В 2016 году средняя зарплата в Москве составит 77203 рублей
25 сентября 2013, 10:24, ИА Амител
Москва и дальше будет кататься как сыр в масле – в 2016 году средняя зарплата ее жителей достигнет 77203 рублей. Это следует из прогноза столичного департамента социально-экономического развития на 2014 - 2016 годы, который оказался в распоряжении "Комсомолки". Сейчас, судя по документу, москвичи зарабатывают тоже не кисло, и впредь будут только богатеть:
Конечно, и для Москвы эти цифры – средняя температура по больнице. Реальный разброс зарплат огромен. По данным Мосгорстата, больше всего заколачивают в столичной "нефтянке" – 217129 рублей, аудиторских конторах – 179442 рубля, банках – 116722 рубля, предприятиях оптовой торговли – 100825 рублей, табачных фабриках – 95836 рублей, в Мосэнергосбыте – 72886 рублей. Ниже среднего платят в строительных фирмах – 54811 рублей, НИИ – 51185 рублей, в организациях здравоохранения и соцзащиты – 48238 рублей, школах и вузах – 46276 рублей.
Но все равно, по сравнению с остальной Россией московские зарплаты – это небо и земля. Вот как, по данным Росстата за первое полугодие 2013 года, зарабатывают в регионах (подробная таблица опубликована в "Российской газете", мы ограничимся лишь данными по федеральным округам):
Да, в регионах имеются свои куркули: в Югре и ЯНАО средние зарплаты вполне московские – 52509,1 и 70981,2 рублей соответственно. Но в целом выходит, что Россия живет беднее своей столицы почти в 2 раза. Как уменьшить это неравенство?
– Картина Росстата по Москве неполная, она учитывает только средние и крупные зарплаты, – отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор Наталья Зубаревич. – Лишь крупные и средние столичные предприятия и организации сдают отчетность в Росстат. Мы не знаем, сколько зарабатывает малое предпринимательство и самозанятые москвичи.
Если смотреть структуру занятости, в Москве высокая заработная плата формируется: а) постоянным повышением зарплат чиновников и б) опережающим ростом зарплат (уже сегодня высоких) в социальной сфере. Свою лепту вносит и крупный частный бизнес, который платит сотрудникам зарплату через банки.
"СП": – "Вилка" между зарплатами в Москве и в регионах растет?
– Неравенство по заработной плате в целом по России, между регионами, сокращается – это показывают все измерения, и это хорошо. Но сокращается исключительно за счет перераспределения нефтяной ренты. Не за счет ускоренного развития экономики регионов, а за счет того, что периферийным бюджетникам добавляют зарплату. Это очень неустойчивый фактор, как вы понимаете.
"СП": – Минувшей весной спикер Совфеда Валентины Матвиенко предложила перевести главные офисы госкорпораций в регионы, где они осуществляют основную деятельность. "Газ в Москве только на кухне, поэтому головной офис "Газпрома" надо перевести в Тюмень, "Роснефть" - в Сибирь, "Ростехнологии" и РЖД - на Урал, "РусГидро" - в Красноярск, "Росэнергоатом" - в Поволжье, "Роснано" - в Калининград и так далее, то есть сделать реальную дифференциацию экономической жизни", - сказала Матвиенко. Путин идею поддержал, но с оговорками – "сделать нужно так, чтобы не оголить казну Москвы" – а дальше тема и вовсе заглохла. Таким путем можно сгладить неравенство между регионами?
– Это важно для бюджетов субъектов Федерации – речь идет о налогах, которые госкорпорации сейчас платят в Москве. А с точки зрения роста региональных зарплат – совсем не важно. Ну, сколько людей в офисах госкорпораций работает? Несколько сотен человек. Они никак не изменят показателей по средней заработной плате.
Пока не будет внятной децентрализации, деньги будут сидеть в Москве. Нужно запустить процессы, которые могли бы стимулировать активность в регионах, а вовсе не меры, которые предлагает Валентина Ивановна Матвиенко: подарки региону А, потом региону Б – в виде "Транснефти" или "Газпрома". Это не системное решение, а переход на ручное управление.
Только когда полномочия и ресурсы начнут в большей мере концентрироваться на региональном уровне, разрыв между Москвой и остальной Россией будет сокращаться. Это простая задача, но при существующей политико-экономической системе я возможностей для такого сокращения не вижу.
Даже внутри условной "России-1" (ее составляет население крупнейших городов – если брать только миллионники, в них живет 22% населения страны) дифференциация гигантская. Ни Самара, ни Нижний Новгород, ни Новосибирск так не развиваются, как Москва. Одно дело – образ жизни и система ценностей населения в крупных городах (они близкие), другое – финансовые ресурсы, которые остаются сверхконцентрированными именно в столице. Это – прямое следствие сверхцентрализованного государства.
"СП": – Насколько децентрализация увязана с реформой экономики, ведь нынешнюю сырьевую модель она не затрагивает?
– Одна из важнейших причин сверхцентрализации – жизнь на сырьевую ренту. Когда доходы у вас получаются из немногих источников, их нужно централизовать, чтобы потом перераспределять. Иначе одни живут супержирно, а другие супербедно.
Это в целом уже сделано. Так, налог на добычу полезных ископаемых полностью собран в федеральном бюджете. НДС, который, в основном, генерируют Москва, Питер и Московская область – тоже. Никто не говорит, что эти налоги надо отдавать в регионы – они очень неравномерно распределены по стране. Мы говорим о другом: в регионы нужно отдавать налог на прибыль и создавать более прозрачную систему выделения трансфертов. А главное – давать регионам больше полномочий, не регулировать сверху каждый чих.
Децентрализация должна быть двухшаговой: центр отдает полномочия регионам, а регионы – муниципалитетам. Только тогда у крупных городов – потому что все они муниципалитеты, кроме Москвы и Питера – появится больше ресурсов и пространства для маневра.
"СП": – Сколько времени может занять децентрализация?
– Ничего быстро, к сожалению, сделать нельзя – это постепенный процесс. Нужно тупо, медленно, шаг за шагом делать движение в нужную сторону. Россия – дико неравномерная страна по уровню развития, и никакой мгновенной децентрализации у нас быть не может. Иначе одни останутся без ресурсов, а у других их будет слишком много.
Вообще, ключевую проблему – нефтяная рента сидит в федеральном центре – быстро решить нельзя. Но что можно и нужно сделать сразу – распределять ее по прозрачным критериям. Сейчас только четверть денег из федерального бюджета распределяется по внятной формуле, остальные три четверти – как начальство захочет…
"СП": – Как регион за "Единую Россию" проголосует…
– И это тоже – есть дотация на сбалансированность, которая дается с учетом результатов голосования.
Да, мы исторически сверхцентрализованная страна, у нас очень неравномерное распределение доходов от налогов по территории. Это – объективные барьеры, но не надо их усугублять. Есть институциональные механизмы, которые снижают масштабы московской ренты. Столица должна жить на доходы от своего имущества, ренты на землю, налогов от малого и среднего предпринимательства, а не с налогов "Газпрома". С другой стороны, даже на этих условиях, Москва будет жить лучше остальной страны – это реальность, порушить которую в одночасье невозможно…
– Нынешняя политическая и экономическая модели России завязана на гиперценрализованную Москву, более того, на ее непрерывное разбухание и рост, – уверен председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – Это неотъемлемое свойство нынешней системы. Поэтому, независимо от происходящего в мировой экономике, Москва будет богатеть относительно других субъектов федерации, а субъекты, не говоря о малых городах и муниципальных районах, – продолжать беднеть.
Изменить ситуацию можно, если пойти на ряд конкретных мер. Прежде всего, необходим перенос политической столицы государства за Урал – в Сибирь или на Дальний Восток. Москва останется при этом деловым центром страны – российским Нью-Йорком. А новая политическая столица даст импульс развитию регионов.
Необходимо также проведение полномасштабной – не "отверточной" – новой индустриализации и создание в регионах современных производств. Только так можно перевести туда рабочие места и центры создания прибыли.
Важны и внешнеполитические решения. Для децентрализации нужно строить Евразийский союз не через надстройку – Таможенный союз – а через промышленную кооперацию и создание новых экономических "тигров". Например, в том же Таджикистане. За счет этого, помимо перераспределения источников доходов, снизится хаотическая миграция из азиатских республик в Россию.
Наконец, последнее – нужно сделать упор на малоэтажную урбанизацию России, ставку на просторное расселение в регионах. Это расселение должно обеспечиваться новыми рабочими местами, транспортной и энергетической инфраструктурами.
Вот тогда и разрыва в доходах Москвы и регионов не будет. А без перечисленного разговоры о ликвидации регионального неравенства – ни о чем, ничего они не изменят...
Опрос на ИА "Амител":
Комментарии 0