Названы три причины, почему падение цен на нефть остановится

29 октября 2014, 14:29, ИА Амител

С конца июня цены на нефть падают, потеряв более 20% от максимумов за это время. Это плохая новость для инвесторов в энергетический сектор и самих компаний, добывающих нефть, хотя мировая экономика в краткосрочном периоде может почувствовать некоторую пользу.

При этом многие задаются вопросом, как сильно могут упасть цены. Вопрос вполне насущный, так как замедление темпов роста в Китае, перспектива дефляции и ситуация в ОПЕК волнуют многих участников рынка.

Конечно, сейчас цены падают, потому что ОПЕК позволила им это сделать. И фактор ОПЕК может привести к развороту. Впрочем, только ОПЕК дело не ограничивается.


ОПЕК и минимальные цены на нефть

Несмотря на рост производства нефтепродуктов в США и некоторых других странах, доминирующую роль на рынке нефти играет ОПЕК, страны которой контролируют 81% разведанных запасов в мире.

Даже отдельные заявления чиновников, например из Саудовской Аравии, способны влиять на стоимость нефти.

И сейчас можно услышать, что та же Саудовская Аравия не намерена сокращать производство, а текущий уровень цен их вполне устраивает. Впрочем, даже среди ОПЕК таких стран не много.

Фактическая стоимость добычи может быть низкой, но это не значит, что странам хватит $50 за баррель. Некоторые страны-члены ОПЕК нуждаются в очень высоких ценах, чтобы поддерживать свои бюджеты и высокий уровень госрасходов, которые росли в последние годы.

Ирану, например, необходима стоимость "черного золота" на уровне около $130 за баррель. Но Саудовская Аравия, вероятно, может жить с ценами ближе к $90 за баррель. Быстрорастущее благосостояние и население в нефтедобывающих странах оказались более значимым фактором для ОПЕК, чем некоторые думали.

Рождаемость в арабских нефтедобывающих странах была заоблачной на протяжении многих лет, и тот факт, что в такой стране, как Саудовская Аравия, около 50% населения моложе 20 лет, имеет огромное значение. При этом, конечно же, король и остальной правящий класс значительно старше.

Столкновения поколений можно избежать только с помощью "сытой жизни" для молодежи, а это означает сильный внутренний спрос на нефть. При этом в той же Саудовской Аравии для многих молодых людей просто нет работы, поэтому есть риски поддержки различных экстремистских течений со стороны молодых людей. И это опасно для власти.

Арабская весна показала, что может произойти, если население недовольно властью, даже несмотря на устойчивые позиции последней, поэтому рисковать и сокращать социальные программы никто не будет.

Столкнувшись с необходимостью сокращения программ, уже Саудовская Аравия начнет призывать ОПЕК к сокращению производства. Может, это и не вернет цены к $120-140 за баррель, но уж падать она точно не будет. 


Риск снижения добычи в США

Во многом падение цен на нефть подпитывается ростом добычи нефтепродуктов в США, что стало результатом сланцевого бума.

Но нефтегазовый сектор является очень капиталоемким. Добывающие компании заимствовали колоссальные суммы денег (которые практически росли на деревьях после стимулирующих программ ФРС), чтобы арендовать землю и бурить новые скважины, увеличивая объемы добычи. Сейчас, когда долг достиг колоссальных масштабов, а добыча из старых скважин стремительно снижается, компании вынуждены бурить все больше и больше новых скважин.

Во многом этот "марафон на истощение" стал возможен из-за падения ставок на долговые инструменты в США. Инвесторы были готовы вкладывать в любые инструменты, лишь бы получить хоть какую-то доходность от инвестиций. В результате этого доля облигаций, выпущенных компаниями, добывающими сланцевую нефть, на американском рынке "мусорных" облигаций выросла с 9,7% в 2007 г. до 15% в 2014 г. – абсолютного рекорда.

Средний доход от буровых работ в 2012-2014 гг. составил $59 млрд, что близко к 2010-2011 г., а расходы составили $136 млрд. Зияющую пропасть между расходами и доходами можно закрыть только за счет увеличения долга.

В частности, для компаний, работающих на сланцевых месторождениях, объем долга за четыре года вырос в два раза, а выручка – только на 5,6%.

По оценкам экспертов консалтингового агентства SunTrust Robinson Humphrey, при сохранении цен на уровне $100 за баррель затраты независимых компаний в США в текущем году в среднем составят $1,5 на каждый доллар, вырученный от добытой и проданной нефти и газа. При этом затраты такого гиганта, как ExxonMobil, составят 68 центов на каждый доллар, вырученный от продажи нефти и газа.

Эксперты МЭА прогнозируют, что затраты американских нефтедобытчиков к 2035 г. составят более $2,8 трлн, объемы добычи по сланцевым месторождениям при этом достигнут своего пика в 2025 г.

Уже сейчас крупные компании чувствуют себя не очень хорошо, некоторые продают сланцевые активы.

Они уже сейчас не могут поддерживать устойчивые денежные потоки и рост производства в мире, где большая часть легкодоступной нефти уже найдена, а стоимость проектов стремительно растет.

В прошлом году Exxon, Chevron и Shell не смогли увеличить добычу нефти и газа, несмотря на то что в предыдущие пять лет они потратили на инвестиции $500 млрд, а $120 млрд было потрачено в 2013 г. Под давлением со стороны инвесторов крупнейшие в мире нефтяные компании сейчас вынуждены сокращать капитальные расходы и продавать активы, чтобы повысить денежные потоки.

Сейчас в США наблюдается энергетический ренессанс, вот только действия Саудовской Аравии также вредны и для компаний, добывающих сланцевую нефть в США. Все же для них необходимы цены значительно выше, так как технологии требуют денег.

Чрезмерное внутреннее производство и падение цен просто приведут к тому, что производители не будут торопиться со вводом новых проектов. Особенно это важно при добыче сланцевой нефти и газа, так как даже поддержание добычи на текущих уровнях требует огромного количества новых скважин. В результате цены вырастут вновь, а эксперты говорят, что полностью этот эффект будет заметен ближе к 2016 г.


Баланс спроса и предложения

Цены на нефть отражают баланс между имеющимся предложением и количеством покупателей, которые могут себе позволить платить по этим ценам. Если баланса в какой-то момент времени нет, то система может быть нарушена.

Если стоимость нефти слишком высока для потребителей, экономики импортирующих стран начнут замедляться, так как расходы для стимулирования роста заменяются на расходы на энергоносители.

Если цена слишком низка для производителей, то это постепенно приведет к падению добычи. В результате многие потребители столкнутся с дефицитом. При длительном сохранении такой ситуации усиливаются политические, социальные и экономические риски.

Но из-за постоянного поиска баланса стоимость нефти все время изменяется, а идеальный баланс практически невозможен. Одна большая проблема для спроса – это замедление мировой экономики.

При этом в краткосрочной перспективе цены на нефть и государственный долг связаны. Экспортеры, столкнувшись с падением цен, будут занимать больше. По крайней мере так было в 2008 г.

С другой стороны, при росте цен уже вынуждены дополнительно занимать импортеры, так как им просто нужны деньги для обеспечения своих потребностей. В качестве примера можно рассмотреть Японию.

В последние месяцы цены на нефть падают, и это падение связано с несколькими экономическими факторами. Во-первых, ФРС США сворачивает свою программу стимулирования. Во-вторых, экономика Китая замедляется, также как и рост долга. Кроме того, рост дефицит бюджета США также замедлился.

Другая проблема – это изменения в налоговом законодательстве и изменение субсидий. Как правило, повышение налоговой нагрузки снижает спрос и дает толчок для снижения мировых цен на нефть.

Многие правительства развивающихся стран предлагают субсидии. Как только они сокращаются, внутренние цены растут, тем самым снижая спрос. На мировой спрос это влияет не так сильно, но все вносит свой вклад.

С другой стороны, очевидно сокращение поставок нефти из-за истощения уже существующих месторождений. Новые месторождения вводятся в эксплуатацию, но для их окупаемости уже нужна стоимость нефти ощутимо выше.

Конфликт между высокими затратами на добычу и доступностью для покупателей является фундаментальным. И по этой же причине многие ждут долгосрочного роста цен на нефть.
+++
По материалам ВестиЭкономика

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров