В случае роста тарифов поездами перестанут ездить 18% нынешних пассажиров железной дорог
09 июня 2010, 14:31, ИА Амител
При выборе вида транспорта для дальнего путешествия ключевым критерием для наших сограждан является безопасность - ее безусловную важность отмечают 84-87% опрошенных россиян. На втором месте по значимости находится экономичность. Наиболее актуальна эта характеристика для поездов дальнего следования (важность отметили 87%). Что касается комфорта, то этот фактор также наиболее значим при выборе поезда (78% против 75-76% в остальных видах транспорта). Наименее важным критерием при выборе транспорта оказалась скорость: ее важность отметили только 64-69% опрошенных.
Почти каждый третий россиян пользовался поездами дальнего следования в течение последних года - двух (31%). Главная причина, по которой остальные две трети наших сограждан не путешествовали поездами дальнего следования - отсутствие такой необходимости в принципе. Так, 44% сообщают, что вообще не совершали поездок в течение последних двух лет, а 26% отметили, что им не приходилось ездить на дальние расстояния. Лишь 13% указали на недостаток средств, 8% - на личные причины. Предпочтение другим видам транспорта отдает только 7% респондентов.
Большинство пассажиров поездов дальнего следования выбирают наиболее экономичный вариант проезда: 59% ездят в плацкартных вагонах, еще 10% путешествуют в общих сидячих вагонах. Более трети пассажиров (37%) предпочитают купе, а 7% - СВ. Наиболее часто в плацкартных вагонах ездят социально незащищенные группы населения: пожилые люди (старше 60 лет - 65%), а также те, кто по собственной оценке "едва сводит концы с концами" и те, кому "на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения" (70-71%).
Более двух третей россиян считают государственное субсидирование пассажирских перевозок необходимой мерой социальной поддержки населения, позволяющей сделать доступным перемещение по стране для значительной части малообеспеченных граждан. В отказе государства от возмещения части затрат на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах россияне видят больше минусов, чем плюсов: 56% в такой ситуации ожидают роста цен на билеты в плацкартные и общие вагоны, еще 29% - роста цен на проезд в купе и СВ. Распространено также мнение о том, что при таких условиях граждане будут реже ездить по стране (43%). Почти каждый пятый опрошенный (18%) считает, что подобная ситуация вызовет рост общественного недовольства.
В случае роста тарифов поездами перестанут ездить 18% нынешних пассажиров железной дороги. А каждый третий путешествующий ж/д транспортом готов платить больше за билет, так как считает, что поездом ездить дешевле, чем, например, самолетом.
Чаще других говорят, что перестанут ездить поездами люди, чьи материальные возможности перемещаться по стране и так существенно ограничены: пенсионеры и люди старше 60 лет (25-26%), с начальным и неполным средним образованием (26%), те, кто расценивает свое материальное положение как плохое и очень плохое (24%).
Предположение о возможной отмене плацкарта вызывает опасения большей части опрошенных (73%). В первую очередь, такая позиция характерна для тех, кто предпочитает ездить именно в плацкартных вагонах (90%), однако негативные последствия такого шага отмечают и те, кто выбирает купе (70%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 22-23 мая 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Вспомните, пожалуйста, ездили ли Вы в течение последнего года-двух на поездах дальнего следования? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто пользовался железнодорожным транспортом дальнего следования в течение последнего года - двух) |
||||||
|
Всего |
Самооценка материального положения |
||||
Мы едва сводим концы с концами. |
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения |
Денег хватает на продукты и на одежду |
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. |
Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи - |
||
Да, в СВ, мягком вагоне |
7 |
14 |
5 |
5 |
11 |
25 |
Да, в купейном вагоне |
37 |
14 |
19 |
41 |
45 |
50 |
Да, в плацкартном вагоне |
59 |
71 |
70 |
57 |
51 |
50 |
Да, в общем, сидячем вагоне |
10 |
21 |
10 |
11 |
6 |
25 |
Скажите, пожалуйста, по каким причинам Вы не пользовались железнодорожным транспортом дальнего следования в течение последнего года-двух (открытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто не пользовался поездами дальнего следования в течение последнего года - двух) |
|
Некуда ездить поездом, не приходилось ездить на дальние расстояния |
26 |
Нет денег, дорого |
13 |
По личным причинам |
8 |
Предпочитаю другие виды транспорта |
7 |
В течение последних лет вообще не совершал поездок |
44 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
Сегодня часть затрат на перевозки в плацкартных и общих вагонах компенсируется перевозчику государством из государственного бюджета. Это позволяет государству поддерживать тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах на доступном уровне. Одни считают, что возмещение государством части затрат перевозчика необходимая и вполне обоснованная социальная мера. Другие - полагают, что это негативно отражается на развитии экономики и, в конечном счете, на населении в целом. С каким из мнений по этому поводу Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ) |
|||||
|
Все опрошенные |
Образование |
|||
Начальное и неполное среднее |
Среднее общее, ПТУ |
Среднее специальное |
Высшее, незаконченное высшее |
||
Субсидирование (возмещение части затрат перевозчика) - необходимая мера социальной поддержки населения, единственный способ сделать доступным перемещение по стране для значительной части малообеспеченных россиян. Плюсов в субсидировании больше, чем минусов |
71 |
62 |
68 |
71 |
77 |
Субсидирование компаниям затрат на перевозку пассажиров противоречит рыночным принципам, тормозит развитие отрасли ж/д перевозок, создает неконкурентную среду, негативно отражается на качестве услуг перевозчика и состоянии инфраструктуры (вагонов, ж/д полотна и пр.) В общем и целом минусов от субсидирования больше, чем плюсов |
9 |
5 |
9 |
9 |
9 |
Затрудняюсь ответить |
21 |
33 |
24 |
19 |
14 |
Представьте, что государство перестанет возмещать перевозчику затраты на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах. Какие последствия, на Ваш взгляд, будет иметь это решение? (закрытый вопрос, любое число ответов) |
||
|
Всего опрошенных |
|
Вырастут цены на билеты в плацкартные и общие вагоны |
56 |
|
Люди станут реже ездить по стране |
43 |
|
Вырастут цены на билеты в купейные и СВ вагоны |
29 |
|
Люди станут активнее пользоваться другими видами транспорта (самолет, автобус и пр.) |
18 |
|
Люди начнут выражать недовольство, участвовать в акциях протеста |
18 |
|
Перевозчики станут работать эффективнее, повысится качество обслуживания |
6 |
|
Сфера ж/д перевозок станет конкурентной, привлекательной для инвесторов, появятся новые ж/д перевозчики |
5 |
|
Повысится эффективность расходования бюджетных средств |
3 |
|
Улучшится ж/д инфраструктура, обновится подвижной состав, ж/д полотно |
2 |
|
Затрудняюсь ответить |
19 |
Комментарии 0