Школа для ребенка-инвалида в Барнауле - как нечто недосягаемое
13 сентября 2012, 14:26, ИА Амител
В Барнаульской краевой школе-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата VI вида часть воспитанников, у которых наблюдаются глубокие нарушения интеллекта, обучаются на дому по индивидуальным образовательным программа. Жительница Барнаула Олеся Судакова намеревалась определить в эту школу для надомного обучения своего семилетнего ребенка-инвалида Данила. Для получения путевки в школу-интернат требуется пройти центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. Накануне, 12 сентября, комиссия сделала заключение о том, что Данил не обучаем. Мать не согласна с выводом комиссии. По ее мнению, комиссия сочла ребенка необучаемым, потому что сейчас школа не набирает новых детишек-"надомников".
Единственная школа
Барнаульская краевая школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата VI работает с 1997 года. Она является уникальным образовательным учреждением для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата школьного возраста и, к огромному сожалению, единственным в Алтайском крае.
Ребят в школе не только учат, но и оздоравливают: в ней созданы условия для комплексной реабилитации. Медицинское сопровождение осуществляют рефлексотерапевт, педиатр, ортопед, психиатр, невропатолог, стоматолог, инструкторы лечебной физкультуры, медсестры по массажу, медсестра физиокабинета. Что касается "надомников", то их специалисты посещают и на дому, и принимают в школе в зависимости от потребностей конкретного воспитанника.
Директор школы Елена Шарапова рассказала ИА "Амител", что по уставу образовательного учреждения в школу берут детей, которые в силах обслуживать себя. В первую очередь в школу принимают ребят из края (за исключением Барнаула) и детей-сирот. Если остаются свободные места, их предоставляют жителям Барнаула. Причем, индивидуальная программа обучения на дому предполагает территориальный принцип, то есть на дому в школе обучаются дети, которые живут в микрорайоне, закрепленном за школой.
В последние два года свободных мест, со слов Шараповой, не остается, поэтому новых
А как же обучаются дети, которые не могут обслуживать себя, то есть не "подходят" по уставу, живут в других микрорайонах, ожидают своей очереди? Этот вопрос был задан агентством начальнику отдела специального образования и семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Ларисе Багиной. Она ответила, что они обучаются на дому по индивидуальным образовательным программам педагогами обычных школ также по территориальному принципу.
Естественно, обычные школы не могут дать воспитаннику стольких благ, сколько способна дать специализированная.
Случай Данила
В длинный перечень заболеваний Данила Судакова входит детский церебральный паралич и контрактура суставов нижних конечностей (лат. сontractura — стягивание, сужение). Ножки Данила до по форме напоминают крестик. 14 февраля 2012 года в городской больнице №12 Данилу сделали ахиллопластику. Операция должна привести к выпрямлению ног. Прогресс налицо. Но самостоятельно ходить мальчику по-прежнему не удается. Передвигается он исключительно с помощью ходунков. В связи с этим (не может себя обслуживать), согласно уставу Барнаульской краевой школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата VI, его туда не возьмут.
Мать ребенка же утверждает, что на самом деле для "надомников" в школе делают исключение, иными словами, принимают детишек, не умеющих ходить. Поэтому, не будь проблем со свободными местами, Данила бы взяли. У Олеси есть знакомая жительница Барнаула, дочку которой три года назад приняли подобным образом в школу.
Да дело даже не в этом. Мать считает, что устав школы нарушает права детей, ограниченных в передвижении. "Почему ходячие дети имеют право учиться в этой школе, а не ходячие нет?", - недоумевает она. Горожанка написала соответствующее обращение в адрес Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова.
Насчет нарушений интеллектуального развития Олеся говорит, что по ее личному мнению, ребенок способен учиться. Разговаривает он, к сведению, слабо. Мать полагает, что работа со специалистами позволила бы ему нормально изъясняться и войти в образовательный процесс.
Тонкости
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия делает вывод на основании осмотра ребенка, заключений ряда специалистов, среди которых психиатр, и индивидуальной программы реабилитации инвалида, составляемой по результатам медико-социальной экспертизы. Начальник отдела специального образования и семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Лариса Багина заявляет, что в случае несогласия родителей с результатами центральной психолого-медико-педагогической комиссии им необходимо заново пройти специалистов (Данилу побывать у психиатра), вдруг во второй раз они по-другому оценят состояние ребенка, и медико-социальную экспертизу. С новыми документами в ближайшее время можно повторно пройти комиссию.
Отметим, что изначально вопрос повторного прохождения комиссии выяснило ИА "Амител". Побеседовав с Ларисой Багиной, мы порекомендовали Олесе Судаковой связаться с ней (Олеся думала, что повторно пройти комиссию удастся, как написано в заключении, лишь весной 2013 года). После разговора с Багиновой (сегодня, 13 сентября), Судакова сказала, что последует совету представителя управления. Она добавила, что на комиссии у нее не спрашивали индивидуальную программу реабилитации инвалида. А вообще программа Данила составлялась по результатам медико-социальной экспертизы, которую проходили три года назад, когда мальчику оформляли инвалидность (инвалидность дается детям до 18 лет, ее не нужно ежегодно подтверждать). С тех пор состояние ребенка сильно изменилась.
Стоит упомянуть, что Олеся Судакова впервые связалась с заведующей центральной психолого-медико-педагогической комиссией Мариной Быковой в апреле 2012 года. Горожанка утверждает, что Быкова ей сразу сказала (до комиссии), что Данила не возьмут в Барнаульскую краевую школу-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата VI вида, так как он не ходит. Возможно, поэтому индивидуальную программу реабилитации инвалида у Олеси не спрашивали и, следовательно, не советовали получить новую.
Фото с сайтов odnoklassniki.ru, vid6.ucoz.ru.
Комментарии 0