«Терминатору» сегодня исполнилось 25 лет

26 октября 2009, 16:23, ИА Амител

Ровно четверть века назад зрители всего мира (Россия естественно чуть позже) узнали, что Судный день уже близок, а воинство Армагеддона будет состоять отнюдь не из демонов и исчадий ада, а из способных самостоятельно мыслить машин - Терминаторов. 26 октября 1984 года на экраны кинотеатров вышел знаменитый "Терминатор" Джеймса Кэмерона, - пишет Lenta.ru.

Все сколько-нибудь значимые события в истории, и история кинематографа тут не исключение, обречены обрастать легендами. Есть такая легенда и у "Терминатора". Она гласит, что сама идея разумного кибернетического организма, прибывшего из будущего, чтобы убить нового спасителя человечества, родилась в горячечном бреду бывшего канадского дальнобойщика Джеймса Фрэнсиса Кэмерона, когда он работал вторым режиссером сиквела популярного в те годы фильма ужасов "Пираньи".

Часть съемок проходила на Каймановых островах, где Кэмерон подхватил тропическую лихорадку. Во время одного из приступов ему якобы и явился устрашающего вида робот с горящими красными глазами. Кошмар был в самые сжатые сроки оформлен в виде 122-страничного сценария, который, однако, не привлек внимания голливудских мейджоров. Руководству крупнейших киностудий сюжет показался абсурдным, а затраты на проект слишком значительными, чтобы доверить их никому не известному режиссеру.

Но судьба благосклонна к бывшим водителям большегрузных машин. Идеей заинтересовалась киностудия Hemdale Pictures и продюсер Гейл Энн Херд, согласившаяся предоставить Кэмерону право на постановку картины. Именно эта расчетливая дама заставила его совершить самую чудовищную сделку в истории кинематографа, а именно продать права на сценарий и персонажей картины за один доллар. У Кэмерона не было выбора, и он согласился на все и даже... женился на своей работодательнице.

Изначально киборг из будущего должен был выглядеть не так, как мы его представляем себе теперь. Кэмерон вполне справедливо полагал, что идеальный убийца не должен выделяться из толпы, и намеревался поручить роль Терминатора своему другу Лэнсу Хенриксону, снимавшемуся в "Пираньях". Австрийскому бодибилдеру с труднопроизносимой фамилией Шварценеггер, которого ему навязывала студия, Кэмерон готов был доверить роль Кайла Риза. Но лишь до тех пор, пока не встретился с ним лично.

Устрашающий облик многократного обладателя титула "Мистер Олимпия", его немногословность, объясняющаяся, скорее, желанием скрыть жуткий акцент, нежели неумением поддерживать беседу, убедили режиссера в том, что робот из его кошмара и есть Арнольд Шварценеггер. Сыграть Риза было поручено актеру Майклу Бьену, на роль Сары Коннор была утверждена получившая известность после "Детей кукурузы" Линда Хамильтон, а Хенриксону досталась эпизодическая роль детектива Хэла Вуковича, ведущего расследование странных убийств по телефонному справочнику. Справедливости ради стоит сказать, что в дальнейшем Кэмерон все же снял своего друга в роли киборга в фильме "Чужие".

Сегодня это может показаться неудачной шуткой, но в распоряжении Кэмерона было чуть более шести миллионов долларов и полгода от первой команды "мотор!" до премьеры. Даже тогда за такую сумму и в такой срок можно было снять лишь фильм класса "В" с перспективой его окупаемости лишь за счет продаж на видеокассетах. Но Кэмерона такие мелочи не смущали.

Сложнее всего было с самим Терминатором. И дело было не только в гриме, наложение которого ежедневно отнимало по два-три часа жизни у будущего губернатора Калифорнии. Требовалось еще создать реалистичный эндоскелет Терминатора серии Т-800, способный совершать сложные действия в кадре. Сам Джеймс Кэмерон предполагал воспользоваться покадровой анимацией, но великий эксперт по спецэффектам Стэн Уинстон предложил комплексный подход.

Часть сцен снималась с использованием марионетки, укрепленной на плечах кукловода, часть - при помощи миниатюр, в некоторых сценах была задействована полноразмерная модель Т-800, над некоторыми поработали аниматоры. А уж изготовленных из подручных средств рук, ног и глаз, один из которых, как все помнят, Шварценеггер элегантно выковыривал перед зеркалом при помощи скальпеля, и сосчитать было нельзя. Кэмерон добивался ювелирной точности в каждом кадре.

К осени 1984 года работы над картиной в целом были завершены, еще какое-то время потребовалось на доведение до ума спецэффектов, вроде прорисовки лазерных выстрелов, и придание парадного лоска звуковому оформлению. 26 октября фильм "Терминатор" вышел в американский прокат.

Что произошло дальше, знают почти все. Более 70 миллионов долларов кассовых сборов, восторженные отзывы критиков, фраза "I'll be back", ставшая визитной карточкой Шварценеггера, и слава, обрушившаяся на Джеймса Кэмерона навсегда изменившая его статус в Голливуде. Само слово "Терминатор" стало именем собственным, принадлежащим исключительно одной модели киборга Т-800 с лицом и фигурой нынешнего губернатора Калифорнии.

В 2008 году Библиотека Конгресса США объявила фильм Кэмерона национальным культурным достоянием, обеспечив ему место в специальном хранилище, в котором созданы все условия для практически вечного существования оригинальных пленок. Но даже без этого официального признания мы и так знали, что "Терминатор" - это действительно достояние и не только американское. Это символ всего современного кинематографа, исполненный почти уэллсовских пророчеств, которые, дай Бог, останутся лишь на целлулоиде.

Фото: Lenta.ru.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров