Эксперты предполагают, что Boeing-737, разбившийся в Перми, был целым до самого удара о землю

16 сентября 2008, 11:56, ИА Амител

Сегодня, 16 сентября, планируется завершить так называемый полевой этап работ на месте крушения самолета Boeing-737 компании "Аэрофлот-норд" в Перми, жертвами которого стали 88 человек.

Как рассказывает в сегодняшнем номере "Коммерсант", по результатам осмотра места происшествия и найденных обломков самолета участники расследования уже сделали предварительный вывод о том, что лайнер развалился не в воздухе, а от удара о почву и последующей вспышки топлива. При этом одной из возможных причин трагедии называется пожар в правом двигателе лайнера и неисправность аппаратуры, измеряющей и уравнивающей давление снаружи и внутри самолета.


Работы на месте катастрофы были фактически закончены к вчерашнему вечеру: с места крушения вывезены все крупные обломки самолета и эвакуированы тела и фрагменты останков находившихся на борту людей. Обломки и механизмы были свезены в аэропорт Большое Савино, до которого всего 10 км не долетел разбившийся Boeing, и помещены в ангар, где с ними продолжат работу гражданские и военные эксперты.

Руководитель Федеральной аэронавигационной службы Александр Нерадько вчера заявил, что Boeing перед вылетом из Москвы был исправным, метеоусловия в аэропорту прилета соответствовали требованиям безопасности (нижняя граница облаков — 240 м, видимость — 10 км), а в баках воздушного судна было достаточно топлива и для возвращения в столицу (из 11,5 тонны керосина он израсходовал около 5,5 тонны). Посадка, как отметил господин Нерадько, осуществлялась курсом 212 градусов "с использованием инструментальной системы". Глава Росаэронавигации сообщил, что следов взрывчатки в обломках эксперты не обнаружили, а взрыв и возгорание топлива произошли "при столкновении с землей". Однако он тут же оговорился, что специалистам испытательной пожарной лаборатории еще предстоит выяснить, был ли пожар на борту воздушного судна до его падения.

Сомнения относительно времени начала пожара возникли из-за показаний свидетелей катастрофы, говоривших, что охваченный пламенем самолет напоминал комету. В пользу версии пожара во время полета говорил и правый двигатель воздушного судна, заводской номер 856332, выпущенный 9 августа 1992 года и проработавший 41 965 часов (само воздушное судно, зарегистрированное на Бермудских островах, эксплуатировалось 44 521 час с того же времени). Этот двигатель в отличие от левого эксперты обнаружили на земле сильно обгоревшим и деформированным. По характеру повреждений был сделан предварительный вывод, в соответствии с которым пожар в правом двигателе произошел еще в воздухе. Однако, полагают эксперты, сработавшая система пожаротушения не дала распространиться огню. К показаниям свидетелей о том, что весь самолет был охвачен огнем, эксперты относятся скептически. "За вспышку в небе свидетели могли принять свет фар заходящего на посадку лайнера или вылетающее из сопел двигателей пламя. Когда двигатели переходят на нештатный режим работы, возникает так называемый помпаж",— объяснил "Коммерсанту" один из участников расследования, добавив, что свидетели 90% катастроф говорят о пожарах и взрывах в воздухе, но эти данные потом не подтверждаются.

Один из членов госкомиссии по расследованию катастрофы в Перми на условиях анонимности сообщил изданию, что пожар в двигателе не вызвал разрушения самолета. Взрыва во время полета также не было. По словам члена комиссии, воздушное судно было целым до самого удара о землю, столкновение с которой произошло под углом 30 градусов. От удара и мгновенной вспышки выплеснувшегося из баков топлива, а в них было более 5 тонн керосина, машина разлетелась на мелкие куски. Этим, отметил он, и объясняется большой разброс мелких обломков самолета. Если бы самолет взорвался в воздухе, то он развалился бы на крупные фрагменты.

Впрочем, пока эксперты не могут сказать, что к катастрофе привел пожар одного из двигателей. Они не исключают, что неисправными оказались и другие приборы на борту лайнера. Например, аппаратура, измеряющая и уравнивающая давление снаружи и внутри самолета. Такая неисправность приводит к большим искажениям в показаниях навигационных приборов, поскольку большинство из них привязаны к измеренному датчиками самолета давлению. Возможно, этим объясняется и неадекватность пилота Родиона Медведева, о которой вчера говорил руководитель полетами аэродрома Большое Савино Ирек Бикбов (пилот, по его словам, выполнял инструкции диспетчера с точностью до наоборот: вместо того чтобы снизиться, набирал высоту, а когда ему давали курс на правый разворот, шел влево). Не выровненным на борту давлением эксперты, кстати, объясняют и форму обломков фюзеляжа — с выгнутыми наружу краями, что характерно для взрыва изнутри. "Разница в давлении могла привести к тому, что при столкновении с землей фюзеляж лопнул подобно воздушному шарику",— заявил один из экспертов. Впрочем, сами производители Boeing говорят, что системы контроля и уравнивания давления на их воздушных судах абсолютно надежны и имеют многократное резервирование. Эксперты Boeing, которые примут участие в расследовании, должны прибыть в Россию сегодня.

Подозрения диспетчера о "неадекватности" пилота Медведева в архангельском управлении воздушного транспорта, где он сдавал квалификационные экзамены, и в авиакомпании "Аэрофлот-норд" "Коммерсанту" назвали беспочвенными: "Единственной физиологической особенностью Романа была несколько замедленная речь, однако это никак не сказывалось на его профессиональных навыках". Кстати, выступление господина Бикбова уже стало предметом служебного расследования. Между тем участники расследования затребовали личное дело пилота и его медицинскую карту. Из заключения врачебной летно-экспертной комиссии следует, что Родион Медведев был годен к летной работе до 27 ноября этого года. Последнюю проверку техники пилотирования он прошел 21 июня. С 20 августа по 10 сентября находился в отпуске. К работе же приступил только в четверг, успев налетать за время до катастрофы всего 14 часов.

Как заявили вчера в Межгосударственном авиакомитете, говорить о точных причинах катастрофы можно будет только после расшифровки параметрического и речевого самописцев. "Черные ящики" с разбившегося лайнера вчера поступили в МАК, однако в них при ударе оказались поврежденными лентопротяжные механизмы, что сильно затянет расшифровку.

+++

Ссылки по теме "Авиакатастрофа в Перми":

ФСБ заявила, что на обломках самолета взрывчатых веществ не обнаружено
ФСБ заявила, что на обломках самолета взрывчатых веществ не обнаружено ... ... Бастрыкин, который прибыл в Пермь и провел совещание следственной группы, падение лайнера, по предварительным данным, ...
15.09.2008 http://www.amic.ru/news/92267/

Аман Тулеев распорядился перечислить 300 тыс. рублей семьям погибших в пермской авиакатастрофе
Аман Тулеев распорядился перечислить 300 тыс. рублей семьям погибших в пермской авиакатастрофе ...
15.09.2008 http://www.amic.ru/news/92249/

Основная версия авиакатастрофы в Пермском крае - неисправность правого двигателя
Основная версия авиакатастрофы в Пермском крае - неисправность правого двигателя ...
15.09.2008 http://www.amic.ru/news/92248/

Люди, оказавшиеся первыми на месте ЧП "Боинга-737", снимали с трупов одежду и украшения
Люди, оказавшиеся первыми на месте ЧП "Боинга-737", снимали с трупов одежду и украшения ... ... Боинг-737" в Перми: по их словам, оказавшиеся первыми на месте ЧП люди...
15.09.2008 http://www.amic.ru/news/92230/

14 пассажирских поездов изменили маршрут и график движения из-за авиакатастрофы в Перми
14 пассажирских поездов изменили маршрут и график движения из-за авиакатастрофы в Перми ...
15.09.2008 http://www.amic.ru/news/92214/

День траура по погибшим в авиакатастрофе Боинга-737 объявлен сегодня в Пермской области
День траура по погибшим в авиакатастрофе Боинга-737 объявлен сегодня в Пермской области ... ... Как уже сообщало ИА "Амител", накануне, 14 сентября, в Перми потерпел крушение пассажирский самолет "Боинг-737", выполнявший рейс номер 821 по маршруту Москва-Пермь. На борту находились 82 пассажира и шесть членов экипажа.
15.09.2008 http://www.amic.ru/news/92210/

Семьи погибших в авиакатастрофе в Перми получат компенсацию до 2 млн. рублей
Семьи погибших в авиакатастрофе в Перми получат компенсацию до 2 млн. рублей ...
14.09.2008 http://www.amic.ru/news/92209/

Дмитрий Медведев направил соболезнования в связи с авиакатастрофой в Перми
Дмитрий Медведев направил соболезнования в связи с авиакатастрофой в Перми ... ... в связи с авиакатастрофой в Перми. В телеграмме, в частности, говорится: ...
14.09.2008 http://www.amic.ru/news/92208/

В Перми разбился пассажирский самолет "Боинг-737": погибло 87 человек
В Перми разбился пассажирский самолет "Боинг-737": погибло 87 человек ...
14.09.2008 http://www.amic.ru/news/92204/

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров