Правительство избавит россиян от спама
25 декабря 2012, 11:27, ИА Амител
По словам Иванова, НАДТ подготовит поправки к
действующему закону "О защите персональных данных", дистанционные
торговцы передадут проект документа Минкомсвязи на конференции
"Персональные данные" 31 января 2013 года.
Подобные списки
уже существуют в Великобритании, Финляндии, Италии, Новой Зеландии,
Бельгии и в США. Их часто называют "листом Робинзона" (как известно,
герой Даниэля Дефо 28 лет прожил на необитаемом острове, не получая
писем).
Граждане вносят в этот список свои персональные данные, электронный адрес,
мобильный номер, номер стационарного телефона, почтовый адрес и
указывают, что хотели бы исключить эти адреса и телефоны из
информационных и рекламных рассылок компаний, продающих товары или
оказывающих услуги. Адрес, не внесенный в "лист Робинзона", считается по
умолчанию открытым для всех рекламных предложений. И рассылки на такие
адреса и телефоны не будут нарушением федерального закона "О защите
персональных данных", уточняет глава НАДТ.
Как сообщил
"Известиям" директор по маркетингу книжного интернет-магазина "Мир
книги" (15,9% рынка) Алексей Жуков, сегодня в штате его компании два
юриста занимаются исключительно отслеживанием соблюдения закона "О
защите персональных данных". На получение лицензии для работы с данными
клиентов "Миру книги" понадобилось более полугода.
— Многие
компании, даже крупные, не могут себе этого позволить, — говорит Жуков.
По его словам, при использовании "листа Робинзона" лишних трат на
юристов можно было бы избежать.
Александр Иванов отметил, что у
пользователей будет выбор при включении своих данных в стоп-лист. Они
смогут либо отказаться от всех видов рассылок, либо указать конкретные
компании, предложения которых не хотели бы видеть, либо виды товаров и
услуг, которые им никогда не потребуются. У каждого будет возможность
при желании оставить полезные рассылки. Предполагается, что вести базу
данных "листа Робинзона" будет Роскомнадзор.
Топ-менеджер
одной из международных компьютерных компаний в беседе с "Известиями"
сообщил, что механизм работы "списка Робинзона" не увеличивает риск
несанкционированного использования персональных данных, поскольку он не
предоставляет сами данные. Компьютерная система только проверяет: есть
ли данный адрес или телефон в списке. Чтобы дать ответ на этот вопрос,
не надо передавать персональные данные за пределы организации, ведущей
список. На рынке есть специализированные решения (например, у IBM),
обеспечивающие анонимизацию персональных данных при их использовании в
статистической обработке и в режиме сличения.
Эксперт отметил,
что ведением такого списка может заниматься или крупная корпорация, или
общественная организация, или государство. В России только государство
располагает для этого средствами. Сама дорогая часть проекта — чистка
данных.
Александр Иванов не исключает, что если Минкомсвязи не
заинтересуется данным предложением, то НАДТ самостоятельно разработает
"лист Робинзона" для компаний — участников ассоциации. В этом случае
ассоциация (в ней 25 участников) будет вести его и сверять персональные
данные стоп-листа с базами компаний за абонентскую плату $45 в месяц.
Работа
с телефонным стоп-листом для рекламщиков США обходится в $54 за каждый
региональный код (или $15 тыс. за все номера страны оптом).
У
ряда участников рынка электронной торговли идея единого списка вызывает
сомнения. Особенно если контролировать "лист Робинзона" будет не
государство, а общественная организация или компания, как это происходит
в США.
— Если для ограничения меня от тем, которые мне не
интересны, надо указать темы, на которые я готов получать информацию, то
это "агентство" станет крупнейшим в стране спамером, к тому же
официально получившее от меня подтверждения, что мой ящик можно забивать
чем угодно, хоть как-то притянуто к указанной в согласии теме. Так эта
организация еще и денег будет много зарабатывать, утверждая, что делает
рассылки только тем, кто согласился получать по этой теме письма, —
говорит генеральный директор Essential Commerce Аркадий Сандлер.
Гендиректор
системы электронных платежей "Mobi.Деньги" Максим Евдокимов считает,
что опытным пользователям такой список не нужен, они научились
обходиться без него.
— Люди, которые не хотят получать спам,
давно научились осторожности в вопросе предоставления своих данных
незнакомым партнерам. В частности, многие используют специально
созданные почтовые адреса, а свой постоянный ящик не засвечивают, —
говорит Евдокимов.
Источники в Минкомсвязи и Роскомнадзоре
сообщили, что пока не слышали о готовящейся инициативе по созданию
"листа Робинзона" в России.
Комментарии 0