У неэффективных госкомпаний заберут активы
01 июля 2013, 11:06, ИА Амител
С 2015 года ФГУПы, казенные и бюджетные учреждения, неэффективно
использующие свое имущество, могут его лишиться. Министерство
экономического развития и подведомственное ему Росимущество планируют
уже к концу 2014 года подготовить и принять федеральный закон,
разрешающий изъятие неэффективно используемого федерального имущества с
последующей его приватизацией или передачей в собственность регионов
или муниципалитетов. Предложение таким образом оптимизировать работу
госкомпаний прозвучало в представленном на прошлой неделе в
правительство плане работы Минэкономразвития на 2013–2018 годы. Об этом пишут Известия.
Эта
мера не коснется акционерных обществ, подконтрольных государству. Речь
идет только о ФГУПах, казенных предприятиях и бюджетных учреждениях. Заниматься
оценкой эффективности работы таких компаний (только ФГУПов сейчас
насчитывает 1795), как выяснили "Известия", будут как Росимущество,
которое займется подготовкой сделок с недвижимостью, так и профильные
министерства и ведомства. Уже до конца 2015 года они должны,
вооружившись специально разработанными для этого Минэкономразвития
методическими рекомендациями, определить целевые функции имущества,
находящегося у подведомственных организаций.
—
Предполагается, что после этого имущество, необходимость сохранения
которого для исполнения государственных функций не прослеживается, будет
включено в программу приватизации или передано на иной уровень
публичной собственности (там, где за соответствующие функции отвечают
субъекты РФ или муниципалитеты), — пояснили "Известиям" в Росимуществе.
Но пока неясно, как будет происходить оценка. Разработка алгоритма изъятия и критериев оценки эффективности начнется не раньше конце 2014 года, когда примут закон, принципиально разрешающий изъятие.
Именно в
отсутствие четких критериев и упирается то, что действующие нормы закона
о ГУПах, позволяющие государству как передавать имущество в
хозяйственное ведение или оперативное управление госкомпаний, так и,
наоборот, изымать, не работают. Самым очевидным в определении этих
критериев было бы отталкиваться от показателей рентабельности, говорит
партнер "ФБК-Право" Александр Ермоленко.
— Хотя тут тоже есть
нюансы: кто-то ждет рентабельности 50%, кому-то достаточно 5–10%. И,
опять же, кто-то считает, что ему нужны золотые часы для успешного
ведения переговоров, а кто-то и без них справляется, — говорит партнер
Ермоленко.
Кроме того, самый простой способ повысить
рентабельность — это поднять стоимость услуг. Есть масса организаций,
например, ФГУП "Почта России", которая не может себе этого позволить с
точки зрения социальной ответственности.
Сложность
с определением четких критериев эффективности использования имущества
породит неэффективность действия самого закона, опасаются эксперты.
—
У Росимущества недостаточно навыков оценки кризисных активов, — считает
руководитель отдела маркетинга Expert Systems Татьяна Дудкина. —
Хорошая практика отработана у арбитражных управляющих, у банков, к
которым тоже переходят такое "проблемное" имущество.
Без
четкого плана реструктуризации, составленного бизнес-плана и
соответствующей "упаковки" актива как проекта тоже возникают сомнения в
целесообразности его передачи на другой уровень управления, отметила
Дудкина.
— Составлять эти планы, равно как и заниматься оценкой, и нужно еще на этапе изъятия, — считает эксперт.
Разработка
методики оценки эффективности управления вверенного государством
имущества в тренде последних инициатив властей. В прошлом году система
оценки была введена в отношении деятельности ведомств: Росимущества,
Управления делами президента РФ, Минобороны, а также подведомственных им
организаций. В качестве критериев оценки выбрали исполнение бюджетного
плана, своевременность исполнения поручений и требований президента и
правительства РФ, собственно эффективность управления федеральным
имуществом, результативность приватизации федерального имущества, а
также эффективность использования и сохранения федерального имущества.
По
каждому разделу выделили ряд показателей для оценки результативности
деятельности. Так, эффективность управления федеральным имуществом
оценивается по долям ФГУП и АО, завершивших финансовый год с прибылью, а
также по доле организаций, находящихся на стадии банкротства.
Результативность приватизации будет оцениваться по трем показателям:
доля преобразованных в отчетном году ФГУПов; доля пакетов акций, в
отношении которых приватизационные процедуры завершены; соотношение
доходов от приватизации и расходов на обеспечение приватизации.
Комментарии 0