Не срослось: в чем ошибся "Яндекс", работая над новым "Кинопоиском"?

Управляющий партнер фонда LETA Capital Александр Чачава рассказал про основные ошибки "Яндекса" в преобразовании "Кинопоиска" и чем отличается покупка стартапов в России и за рубежом.

15 октября 2015, 12:00, ИА Амител

В начале октября по поводу новой версии портала "Кинопоиск", созданной "Яндексом", разразился громкий скандал. Пользователи не просто не оценили появившиеся на ресурсе изменения, а устроили настоящий протест.

Свой "Кинопоиск" "Яндекс" представил общественности 8 октября 2015 года. Проект вызвал негативные оценки и шквал критики. В социальных сетях даже появился хэштег #вернитекинопоиск, а на ресурсе Change.org создали петицию к руководству компании - люди жаловались на отсутствие привычных функций, которые были до обновления ресурса и пропали после.  Пользователи не нашли папки со списками фильмов, свои оценки, рецензии, новостную ленту и многое другое.

Руководству "Яндекса" пришлось возвращать прежнюю версию портала и извиняться перед пользователями за неудавшийся эксперимент. Как пишет РБК, по приблизительным оценкам экспертов, на перезапуск "Кинопоиска" могли быть потрачены от 15 до 50 млн рублей.




Напомним, что "Яндекс" купил интернет-портал "Кинопоиск" в конце 2013 года за $80 млн. К тому, что уже было на ресурсе, - рейтингам, информации о фильмах, новостям и многому другому - хотели добавить функции онлайн-кинотеатра, чтобы пользователь смог посмотреть кино, не уходя с сайта. Также новая система должна была объединить контент крупнейших онлайн-кинотеатров Megogo.ru, Rutube.ru, Ivi.ru, Ayyo.ru, Tvzavr.ru, Pladform, "Амедиатека", холдинги СТС и ВГТРК.



Почему у "Яндекса" не сложились дела с новой версией "Кинопоиска", РБК объяснил  управляющий партнер фонда LETA CapitalАлександр Чачава.
 
"Приобретая интернет-стартапы, корпорации в России покупают в первую очередь их аудиторию. Но, судя по опыту "Кинопоиска", пользователи могут воспринять любые изменения в штыки. Сразу после сделки "Яндекс" совершил самую грубую свою ошибку. Он отпустил основателей проекта о кино, фанатично преданных людей, которые построили его с нуля и знали свою аудиторию, как никто другой", - рассказывает Александр Чачава.

По его словам, вслед за основателями начали уходить ключевые сотрудники, которых тяготила корпорация. Поэтому "Яндекс" занимался преобразованием проекта без людей, создававших "Кинопоиск".

"Эта история учит тому, что даже самый знаменитый на рынке домен почти ничего не стоит без команды, создавшей на этом домене отличный проект. Люди в нашем бизнесе значат несколько больше, чем кажется на первый взгляд. Удивительно, что "Яндекс" об этом начал забывать", - объясняет Александр Чачава.

Чачава выделяет три вида поглощений корпорацией стартапа: технологическое, аудиторное или командное. В России чаще встречается второй тип. Таким считается покупка за $1,47 млрд  Mail.Ru 48% социальной сети "ВКонтакте", которое было необходимо  Mail.Ru, чтобы поддерживать лидерство по трафику и количеству пользователей. К аудиторным сделкам относится и приобретение "Яндексом" Auto.ru.

"Всегда проще купить аудиторию, чем выстраивать целую инфраструктуру с нуля. Это экономия времени, денег и сил. "Яндекс" усиливает свою команду также за счет подобных приобретений. В сентябре прошлого года компания приобрела студию мобильной разработки Any Void, чья команда в полном составе перешла на работу в поисковик. Затем "Яндекс" купил технологическую платформу ADFOX, которая позволяет управлять интернет-рекламой. Команда сервиса снова пополнила компанию. Затем была покупка специалистов международного сервиса по распознаванию текста Parascript. Особенность российского acquihire состоит в том, что сумма сделки обычно крайне мала, не разглашается и не превышает нескольких миллионов долларов", - комментирует Александр Чачава.

По мнению Чачава, проблема, с которой столкнулся "Яндекс" в вопросе с "Кинопоиском", связана не только со стратегическими просчетами, но и с большой разницей покупки стартапов за рубежом и в России. В Кремниевой долине проекты приобретают ради команды разработчиков и технологий, при этом денег на это не жалеют: разработку Oculus Rift (система дополнительной реальности - Прим.ред.), купленную  Facebook, оценили в $2 млрд. Для сравнения, Сбербанк купил компании Segmento и Platius менее чем за $10 млн каждую.

"Если сравнивать рынок поглощений стартапов в США и России, очевиден серьезнейший разрыв в подходах и масштабах. Google покупает технологичные стартапы дорого не потому, что не может забрать основателей, а потому, что принимает правила игры венчурной индустрии. Уже на раунде А венчурные фонды примерно понимают, под кого они растят стартап, кто вероятный покупатель. Корпорация Google заинтересована в том, чтобы под нее растили сотни компаний, она потом выберет десяток лучших, купит дорого и будет счастлива. Когда технологичные покупки "Яндекса" укладываются в $10 млн, вряд ли какой инвестфонд будет способен поддерживать требуемую окупаемость инвестиций, ориентируясь на поисковик как стратега", - поясняет Александр Чачава.

Как утверждает Чачава, объем российского рынка слияний и поглощений отстает от США примерно в 180 раз. Американские корпорации покупают перспективные технологии, а в России самым ходовым товаром считается клиентская база и выручка.

"За технологии российские компании много платить не готовы, потому что не хотят заниматься развитием бизнеса и продажами. России очень мешают низкий уровень конкуренции, сильное государственное присутствие на рынке, теперь уже и в IТ. Однако, как показывает опыт "Кинопоиска", аудитория капризна. Попытки корпорации монетизировать любимый пользователями ресурс могут закончиться серьезными имиджевыми и финансовыми потерями", - уверен Александр Чачава.

Сейчас новая версия портала "Кинопоиск" находится на домене beta.kinopoisk.ru. Ее оставили доступной для всех пользователей, которые могут следить за доработками и принимать в них участие.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров