреле 2008 года стало ясно, что контракт с Туркменией в ближайшее время не состоится, и было принято решение о сокращении с 1 июля значительной части работников предприятия, о чем они были письменно уведомлены. По состоянию на 15 июня задолженность по заработной плате перед работниками составляла 92 млн рублей. А на складах в это время находился 71 трактор на сумму 139 млн рублей. Средств от реализации данной продукции было бы достаточно, чтобы постепенно рассчитаться с долгами перед работниками по заработной плате.
В рамках соглашения от 02.06.2009 г. администрация Алтайского края брала обязательства организовать выкуп 150 тракторов Т-402.01 для сельхозпроизводителей края через краевой лизинговый фонд. Согласно подписанному дополнительному соглашению от 11.06.2009 г. между администрацией Алтайского края в лице губернатора А. Карлина, ООО "РАТМ-Холдинг" и ООО "Алтайский трактор", ООО "РАТМ-Холдинг" взял на себя обязательства по обеспечению выплаты задолженности по заработной плате перед работниками ООО "Алтайский трактор" до 15 июня в сумме 13,6 млн рублей. Эти обязательства были выполнены в указанный срок. Оставшуюся задолженность в сумме 78,4 млн рублей ООО "Алтайский трактор" выплатил до 19 июня. Источником погашения задолженности стали средства от продажи 35 тракторов краевому лизинговому фонду. Такое решение было принято сторонами обоюдно, в связи с короткими сроками реализации соглашения. Но с условием, что в срок до 10 июля ООО "Алттрак" будет предоставлен оговоренный в соглашении кредит через ООО "Сибсоцбанк" в сумме 50 млн рублей под 5% на 5 лет и 28 млн рублей на лизинг оборудования по программе энергосбережения ООО "Алттрак".
Всего перед работниками ООО "Алттрак" была погашена задолженность на сумму 92 млн рублей. Взятые в соглашении обязательства в отношении заработной платы ООО "Алттрак" выполнил. Но из-за того, что администрация края не оказала должного содействия предприятию в выделении кредита в сумме 50 млн и выделению 28 млн рублей на лизинг оборудования, ООО "Алттрак" не смог выполнить еще два пункта соглашения, касающиеся запуска основного производства предприятия 01.07.2009 и дальнейшей своевременной выплаты заработной платы. У предприятия просто не было оборотных средств для начала работы.
В дальнейшем, в июле и августе 2009 года, руководство предприятия неоднократно обращалось в администрацию края с просьбами решить вопрос о выделении обещанных кредитов, лизинговых средств, предоплаты и выкупа тракторов для сельхозпроизводителей края. Также было предложено администрации края выкупить часть имущества предприятия, необходимого городу для обеспечения бесперебойной работы Рубцовской ТЭЦ, а именно: отделения промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖДТ) и комплекса водоочистных сооружений (КВОС). Однако все предложения остались без решения. Продажа этих объектов позволила бы предприятию сформировать необходимый финансовый ресурс для запуска производства.
Несмотря на то, что с января 2009 года завод находился в вынужденном простое, здесь был проведен большой объем работ по оптимизации производства. В результате оптимизации с 246,4 га до 114,3 га уменьшена площадь занимаемого земельного участка, в два раза сокращены производственные площади, из производства выведены неиспользуемые станки, производственное оборудование компактно размещено на освободившихся площадях. На предприятии проведена большая работа по повышению энергоэффективности производства и экономии энергоресурсов. В каждом цехе подготовлены скважины для забора воды на технологические нужды, что позволило значительно снизить забор воды из системы центрального водоснабжения и тем самым сократить расходы на водоснабжение в 10 раз. Для контроля количества потребленных заводом энергоресурсов установлена компьютеризированная система учета. Установка локальных компрессорных станций позволила отказаться от централизованного снабжения сжатым воздухом. Для экономии тепловой энергии ограничено потребление пара и ликвидирована система централизованного горячего водоснабжения (непосредственно в местах потребления установлены водонагреватели). Более 20 млн. рублей было потрачено на лизинг оборудования (эти затраты руководство завода планировало возместить обещанным по условиям соглашения кредитом в 28 млн. рублей).
Реализация этих мер должна была позволить радикально изменить ситуацию на производстве и выпускать конкурентную по цене и качеству технику. 10 сентября на "Алттраке" состоялось рабочее совещание с участием начальника управления Алтайского края по промышленности и энергетике Мещерякова В.А., главы города Рубцовска Гамалеева П.П., представителей администрации края и краевого лизингового фонда. Участники совещания отметили, что предприятие готово к запуску и выполнению договора на изготовление 150 тракторов для сельхозпроизводителей края. Проведенные работы по оптимизации позволяют значительно сократить издержки производства и обеспечить мобильность по изготовлению техники, востребованной потребителем. А именно: производить специализированные, полностью оснащенные машины.
На совещании руководство предприятия озвучило готовность запустить производство в октябре при решении следующих предложений предприятия:
1. При содействии администрацию края предприятию необходимо получить отсрочку оплаты электроэнергии ООО "Алтайэнергосбыт" на 2 мес.
2. При поддержке губернатора края Карлина А.Б. предприятию необходимо получить предоплату в сумме 12 млн рублей за изготовление трактора Т-5.01 в количестве 3 шт.
3. Администрации края обеспечить выкуп через краевой лизинговый фонд не менее 50 тракторов в месяц.
Но ни одно из предложений предприятия не получило поддержки и не было выполнено. В результате руководству предприятия пришлось принять решение о сокращении работников.
Несмотря на сложное финансово-экономическое положение, компания РАТМ проводила и проводит работу по разработке новой техники. В планах завода наращивание производства серийных моделей, производство тракторов 5-го и 6-го класса, не имеющих конкурентов на российском рынке.
Одновременно инженерными службами предприятия ведется работа по завоеванию рынка трелевочной техники путем создания широкого спектра спецмашин: сварочных, пожарных, харвестеров, форвардеров, лесопогрузчиков, пачкоподборщиков и других.
На трактор А-600 по контракту с немецкой фирмой "KTS" разработана гидромеханическая трансмиссия с электронным управлением. Изготовлена и установлен на опытный образец трактора система электронного управления. В дальнейшем, по условиям сотрудничества, трансмиссия на трактора Алтайского тракторостроительного объединения будет полностью изготавливаться в Германии.
Также специалистами ООО "Алттрак" были внесены конструктивные изменения в опытные модели тракторов Т-402А и Т-5.01 и проведены соответствующие сертификационные испытания. На новые модели тракторов получены сертификаты. Были разработаны и изготовлены на базе трелевочной машины сварочные комплексы для сварки нефте- и газопроводов. Первая партия этих комплексов отправлена потребителям и проходит эксплуатационные испытания. По договору с государственным научным центром лесной промышленности разработана конструкторская документация и изготовлены опытные образцы универсальной лесозаготовительной машины. ООО "Алттрак" вошло в перечень социально значимых предприятий по списку Министерства регионального развития, претендующих на господдержку.
Предприятием был разработан бизнес-план и презентационный материал по трактору А- 600, и направлен в Управление промышленности по Алтайскому краю. Затем были подготовлены обращения в ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Алтайский банк Сбербанка РФ" и "ОАО" ВТБ-24 по выделению 2,8 млрд рублей на выполнение этой программы.
Ответ по выделению средств получен отрицательный. Со стороны органов государственной власти никаких конкретных действий по оказанию поддержки также не последовало.
В целях продвижения техники в Туркменистан с февраля по ноябрь 2009 года проведена работа по испытаниям трактора в Туркменистане. Механизаторы Туркмении дают высокую оценку алтайскому трактору. В ходе испытаний проводились замеры скорости вспашки, расхода топлива и качества вспашки. Технические характеристики трактора отвечают требованиям земледельцев и механизаторов Туркменистана. Сертификационная комиссия, куда вошли представители всех областей Туркмении, Туркменского аграрного университета и органов государственного управления, результатами работы трактора осталась довольна.
В ноябре в Ашхабаде прошел Первый сельскохозяйственный форум стран СНГ, на котором предприятие демонстрировало трактора Т-402.01 и новый трактор Т-5.01. Экспозиция получила высокую оценку вице-премьера России Зубкова В.А. и вице-премьера Туркменистана Акмамедова М.А. В настоящее время в Туркменистане проводится демонстрационный показ тракторов для руководителей областей и районов.
Таким образом, на сегодняшний день предприятие оптимизировано, оборудование полностью готово к выполнению производственной программы по изготовлению до 3000 тракторов в год при наличии заказов и оборотных средств. На сегодняшний день численность работников предприятия - 856 чел. Имеется необходимый кадровый резерв для начала работы. Предлагаемые меры по стабилизации ситуации на предприятии следующие:
1. Необходимо обеспечить исполнение администрацией края условий соглашения от 11.06.09, а именно: предоставить кредит в 50 млн рублей, 28 млн рублей по программе лизинга, оформить заказ на изготовление 150 тракторов.
2. Необходимо оказать содействие в реализации по рыночной стоимости объектов ОПЖДТ и КВОС и ликвидации задолженности по заработной плате.
3. Необходимо оказать содействие в заключение контракта с Туркменистаном.
4. Необходимо решить вопрос о целевом выделении 1 млрд рублей компании ОАО "Росагролизинг" на размещение заказа и выкуп у предприятия тракторов Т-5.01, Т-402А, ТТ-4М с последующей передачей в лизинг сельхозпроизводителям и предприятиям лесного комплекса.
5. В качестве мер по дальнейшему развитию предприятия необходимо оказать содействие в выделении средств по реализации бизнес-плана по постановке на производство трактора А-600.
6. Правительству Российской Федерации необходимо провести мероприятия по стимулированию рынков сбыта продукции ООО "Алттрак" в Республики Средней Азии. В частности, решить вопрос о предоставлении целевых кредитов традиционным партнерам России - Туркменистану, Таджикистану, Узбекистану и Киргизии на приобретение сельскохозяйственной техники Алтайского тракторного завода.
Комментарии 0