Город сейчас изменился: архитектура Барнаула глазами Петра Анисифорова
Архитектура Барнаула: история и современность. Экспертная оценка алтайского архитектора Петра Анисифорова
11 июня 2015, 10:55, ИА Амител
Архитектура Барнаула сильно изменилась за последнее время. Кому-то возводимые в краевом центре постройки кажутся нелепыми, разрушающими провинциальное очарование сибирского городка. А кто-то из земляков, напротив, гордится современными высотками из стекла и бетона.
Редакция ИА "Амител" решила узнать мнение эксперта, а заодно и поинтересоваться, чем живут и чем "дышат" барнаульские архитекторы. О своих проектах и архитектуре Барнаула рассказал известный алтайский архитектор Пётр Анисифоров. Предлагаем читателям ознакомиться с его интервью.
Редакция ИА "Амител" решила узнать мнение эксперта, а заодно и поинтересоваться, чем живут и чем "дышат" барнаульские архитекторы. О своих проектах и архитектуре Барнаула рассказал известный алтайский архитектор Пётр Анисифоров. Предлагаем читателям ознакомиться с его интервью.
Архитектурный облик Барнаула за последние 20-25 лет очень сильно
изменился. Как бы Вы прокомментировали состояние архитектурного облика
Барнаула?
Называться культурной столицей Сибири – это огромная
ответственность. Да, у нас очень много исторических личностей и край
связан со многими легендарными людьми. Но чтобы действительно называться
культурной столицей – надо сильно постараться. Молодежь уезжает и
обидно, что самые талантливые стремятся в Питер и Москву потому, что
чувствуют недостаток культуры. Но Алтай и Барнаул, безусловно, достойны
такого звания, просто здесь нужно стараться на всех уровнях.
В СМИ появилась информация, что на горе Афон Вы будете строить очередной свой храм, кроме того Вашей мастерской будет возводиться храм на островах в Японии. Так ли это?
Да все так. В Греции я уже осмотрел место и произвел обмеры. А в Японии будет не только храм, а целый комплекс.
Последнее время очень активно идет восстановление храмов. И именно к Вам в свое время обратился Валерий Золотухин и именно Вы построили храм на его родине в селе Быстрый Исток. Как это было?
Да, мы с ним все это построили и хорошие плотники были. Я помню, когда позвонил Валерий Сергеевич, говорю: "Ну будем строить". Он посмеялся: "Ну вот, еще один шустрый такой нашелся. 9 лет фундамент стоял". А потом, действительно, мы за 2 года все как-то осилили.
А вот, если, допустим, чтобы построить дом, нужно выиграть тендер. А чтобы построить церковь что необходимо выиграть или там все как-то иначе происходит?
Нет, это иначе происходит, и слава богу. Потому что если это творческие конкурсы, то я за них, а тендеры – это в основном деньги, и не обязательно профессионал выигрывает. С Японией была такая история. Виктория – уникальная красавица из Воронежа – приехала с гастролями в Токио и сильно в нее влюбился японец Федор. И она спросила маму (а мама православная у нее), можно ли выйти за него замуж. Мама сказала: "Да, но если будет обряд венчания". А чтобы венчаться, нужно покреститься. И Федор покрестился. И сейчас он очень православно образцовый человек и он решил финансировать и построить церковь в городке Мунаката. Был я в доме архитектора и Александр Шалин начал рассказывать, что рисует проект для Японии. Я сначала с юмором к этой идее отнесся, а потом начали общаться с японцами и я понял, что это серьезная затея. Мы с супругой нарисовали и отправили эскизы в Японию, им понравилось. Ну и понятно стало, что проектировать, когда место не изучено – очень сложно. И зимой съездили в Японию посмотреть место. Храм решено строить из алтайского кедра. Церковь соберут здесь, на Алтае, как когда-то собирали церковь, которая сейчас стоит в Антарктиде. Затем ее разберут и отправят в Японию. Японцы со своей стороны подготовят фундамент – с учетом всех японских требований.
– На Афоне есть игумен Алексей, наш земляк. В феврале он был в Барнауле, зашел к нам. Увидел наш проект храма в Японии, а про храм в Антарктиде он уже знал. И предложил нам работать на Афоне. Говорю: "Надо ехать – место смотреть". И мы поехали, – рассказал Петр Анисифоров.
По данным Японской православной церкви, православных среди японцев сейчас около 46 тысяч человек. По всей Японии действуют около 30 православных храмов.
Петр Иванович, а что за байка ходит, что Вы построили храм в Антарктиде без единого гвоздя?
Нет, конечно. Простоя людям нравятся всякие легенды. Это в Кижах есть церковь без гвоздей, которую много веков назад строили.
храм в Антарктиде
Как Вы думаете, есть ли у нас сейчас градостроительная политика?
По моему мнению наши прадеды во многом были "выше" сегодняшних архитекторов. Барнаул действительно называли "Афинами". Тогда Барнаул напоминал Петербург и очень выделялся в свое время. И эти отдельно взятые здания до сих пор привлекают внимание. Город сейчас изменился. Но, к сожалению, сейчас по всей России законов о градостроительстве очень мало. И поэтому идет такая "вольница" - кто во что горазд. Но когда-нибудь, и я в это верю, Барнаул вернет себе право называться культурной столицей Сибири.
фото Алексея Бондаренко
фото Алексея Бондаренко
Петр Иванович Анисифоров — российский архитектор, вице-президент Союза архитекторов России, председатель правления Алтайской организации Союза архитекторов России, лауреат Демидовской премии, директор творческой архитектурной мастерской "Творческая мастерская архитектора Анисифорова", руководитель авторского коллектива проекта и строительства первого православного храма в Антарктике — церкви Святой Троицы.
Комментарии 0