В Республике Алтай полиция ищет преступников, "убивающих" кедры ради орехов
09 ноября 2013, 14:43, ИА Амител
– Вседозволенность, узаконенная возможность заготавливать кедровый орех в любом количестве и где угодно, не обращаясь в лесничества, и привела к этой дикости, – говорит лесничий Улаганского участкового лесничества Евгений Конушев. – Когда выписывались билеты на побочное пользование, мы знали, кто находится в тайге и где. Это дисциплинировало людей, а теперь лесная служба перед орешниками как бы вне закона.
Как сообщает пресс-служба управления лесами Алтайского края, лесничий вместе с сотрудниками полиции обнаружил в тайге за Улаганским перевалом в урочище Седен-Коль в 35-40 километрах от села Кара-Кудюр шесть кедров, спиленных бензопилой "Штиль". Это кедровое насаждение славится обильными урожаями. В ходе начавшегося расследования установлено, что орех вывозился из урочища на автомобилях "Урал", ГАЗ-66 и ЗИЛ-131. Возбуждено уголовное дело.
Криминал и лесонарушения сопутствуют заготовке кедрового ореха. Неизвестные пока лесонарушители торопились собрать в урочище Седен-Коль больше шишек и, чтобы они не достались другим, пустили в ход бензопилу. Причем спиливали кедры и на двухметровой высоте. Они знали, что на дорогах теперь никто не вправе контролировать объемы заготовленного кедрового ореха, вывози хоть полные машины таежного урожая для "собственных нужд", никто не вправе спросить.
Как только Лесной кодекс РФ разрешил заготавливать кедровый орех для собственных нужд без всяких ограничений объемов и мест сбора шишек, "собственные нужды" сразу стали коммерческими нуждами, нередко с криминальным оттенком. "Орешники" в стремлении заработать в тайге, собрав больше урожая, готовы избить кедры колотами, ломать, пилить ветви деревьев с шишками, а то и рубить сами деревья. Полиция расследует и случаи краж со взломом кедровых шишек, что присуще "ореховой лихорадке". Так в селе Шиба преступники украли у местного жителя 54 мешка кедровых шишек, в Ело – 30 мешков…
Каковы же эти "собственные нужды" в Горном Алтае? Они измеряются не 50 килограммами кедрового ореха на человека, как было при старом лесном законодательстве, а десятками тонн! Из кедровников Семинского перевала и других мест Республики Алтай орех в сентябре – октябре этого года вывозили фурами. Сколько заготовлено кедрового ореха, неизвестно, потому что лесное хозяйство отстранено от орехового промысла. Призывы к аренде с целью заготовки кедрового ореха теперь могут вызвать лишь усмешку у сборщиков и скупщиков таежного урожая. Где же логика и справедливость по отношению к лесному хозяйству Лесного кодекса? На охрану лесов от пожаров и лесонарушений расходуются миллионы рублей из федерального и местного бюджетов, а любой гражданин может заготовить и вывезти из тайги для "собственных нужд" десятки тонн ореха, не заплатив и копейки.
В Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай и в Улаганском лесничестве считают, что для наведения порядка в заготовке кедрового ореха и усиления контроля со стороны лесной охраны необходимо узаконить краткосрочную, на один год, аренду лесных участков для побочного пользования с приоритетным правом арендатора собирать урожай ореха. Это спасло бы и урочище Седен-Коль от лесонарушения, арендатор был бы ответственен за порядок в тайге и соблюдение мер противопожарной безопасности.
При защите прав арендатора собирать орех на приоритетной основе, привлекательной могла бы стать и долгосрочная аренда орехопромысловых участков леса. Должны быть установлены разумные пределы в сборе ореха для собственных нужд. Не может даже большая семья употребить тонны ореха! Пятьдесят, пусть даже больше килограммов на человека – без платы, а свыше – за определенную плату, возможно при оформлении краткосрочной аренды лесного участка, где есть урожай. Это, по мнению лесничих, поможет устранить "бардак" в тайге.
Комментарии 0