Ведущий пилотажной группы "Стрижи": "У нас нельзя достичь совершенства"

Ведущий пилотажной группы "Стрижи" Сергей Осяйкин рассказал в эксклюзивном интервью ИА "Амител", кто может стать летчиком истребителя, как пилоты готовят программу и можно ли попасть в кабину "Стрижа" за деньги.

08 сентября 2015, 09:41, ИА Амител

Они уже легенда. Посмотреть, как летают "Стрижи", в День города пришли десятки тысяч людей. Люди занимали места за несколько часов до начала авиашоу. На речном, на крышах зданий, на лестницах, на плечах у родителей. Ими восхищаются, на них равняются. Они – птицы самого высокого полета.

О том, как становятся "Стрижами", почему иногда пилотов истребителей встречают с автоматами наперевес и можно ли попасть в кабину "Стрижей" за деньги, в эксклюзивном интервью ИА "Амител" рассказал ведущий пилотажной группы подполковник ВВС Сергей Осяйкин.

Пилотажная группа Ведущий пилотажной группы, подполковник ВВС Сергей Осяйкин

Фото ИА "Амител"
"Мы не имеем права ошибаться"

– Многие мальчишки мечтают попасть в состав пилотажной группы. Но сразу после окончания училища это сделать невозможно. Сколько нужно времени, чтобы стать таким, как вы?

– Мы берем к себе пилотов из частей ВВС. Как правило, не ниже второго класса, а в основном это уровень первого класса. И начинаем работать. Готовим два года. Но чтобы он уверенно начал летать на показах, этого мало. Необходимо примерно еще года два. Знаете, это очень длительный путь, который требует много времени и работы. Первые два года – это простые элементы на месте без перестроения. И у нас нет такого: достиг определенного уровня мастерства и остановился. Мы постоянно учимся.

– Между "Стрижами" дистанция всего один метр. Как получается ее соблюдать?

– Полет разбирается досконально еще на земле. Но внизу не добьешься той слаженности, которая необходима в небе. Это достигается большим количеством тренировок и налетов именно в воздухе. Работа идет по принципу: от простого к сложному. Подготовка начинается еще в строевых частях. По тем интервалам, дистанции, которые определены для строевых пилотов. А когда они приходят к нам в центр показа, то мы начинаем их готовить по своей программе. Человек начинает летать с инструктором, и уже потом, когда проходит определенную программу, начинает летать самостоятельно. И все равно, в любом случае, это всегда от простых элементов к сложным. Обучение проходит последовательно, без спешки, без суеты, потому что, сами понимаете, при таких интервалах дистанции никто не застрахован от каких-то ошибок. Но мы не имеем права ошибаться.

Пилотажная группа Воздушный ас Сергей Осяйкин вспоминает про летные просшествия

 Фото ИА "Амител"


Смотрите также запись трансляции тренировочных полетов авиагруппы "Стрижи" в Барнауле

– Случалось ли в небе что-то непредвиденное, когда было по-настоящему страшно?

– У нас были столкновения в воздухе. Иногда они даже заканчивались катапультированием экипажа. Слава богу, что уже на протяжении многих лет эти моменты с нами не происходили (стучит по дереву. – Прим. ред.). С тем составом, с которым мы летаем, извините, я еще раз по дереву постучу, таких ситуаций не было. На момент формирования группы (Группа "Стрижи" была образована в 1991 году. – Прим.ред.), когда только-только люди начинали этим заниматься, такие моменты были. Видимо, опыт накапливается. А мы стараемся передавать его из поколения в поколение. Соблюдать авиационные законы. Надеемся, что в нашей жизни такого не будет.

Летчики не суеверны

– А курьезные случаи бывали?

– Курьезных моментов много. Да каждый перелет связан с непредвиденными ситуациями. Например, мы собирались лететь в Арабские Эмираты, должны были лететь через Туркмению, но поменяли план и улетели через Иран. C посадкой в Тегеране. Хотя у них по закону запрещен пролет на военной технике через территорию. Но они все-таки пошли нам навстречу. Мы даже посадку в Тегеране совершили. Встречали нас люди с автоматами возле самолетов. Нам даже запрещали выходить из самолетов. Когда все проверили, согласовали, то никаких проблем больше не возникало.

Хотя самые курьезные моменты, как правило, связаны с тем, что о нас пишут журналисты. Однажды приходилось читать и такое: "Пилотажная группа "Стрижи" – они же знаменитые "Русские Витязи" (смеется. – Прим. ред.). Вы же так не напишете, верно?

Пилотажная группа Подполковник ВВС Сергей Осяйкин поведал про приметы у летчиков

Фото ИА "Амител"

– Нет, конечно. Давайте мы напишем о тех приметах, скажем, ритуалах, которые летчики совершают для успешного полета?

– Для успешного полета мы должны садиться в самолет с хорошим настроением и с уверенностью в хорошем результате. Тогда все получится.

– А как настраиваетесь на полет, когда до него остается совсем немного времени?

– Мы разбираем его еще на земле. Чтобы настроить мозги на работу. У нас это называется пешие полеты – пройти полет так,  как он будет выполняться в воздухе. Иногда просто уединяемся, обговариваем некоторые моменты, некоторые особенности, которые есть. Например, особенности построения пилотажа, связанного с местом, где мы будем летать, потому что место новое и есть разные препятствия: крыши, трубы. О них надо знать и помнить. Еще накладывает условия погода, облака. Проговорили все детали и только после этого начинаем летать. Потому что в воздухе нужно действовать, там нет времени на такие разговоры.

Полет Полет

Фото ИА "Амител"

 
– А если говорить о приметах? Например, никому нельзя садиться в кабину до того, как туда сядет летчик?

– Тут скорее дело не в приметах, а в том, что у нас очень хорошие и ответственные техники. Представьте, самолет готов к боевому вылету. А если посторонний сядет? Человек может нечаянно что-то переключить, перенастроить. Проще и намного безопаснее побывать в кабине после полета. Да и в основном летчики – народ не суеверный. Но это же все индивидуально. Допустим, у меня нет такого суеверия, у кого-то есть. Люди этим не обязаны делиться.

– Говорят, что за деньги можно попасть в кабину "Стрижей". Мол, полет стоит от 25 тысяч до одного миллиона рублей. Это правда или миф?

– У нас невозможно попасть в кабину за деньги. Эти самолеты принадлежат Министерству обороны и предназначены только для полетов. Я слышал о таком, но не был свидетелем. Допустим, летный институт Жуковского: у них свои самолеты, они могут предоставлять такие услуги, а что касается нас – это исключено! Они для этого не предназначены. Я знаю только двоих людей, кто летал на боевых самолетах, – Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

Пилотажная группа Сергей Осяйкин убежден, что летчик учится вю жизнь

Фото ИА "Амител"

Нельзя достичь совершенства

- За границу часто летаете?

- Сейчас уже не так часто, это очень дорого стоит. Крайний раз (летчики говорят "крайний раз" вместо "последний раз", так принято — Прим. ред.) мы были в Сербии в прошлом году. Летали на 70-летие освобождения Белграда. Наш президент Владимир Путин принимал участие в торжестве. Еще нас приглашают в Китай. И на следующий год есть планы, но не будем сейчас загадывать.

- А что делаете между полетами?

- Мы летаем четыре дня в неделю, надо же готовиться. И молодым составом тоже надо заниматься. Разбирать с ними полеты. Все дни заняты, и нет такого, чтобы заниматься бездельем. Но телевизор иногда смотрим.

Полет Полет

Фото ИА "Амител"

- Барнаул вас тепло встретил, для многих вы пример для подражания...

- Спасибо организаторам, что пригласили, спасибо главнокомандующему нашему за то, что откликнулся на это предложение. Вы видели, сколько детей приехало на встречу с нами? Это же молодежь, наше будущее! Они должны воспитываться на положительном примере, должны быть заняты, к чему-то стремиться, цели перед собой ставить. Это красивые молодые ребята с горящими глазами. Здорово, что есть такая возможность – подойти и потрогать самолеты. Посидеть в кабине, подержаться, посмотреть полеты. Мало ли, может у кого-то зародится глубоко в душе желание стать летчиком. А потом уже все от них будет зависеть. Но чтобы стремиться, нужно знать, к чему стремиться. Для них это очень хороший пример.

- А вы к чему стремитесь, есть мечта?

- Мечта?.. У нас нельзя достичь совершенства. Есть большие планы на будущее. В том числе и то, как мы видим эту группу, чего нам еще нужно достичь. Мы в этом году подняли еще двоих пилотов в воздух. Пока это довольно простенькая программа. Они еще не пришли к тому пику натренированности, который был в группе. Когда группа в составе шести самолетов могла полностью отлетать всю программу этой "шестеркой". С различными перестроениями разного пилотажного порядка. Мы к этому идем плавно, но в нужном направлении. Может быть, в следующем году будет совершенно другая программа. Более динамичная, большим составом.

Полет Полет

Фото ИА "Амител"

- Прилетите еще раз к нам? Барнаульцам понравилось выступление "Стрижей"

- Люди должны смотреть на нас, если им это нравится. Мы второй год летаем в Чебоксары. В 2014-м были и в этом. В 2014-м пришло 200 тысяч, в 2015-м – 300 тысяч человек. Интерес появляется - это здорово. А нам в Барнауле тоже очень понравилось - такой теплый прием! Спасибо за это!

За несколько часов до выступления "Стрижи", готовясь к шоу, выполнили тренировочный полет над Барнаулом. Уникальную съемку из кабины боевого истребителя смотрите на сайте ИА "Амител"
Читайте также в сюжете: "Стрижи" в Барнауле

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров