В случае роста тарифов поездами перестанут ездить 18% нынешних пассажиров железной дорог

09 июня 2010, 14:31, ИА Амител

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие критерии наиболее важны для россиян при выборе вида транспорта для путешествия; какие вагоны они предпочитают для дальних поездок и как относятся к возможной либерализации цен на проезд в плацкартных вагонах.

При выборе вида транспорта для дальнего путешествия ключевым критерием для наших сограждан является безопасность - ее безусловную важность отмечают 84-87% опрошенных россиян. На втором месте по значимости находится экономичность. Наиболее актуальна эта характеристика для поездов дальнего следования (важность отметили 87%). Что касается комфорта, то этот фактор также наиболее значим при выборе поезда (78% против 75-76% в остальных видах транспорта). Наименее важным критерием при выборе транспорта оказалась скорость: ее важность отметили только 64-69% опрошенных.

Почти каждый третий россиян пользовался поездами дальнего следования в течение последних года - двух  (31%).  Главная причина, по которой остальные две трети наших сограждан не путешествовали поездами дальнего следования - отсутствие такой необходимости в принципе. Так, 44% сообщают, что вообще не совершали поездок в течение последних двух лет, а 26% отметили, что им не приходилось ездить на дальние расстояния.  Лишь 13% указали на недостаток средств, 8% - на личные причины. Предпочтение другим видам транспорта отдает только 7% респондентов.

Большинство пассажиров поездов дальнего следования выбирают наиболее экономичный вариант проезда: 59% ездят в плацкартных вагонах, еще 10% путешествуют в общих сидячих вагонах. Более трети пассажиров (37%) предпочитают купе, а 7% - СВ. Наиболее часто в плацкартных вагонах ездят социально незащищенные группы населения: пожилые люди (старше 60 лет - 65%), а также те, кто по собственной оценке "едва сводит концы с концами" и те, кому "на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения" (70-71%). 

Более двух третей россиян считают государственное субсидирование пассажирских перевозок необходимой мерой социальной поддержки населения, позволяющей сделать доступным перемещение по стране для значительной части малообеспеченных граждан. В отказе государства от возмещения части затрат на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах россияне видят больше минусов, чем плюсов: 56% в такой ситуации ожидают роста цен на билеты в плацкартные и общие вагоны, еще 29% - роста цен на проезд в купе и СВ. Распространено также мнение о том, что при таких условиях граждане будут реже ездить по стране (43%). Почти каждый пятый опрошенный (18%) считает, что подобная ситуация вызовет рост общественного недовольства.

В случае роста тарифов поездами перестанут ездить 18% нынешних пассажиров железной дороги. А каждый третий путешествующий ж/д транспортом готов платить больше за билет, так как считает, что поездом ездить дешевле, чем, например, самолетом.

Чаще других говорят, что перестанут ездить поездами люди, чьи материальные возможности перемещаться по стране и так существенно ограничены: пенсионеры и люди старше 60 лет (25-26%), с начальным и неполным средним образованием (26%), те, кто расценивает свое материальное положение как плохое и очень плохое (24%).

Предположение о возможной отмене плацкарта вызывает опасения большей части опрошенных (73%). В первую очередь, такая позиция характерна для тех, кто предпочитает ездить именно в плацкартных вагонах (90%), однако негативные последствия такого шага отмечают и те, кто выбирает купе (70%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 22-23 мая 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Вспомните, пожалуйста, ездили ли Вы в течение последнего года-двух  на поездах дальнего следования? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто пользовался железнодорожным транспортом дальнего следования в течение последнего года - двух)

 

Всего

Самооценка материального положения

Мы едва сводим концы с концами.

На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения

Денег хватает на продукты и на одежду

Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования.

Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи -

Да, в СВ, мягком вагоне

7

14

5

5

11

25

Да, в купейном вагоне

37

14

19

41

45

50

Да, в плацкартном вагоне

59

71

70

57

51

50

Да, в общем, сидячем вагоне

10

21

10

11

6

25

Скажите, пожалуйста, по каким причинам Вы не пользовались железнодорожным транспортом дальнего следования в течение последнего года-двух (открытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто не пользовался поездами дальнего следования в течение последнего года - двух)

Некуда ездить поездом, не приходилось ездить на дальние расстояния

26

Нет денег, дорого

13

По личным причинам

8

Предпочитаю другие виды транспорта

7

В течение последних лет вообще не совершал поездок

44

Затрудняюсь ответить

5

Сегодня часть затрат на перевозки в плацкартных и общих вагонах компенсируется перевозчику государством из государственного бюджета. Это позволяет государству поддерживать тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах на доступном уровне. Одни считают, что возмещение государством части затрат перевозчика необходимая и вполне обоснованная социальная мера. Другие - полагают, что это негативно отражается на развитии экономики и, в конечном счете, на населении в целом. С каким из мнений по этому поводу Вы  в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ)

 

Все

опрошенные

Образование

Начальное и неполное среднее

Среднее общее, ПТУ

Среднее специальное

Высшее, незаконченное высшее

Субсидирование (возмещение части затрат перевозчика) - необходимая мера социальной поддержки населения, единственный способ сделать доступным перемещение по стране для значительной части малообеспеченных россиян. Плюсов в субсидировании больше, чем минусов

71

62

68

71

77

Субсидирование компаниям затрат на перевозку пассажиров противоречит рыночным принципам, тормозит развитие отрасли ж/д перевозок, создает неконкурентную среду, негативно отражается на качестве услуг перевозчика и состоянии инфраструктуры (вагонов, ж/д полотна и пр.)  В общем и целом минусов от субсидирования больше, чем плюсов

9

5

9

9

9

Затрудняюсь ответить

21

33

24

19

14

Представьте, что государство  перестанет возмещать перевозчику затраты на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах.  Какие последствия, на Ваш взгляд, будет иметь это решение? (закрытый вопрос, любое число ответов)

 

Всего опрошенных

Вырастут цены на билеты в плацкартные и общие вагоны

56

Люди станут реже ездить по стране

43

Вырастут цены на билеты в купейные и СВ вагоны

29

Люди станут активнее пользоваться другими видами транспорта (самолет, автобус и пр.)

18

Люди начнут выражать недовольство, участвовать в акциях протеста

18

Перевозчики станут работать эффективнее, повысится качество обслуживания

6

Сфера ж/д перевозок станет конкурентной, привлекательной для инвесторов, появятся новые ж/д перевозчики

5

Повысится эффективность расходования бюджетных средств

3

Улучшится ж/д инфраструктура, обновится подвижной состав, ж/д полотно

2

Затрудняюсь ответить

19



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров