"Собеседник": что на самом деле творится в затопленной наводнением Амурской области
20 августа 2013, 15:50, ИА Амител
Спасение утопающих
Поселок Владимировка под Благовещенском – это местная "Рублевка". Бывший коттеджный рай в пригороде, о котором сейчас напоминают только добротные крыши, торчащие из воды. Владимировка буквально ушла под воду.
Теперь передвигаться по ее улицам можно только на катерах и лодках. Уровень воды в среднем выше человеческого роста, местами, по словам спасателей, – до трех метров.
– Вы там мою дочь с зятем не видели? Она плавать не умеет, да и лодка у них простая, весельная, не дай бог, перевернется, – топчется на берегу пожилая женщина, всматриваясь в даль.
Жильцам Владимировки теперь каждый день приходится ходить в плавание – дом проведать, забрать что-то из уцелевших вещей. Здесь же дежурит несколько лодок МЧС. На одной из них сын привез пожилую мать, которая причитает:
– Ну зачем ты меня забрал? Как я теперь? – 80-летняя бабушка осталась жить в своем доме и после затопления. Детям пришлось вывозить стойкую старушку чуть не силой. Спасатели пообещали подкармливать ее собаку и кроликов во время дежурных объездов села. Бабушкина живность осталась на чердаке дома, где до своей насильственной эвакуации жила и сама хозяйка.
Плот для собак
На катере МЧС я выезжаю в село Владимировка. Из воды торчат заборы и указатели улиц. У некоторых домов припаркованы лодки. Два мужика устроились обедать на крыше. Некоторые дома оторвало от фундамента – в основном деревянные. Крепко стоят только кирпичные и каменные строения. Течение носит по селу покореженные сараюшки, беседки и бани. Видны крыши автомобилей, которых хозяева не успели вывезти на "материк".
Военный пенсионер Дмитрий Иванов как раз отчаливает от своего забора.
– Приезжаю каждый день покормить своих двух собак – они огромные, забрать некуда, сами ютимся пока у родственников, – рассказывает Дмитрий Сергеевич. – Я соорудил им в затопленном доме плот и положил настилы, по которым они могут ходить. Сидят какие-то притихшие...
Еще одна владимировская собака, Дружок, стала интернет-знаменитостью после того, как ее хозяйка опубликовала в соцсетях фото овчарки, которая продолжала сторожить дом. За день публикация набрала тысячи лайков, а люди завалили хозяйку Дружка предложениями о помощи. Псы пенсионера Иванова тоже чужих близко не подпустят, но охранять в доме уже практически нечего.
– Как военному пенсионеру, мне несколько лет назад выделили 25 соток земли, и я стал потихоньку строить дом из бруса. Теперь все пошло насмарку. Эх, каждый гвоздь своими руками забивал, – вздыхает Дмитрий Сергеевич. – Вода у нас появилась за пару дней до потопа – чуть подтопило и высохло.
А 7 августа уже по центральной улице пошла вода. Я, что успел, покидал в машину – и уехал. А когда вечером вернулся – воды было уже выше колена. Дальше – хуже и хуже...
По официальной версии, виноваты природные катаклизмы – выпало много снега, потом зарядили ливни, вот реки и вышли из берегов. К тому же Владимировка – вообще опасное место. В 1984 году она уже пережила полное затопление, да и раньше тонула. Как здесь мог вырасти целый поселок из 900 домов?
В потопе многие местные винят Зейскую ГЭС, которая долгое время задерживала скопившуюся от таяния снегов и дождей воду, а потом резко ее сбросила.
– ГЭС держала воду, чтобы больше электричества выработать и китайцам продать. Вот и не рассчитали! – выдает мне самую популярную здесь версию один из местных. – Если бы с начала лета воду сбрасывали понемногу, такого бы не было...
Был ли фатальным именно сброс воды, никто подтвердить или опровергнуть не может.
Дмитрий Иванов сокрушается не только по поводу дома. Под водой и урожай помидоров, картошки, малины, смородины, арбузов... Не соберешь даже то, что на поверхности, – вода грязная. Спасатели опасаются, что в нее мог попасть ящур из скотомогильника. Не говоря уже про всплывшее содержимое туалетов и затопленное сельское кладбище.
Из Москвы в срочном порядке вылетел самолет МЧС с докторами, медикаментами и вакцинами. Но местные об этом пока мало знают.
– Я про вакцины только по телевизору слышал, – пожимает плечами Дмитрий Сергеевич.
По воле волн
Петр Волков рулит моторкой. Его дом на пригорке, поэтому пострадал меньше. Хеппи-энд по-амурски – когда на первом этаже воды по колено и можно жить на втором. Электричество отключено, Петр спасается купленным генератором.
–Генераторы, лодки, болотные сапоги в момент подорожали, – говорит он. – Газовый баллон у китайцев (в приграничном Благовещенске много китайцев) раньше стоил 50 руб., теперь – 1000!
Пока жителям утонувших населенных пунктов пообещали лишь по 10 тысяч на каждого члена семьи – на первоочередные нужды (еда, вода, средства гигиены). Говорят, будут еще компенсации за утерянное имущество, но их размер пока размыт водой обещаний. Далеко не все здесь застрахованы, но даже те, у кого на руках есть страховки, неспокойны.
– Не исключено, что придется судиться, если страховые компании будут увиливать от выплат, – говорит мне один из владимировцев.
За каждой калиткой – свой девятый вал проблем.
Сергей Валуй приплыл с сыном и тестем за вещами и чтобы обработать дом.
– У меня на первом этаже – воды по грудь. Запах стоит ужасный, – говорит Сергей. – Вот привез и разлил канистру химикатов от плесени.
Сергей купил дом по ипотеке. К кредиту привязана страховка.
– Я сейчас договор стал перечитывать, а там застрахованы только земля и "коробка" дома, а отделка – нет. Получается, нам ничего не положено?..
Когда сойдет вода? Успеют ли осушить дома и землю до первых заморозков? Это волнует амурцев больше всего.
В Благовещенске боятся, что вода от пригородов доберется и сюда. Практически каждая семья в Благовещенске уже успела затариться необходимым: спички, соль, воду, хлеб, консервы смели с прилавков магазинов буквально за один день – 7 августа. Именно с этого момента и по сей день город и окрестности живут в режиме чрезвычайной ситуации.
Сбросы воды с гидроэлектростанции, уровень рек Амур и Зея и прогноз погоды на дожди – это главные и самые обсуждаемые новости. От этих параметров зависит, накроет ли город новой волной.
По данным МЧС за прошлую неделю в Амурской области, Хабаровском крае и Еврейской автономной области:
подтоплено 124 населенных пункта;
пострадало 6212 жилых домов;
эвакуированы 19.211 жителей.
Комментарии 0