Электронное правительство: чиновники уходят в интернет. А толку нет

07 февраля 2013, 06:58, ИА Амител

Почему даже в виртуальном пространстве госслужащие умудряются развести бюрократию пишет корреспондент "Комсомольской правды" Елена Аракелян. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с ее статьей.

Редкое ведомство нынче не имеет официального сайта, где должно просвещать граждан о своей деятельности и услугах. И порталы госуслуг появились. И сайты для важных государственных программ. А какой толк нам, гражданам, от этих нововведений?

ЗАДАЙТЕ НАМ ВОПРОС! 

Как-то моему мужу, индивидуальному предпринимателю, понадобилось выяснить, сертифицирован ли некий зарубежный товар на соответствие отечественным ГОСТам. Судя по сайту госуслуг, право на такой запрос имеет каждый российский гражданин. Только как его сделать, непонятно.

Но - эврика! На сайте ведомства, отвечающего за ГОСТы, теперь есть "Общественная приемная". И подраздел "Задать вопрос".

...Над заполнением формы, в которую надо написать вопрос, мы вдвоем размышляли не менее получаса. После регистрации - заведения своих логина-пароля и сообщения ФИО - надо было выбрать раздел вопроса. Не очень понимаю, кто на сайте о стандартизации будет задавать вопрос об обороне или ЖКХ, но чиновники такое предусмотрели. Пункт "Тематика вопроса", также обязательный для заполнения, предлагал еще более широкий выбор: "Конституционный строй. Уголовное право. Исполнение наказаний. Прокуратура..." Далее надо указать тему вопроса - уже от себя. И еще раз выбрать тематику уже в графе "Вопрос" - из меню, состоящего из нескольких сот пунктов, от "Автомобильного транспорта" до "Уклонения от налогообложения".

- Лучше бы я позвонил им по телефону, - взвыл муж, но героически дошел до конца. То есть до окошка, где можно было наконец вписать свои две строчки "а где мне узнать то-то".

Через семь рабочих дней по е-мейлу пришел ответ. Мол, запрос рассмотрели. И предлагают обратиться в другое ведомство (почтовый адрес и телефон прилагаются).

Самое смешное выяснилось потом: нужный мужу  реестр сертификатов выложен в открытом доступе на специальном сайте. Нормальный интернет-пользователь в таком случае просто дал бы ссылку на сайт. Что тут рассматривать - дело минуты. Но, видимо, чиновникам так просто поступать нельзя: это же сколько лишней работы, за которую платят бюджетные деньги, можно будет не делать!

Справедливости ради замечу: не на всех ведомственных сайтах, чтобы задать вопрос, надо заполнять длинные анкеты. Есть и более простые формы. Но почти везде надо сообщать подробные данные о себе, включая почтовый адрес (это чтобы задать вопрос в Интернете!). "Для статистики обращений", - пишут чиновники. А я-то, наивная, думала, что форма "задать вопрос" или "обратной связи" для нашего удобства существует!

Федеральные ведомства еще щадят граждан. Вот какой текст встречает жителей одного из районов Подмосковья, желающих получить информацию о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг: "Срок предоставления муниципальной услуги исчисляется с момента регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги до момента приема отделением связи Почты России письменного почтового отправления, содержащего результат предоставления муниципальной услуги..." Вы после прочтения подобных строк еще бы хотели получить этот самый результат? Правильно! Меньше вопросов - чиновникам спокойнее. "Порядок обращения гражданина в... (название вставить) посредством информационных систем общего пользования и получения ответа на поставленные вопросы" их защитит. Цитата, кстати, реальная.

Проверим?

"Ваш район не найден"

Что можно узнать на официальных сайтах ведомств.

Вся правда о ЖКХ!

С прошлого года все управляющие компании в сфере ЖКХ обязали раскрывать информацию о своей деятельности в Интернете: на собственных сайтах и на специально созданных для этих целей ресурсах. Какие у них цены на услуги, как потрачены собранные с собственников квартир денежки и так далее. Для удобства граждан даже создан специальный федеральный портал, который уполномочен собирать с УК такие отчеты, - "Реформа ЖКХ" (www.reformagkh.ru). Красивый. С кнопочками "Мой дом", "Мой управляющий", "Рассчитай свой платеж" и так далее.

"На нашем Портале каждый житель может получить данные о деятельности своей управляющей организации", - сообщают администраторы сайта, ссылаясь на Жилищный кодекс, постановление правительства и приказ Минрегиона. Дальше, правда, следует не внушающее оптимизма уточнение: "Если управляющая организация не раскрыла сведения о себе на Портале, вы имеете полное право напомнить ей о такой обязанности, а при отказе ее выполнять - смело жаловаться в жилинспекцию, прокуратуру и суд: закон на вашей стороне!"

Идти в жилинспекцию, прокуратуру и суд, судя по всему, надо многим. В моем родном Одинцовском районе Подмосковья, например, по сведениям портала, значится... 4 дома. (Если УК не подала сведения, дом на портале не отображается.) Мне свой дом найти не удалось. И рассчитать платеж - тоже: калькулятор объявил, что Одинцовский район ему неведом.

Получить и обменять документы

Лично я очень обрадовалась, увидев в меню электронных услуг портала gosuslugi.ru получение российского паспорта, - надо было поменять его быстро.  В первых трех пунктах описания услуги объяснялось, какие документы мне надо приготовить и как заполнить форму заявления. После чего в пункте 4 мне сообщили: "В случае успешного выполнения услуги на всех этапах система даст вам положительный ответ, а государственные структуры направят вам электронное письмо с предложением подготовить пакет необходимых документов, произвести оплату и прийти в территориальный орган ведомства для подачи документов". Извините, а в чем тогда услуга? В территориальный орган с документами я и без такого приглашения могу прийти.

Справедливости ради надо сказать, что некоторые электронные услуги все же работают. Например, зарубежный паспорт, используя сайт госуслуг, некоторым моим коллегам получить удавалось. Но и эксперты признают: значительная часть электронных услуг - электронные чисто формально (см. "Кстати").

Где границы участка

Многие сведения из государственного кадастра сейчас доступны через Интернет, с помощью так называемой публичной кадастровой карты (доступ к ней - с сайта www.rosreestr.ru). С помощью нескольких кликов можно установить, зарегистрированы в кадастре границы интересующего вас участка или нет, что важно при межевых спорах, которые в садовых товариществах стали нормой жизни.

Здорово? Увы, большинство заинтересованных в такой информации граждан о новых возможностях не подозревают. Как и о том, что нынче можно получить в электронном виде сведения из большинства государственных реестров. Почему-то самими чиновниками информация об этом не особо рекламируется - пошлют к другому чиновнику, но никак не в доступную всем желающим базу данных (как в нашей истории выше).

Не должник ли ты

Проверить, не значится ли за тобой долгов, из-за которых тебя не выпустят за границу, сейчас действительно просто: достаточно на сайте службы (www.fssprus.ru) зайти в "Банк исполнительных производств" и ввести ФИО, регион и дату рождения. Никаких тебе сложностей с получением кодов доступа, длинных анкет и регистраций! Чувствуется искренняя заинтересованность приставов в том, чтобы побыстрее собрать денежки с должников.

Почему у других чиновников такой заинтересованности нет? Уж не потому ли, что открытость информации может их каких-то денежек лишить?

КСТАТИ

Госуслуги в сети: первые итоги

На конец 2012 года 89 федеральных органов власти заявили через единый портал госуслуг 926 услуг. Из них 260 - в электронном виде. Насколько эти услуги доступны, то есть их действительно реально оформить через Интернет, в ноябре - декабре изучал аналитический центр ТАСС-Телеком.

В группе с самыми лучшими показателями (количество доступных услуг из всех заявленных - более 90%) оказалось всего лишь одно ведомство - Министерство внутренних дел.  Не удивляйтесь:  МВД выдает большое количество всевозможных лицензий и разрешений, теперь обратиться за  этими документами можно и через Интернет.

У большинства же ведомств доступность их электронных услуг оценивается примерно в 20 - 33% (7 ведомств) или от 2 до 15,6% (12 ведомств). Главные претензии аналитиков: информация об услугах чисто формальная, нет деталей, нужные  сведения сложно найти, а зачастую данные указываются устаревшие.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Иван БЕГТИН, эксперт открытого правительства, директор Некоммерческого партнерства "Информационная культура":

- Для того чтобы электронное правительство было действительно открытым, нужны три составляющие: волевые политические решения, механизм принуждения чиновников к открытости и контроль со стороны гражданского общества. У нас, к сожалению, пробуксовывают все эти три элемента. Законы есть, но они расплывчаты. Контролируется выполнение этих законов плохо. И мало гражданских организаций, которые бы мониторили ведомственные сайты, делали запросы, подавали бы в суд в случае, если чиновники не предоставляют ту информацию, которую предоставлять должны.

Конечно, чиновники виноваты в том, что многие электронные услуги существуют чисто формально. Но открытость государства - это не только усилия власти, но и усилия граждан. Если информационная открытость не затребована, по собственной воле чиновники открываться не будут.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров