России опять прочат роль сырьевого придатка. На сей раз – Востока
28 ноября 2013, 12:12, ИА Амител
В Москве в понедельник был представлен ежегодный доклад о
состоянии и перспективах энергетического рынка "Мировая энергетика –
2013" (World Energy Outlook 2013). Международное энергетическое
агентство (IEA), которое и составило документ, провело презентацию
совместно с Российским энергетическим агентством и Минэнерго РФ (Россия,
сразу же отметим, в IEA не входит). Об этом пишет КМ.Ру.
Первое, что отметил доклад, – это резко меняющаяся картина потребления энергоресурсов, и она мало кому даст шанс оставить все по-старому: "Основные импортеры энергии становятся ее экспортерами, а страны, которые в течение долгого времени считались ведущими экспортерами энергии, становятся центрами роста энергопотребления". В первую очередь это происходит благодаря сланцевому буму (США вот-вот превратятся в крупного экспортера сырья) и развитию возобновляемых источников энергии. Оставим тут в стороне вопрос о том, во что они обходятся и какая судьба их ждет: только в прошлом году госсубсидирование сегмента возобновляемой энергии превысило 100 миллиардов долларов, и за двадцать лет эта цифра возрастет более чем вдвое, полагают эксперты IAE.
Главными потребителями энергии становятся Китай, Индия и страны Ближнего Востока, и тут с экспертами IEA спорить сложно. У азиатских гигантов быстро растут и промышленность, и уровень благосостояния, а арабские государства в плане потребления пытаются не отставать: роль песчаных подставок под нефтяные вышки им надоедает. КНР в ближайшие годы станет главным потребителем нефти на планете, а Индия уже к 2020 году превратится в мирового пожирателя угля № 1, причем по энергопотреблению обгонит китайцев. Эти два государства будут и в числе лидеров по увеличению спроса на газ. Африка, где живут половина землян, не имеющих доступа к электричеству, минимум до 2035 года застрянет в извечном статусе "недоснабженного" энергией континента, и ничего хорошего ее, как всегда, не ждет.
Итак, Запад стремится к энергетической самодостаточности, а Восток пожирает мировые запасы топлива. Где в этой картине Россия?
У Международного энергетического агентства припасен, например, такой сценарий: за счет доступа к недорогим углеводородам и росту энергоэффективности в ближайшие годы можно будет получить серьезные конкурентные преимущества. В этом случае снизятся затраты промышленности и будет косвенно стимулироваться внутренний спрос, поскольку расходы на электричество и тепло (в развитых странах весьма серьезные) тоже станут снижаться. Думается, этот сценарий в докладе прописан явно не для России с ее стахановским ростом тарифов ЖКХ и стагнирующей промышленностью.
Гораздо реалистичнее другой вариант от IAE: "Новая география спроса и предложения приведет к перемещению основных торговых потоков нефти в Азиатский регион… Азия станет центром мирового рынка нефти: большие объемы нефти будут поставляться в этот регион через небольшое количество стратегически важных транспортных маршрутов. Поставки в Азию будут осуществляться не только из стран Ближнего Востока, но и из России, Каспийского региона, Африки, Латинской Америки и Канады".
Другим источником энергии, в том числе экспортной, могут стать АЭС: IEA прогнозирует рост их выработки на две трети как раз в России и крупнейших экономиках Азии (Южная Корея, Индия, Китай). Впрочем, экспортный потенциал нашего атома для азиатского рынка можно снабдить жирным знаком вопроса. Азиатские экономики, от Турции до Вьетнама, наперегонки возводят собственные АЭС, и речь может пойти не столько об экспорте атомной энергии, сколько о продаже ядерных технологий, менее стабильных и прибыльных.
Но общую картину это не меняет: два крупнейших "углеродоемких" рынка, несколько стратегических транспортных маршрутов и жестокое соперничество экспортеров энергии, которым, очевидно, придется наращивать потенциал для увеличения добычи нефти и газа на фоне стабильно высоких цен. Эксперты, однако, указывают: в России добыча нефти растет куда медленнее, чем спрос того же Китая, поэтому даже текущие обязательства вроде поставок по долгосрочному соглашению "Роснефти" и китайской CNPC выполнять будет трудно. Минэнерго до сих пор говорило о весьма скромном росте нефтедобычи, да и то за счет трудноизвлекаемых запасов с повышенной себестоимостью. Так что даже за роль лидирующего поставщика сырья странам Азии в ближайшие годы придется побороться не на шутку.
Комментарии 0