Сенаторы передумали давать Павлу Астахову больше полномочий
04 июня 2013, 08:28, ИА Амител
Члены Совета Федерации переделывают собственный законопроект об уполномоченном по правам ребенка, который призван дать официальный статус детскому омбудсмену. Как рассказал "Известиям" руководитель аппарата профильного комитета по науке и образованию верхней палаты Анатолий Крылов, в новой версии уполномоченный будет куда менее независимым и получит меньше полномочий.
Еще год назад сенаторы разработали законопроект, который предусматривал выделение аппарата уполномоченного из подчинения президенту. "Уполномоченные по правам ребенка и человека должны стать независимыми, самостоятельными институтами", — говорила тогда глава комитета по науке и образованию Зинаида Драгункина. Предполагалось, что назначать омбудсмена будет Совет Федерации. Также сенаторы планировали дать уполномоченному такие же права, как и уполномоченному по правам человека в РФ (независимый институт, статус которого прописан в Конституции) — тот обладает возможностью самостоятельно проводить проверку деятельности госорганов и должностных лиц, поручать компетентным учреждениям проведение экспертных исследований, знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами.
По словам Крылова, в государственно-правовом управлении администрации президента были недовольны идеей сделать уполномоченного по правам ребенка независимым. Сенаторам было предложено изменить документ и сохранить подчиненность омбудсмена президенту. В результате к осени сенаторы решили написать новую редакцию законопроекта, в соответствии с которой именно глава государства будет назначать уполномоченного (как это и сейчас предусмотрено указом, подписанным главой государства еще 2009 году). Кроме этого, детский омбудсмен не получит такие же возможности, как и уполномоченный по правам человека.
Правда, новый закон даст омбудсмену право запрашивать и получать от органов власти сведения, документы и материалы, обращаться в суд с заявлениями о признании недействительными ненормативных правовых актов, направлять губернатору мотивированные предложения об отмене действия актов органов исполнительной власти региона, направлять в органы власти предложения о принятии нормативных актов, относящихся к сфере деятельности уполномоченного.
Председатель комитета по науке и образованию Зинаида Драгункина подтвердила, что законопроект находится на переработке в комитете. Она отмечает, что разработанный сенаторами документ раскритиковали не только в государственно-правовом управлении — документ также не понравился уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину.
— Лукин посчитал, что уполномоченный по правам ребенка должен быть напрямую закреплен за уполномоченным по правам человека. Чтобы он стал некоторой его структурой, подразделением, — добавил Крылов.
Депутат Госдумы от "Единой России" Екатерина Лахова (была одним из авторов "поправки Димы Яковлева", наложившей запрет на усыновление российских сирот в США) по-прежнему убеждена, что уполномоченный по правам ребенка должен иметь больше полномочий.
— У нас детей — 40 млн, это треть населения страны, поэтому уполномоченный должен быть независимым и самостоятельным. Ведь он сможет выходить на губернатора с какими-то проблемами, — пояснила она.
— Никто не должен диктовать омбудсмену свои условия. Только в этом случае он сможет нормально работать, — соглашается президент благотворительного фонда "Дети мира" Игорь Попович.
Первый уполномоченный по правам ребенка (с 1 сентября 2009 – по 26 декабря 2009 года) Алексей Головань, наоборот, видит плюсы в подчиненности омбудсмена президенту.
— Когда омбудсмен назначается президентом, то в какой-то степени у него есть больше возможностей, чем у омбудсмена, который назначается парламентом, — рассуждает он.
C 2009 года должность уполномоченного по правам ребенка при президенте занимает Павел Астахов.
Комментарии 0