Опасный российский психокульт докатился до Бийска
29 апреля 2010, 14:00, ИА Амител
Вот что она пишет:
Вместо "Здравствуйте" – обнималки
Наверное, в жизни каждого человека наступает некое "время Ч", когда особенно актуальными становятся вопросы из серии "одиноки ли мы во Вселенной?" и "зачем пришли в этот мир?". Кто-то за ответом идет в православный храм, другой по наивности становится жертвой многочисленных религиозных новообразований, а некоторые начинают штудировать психологическую литературу а-ля Луиза Хей и записываться на различные курсы, которые призваны повысить самооценку индивида. И ладно бы на таких курсах с ними просто поговорили об этом, а то ведь могут основательно заморочить голову и заставить плясать под свою психологическую дудку…
– Я с учением "Синтон" впервые познакомилась два года назад, прочла книгу российского психолога Николая Козлова, – рассказывает моя проводница в закрытый мир бийских синтоновцев, студентка Мария Потапова.
А спустя какое-то время на городских фонарных столбах появились отпечатанные на компьютере объявления. Понятное дело, что восторженная девушка Маша побежала по указанному адресу.
– Понимаете, там все настоящее! – у девушки горят глаза. – Мы когда встречаемся, то не говорим обычное "привет", а обнимаемся и целуемся! Сначала мне было неприятно, когда меня трогали незнакомые парни и девушки, а потом тренер Елена Михайловна объяснила, что это противится моя нравственность, которую мне навязало общество, и нужно раскрепоститься. И я привыкла. Теперь даже нравится.
Дальше – больше. Первая психологическая игра, в которой довелось участвовать Маше, называлась "слепой и поводырь", и этот тренинг принес девушке немало внутреннего беспокойства. "Поводыри" вышли из зрительного зала, а "слепым" завязали глаза черными повязками и раскрутили, как в детской игре жмурки. А потом зашли "поводыри" и повели своих "слепых" по ступенькам зрительного зала к выходу.
– Я постоянно спотыкалась и падала, потому что мой поводырь очень неаккуратно вел меня, – вспоминает синтоновка. – Тренер потом сказала, это оттого, что я не растворилась в своем поводыре и не верила ему. Я потом дома долго думала: как я могу довериться чужому человеку? А тренер Елена объяснила, что это тоже оттого, что на мне надеты "общественные шоры".
"Супостат" пришел
Судя по рассказам студентки, первые три месяца в этом новом для Бийска "психологическом образовании" царила всеобщая гармония и любовь: группа раскрепощалась, обнималась и играла в игры на доверие. А потом тренер завинтила гайки: если кто-нибудь нерадивый отказывался выполнять упражнение, он тотчас облагался денежным штрафом и осуждением всех синтоновцев. Да и психологические игры стали более жесткими, если не сказать – жестокими. Как, например, вот такой тренинг: в кабинете выключается свет и плотно задергиваются шторы. "Жертва" залезает на стол и встает спиной к команде, которая выстраивается вокруг. А потом добровольно падает спиной вниз…
– Вы не представляете, как это страшно! – у девушки округляются глаза при одном воспоминании. – А вдруг тебя не поймают?! Я себя буквально ломала. А потом мы играли в "Супостата". И после этой игры я поняла, что теперь освободилась от всех общественных норм!
То, что рассказала студентка, до сих пор не укладывается в голове: это как же нужно людям мозги промыть, чтобы они согласились принять участие в подобном?! Итак, выбирается "супостат", который объявляет: "Я пришел на вашу землю, чтобы поработить вас!". Тот, кто согласен на порабощение, должен поцеловать кончик ботинка "супостата". Тот, кто против, считается "убитым" и должен просидеть все занятие на корточках. Как показала практика, в итоге туфлю целуют все, потому что просидеть на корточках два часа могут лишь очень физически крепкие люди. Или имеющие опыт такого сидения в исправительной колонии.
– Это не рабство! – горячится собеседница. – Таким образом мы освобождаемся от внутренних комплексов! Мы потом и в узников концлагеря играли: нас захватили в плен, и мы прыгали через веревку по приказу! Вы не представляете, какое после таких игр наступает облегчение! Я теперь на жизнь совсем другими глазами гляжу.
Не знаю, какими глазами теперь глядит на мир Мария, но ясно одно: у девушки начались большие проблемы с окружающими: она теперь общается только с друзьями из "клуба по интересам". С другими ей скучно. Сама призналась в доверительной беседе журналисту: "Меня будто в этом клубе на наркотик подсадили… Ни о чем другом даже думать не могу. Даже со своим парнем разругалась. В клубе мне потом сказали, что он не мой человек, слишком много комплексов у него". Как говорится, без комментариев…
Психотехнология – мина замедленного действия
– "Синтон-клуб" – тоталитарная секта из разряда псевдопсихологических сект, действующих в России, – убежден руководитель информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе Александра Невского Олег Заев, который давно и тесно сотрудничает с "Бийским рабочим". – Секта и ее основатель Николай Козлов проповедуют псевдопсихологический культ с ярко выраженной антихристианской, аморальной направленностью, которая выражается в следующем изречении: "слабым здесь не место". Дело в том, что адепты этой секты, попав под психологический прессинг Козлова, теряют свою индивидуальность и получают серьезную психотравму. Не буду вдаваться в подробности, но синтоновцы декларируют свободную любовь и иные извращения, называя их "маленькими радостями жизни", которые запрещает общество. К сожалению, у большинства наших сограждан низкая гражданская позиция: пострадав от деструктивного воздействия сект, они предпочитают стыдливо отмалчиваться, боясь, что их посчитают сумасшедшими. Это обстоятельство позволяет руководителям сект уходить от наказания.
– Сейчас мы живем в эпоху психотехнологий, – объясняет кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Бийского педагогического университета имени В. Шукшина Надежда Варшавская. – Одно из ярких проявлений этой эпохи в нашей стране – повальное увлечение психотренингом. Наверное, отцы групповой психотерапии, подобно создателям атомной бомбы, отказались бы от своих разработок, если бы знали, во что превратится их детище.
Хочу подчеркнуть, что групповая психотерапия как научно-психологический феномен заслуживает уважения и имеет полное право на существование. Но в наши дни психотренинг стал явлением социальным. Его проводят во всех сферах – в банке, в торговле, в доме отдыха, в школе, в оздоровительных лагерях и т. д. Проводит кто угодно: артисты, активисты, психологи-авантюристы, одним словом, манипуляторы человеческим сознанием.
Опасным, на мой взгляд, в психотренинге оказывается его "деятельный" характер. Известно, что в поведении и личности лучше закрепляется то, что человек испробовал на практике. Без достаточного осмысления, без соответствующей работы души психотренинг формирует определенные чувства и навыки. Формирование происходит в основном через мало осознаваемые человеком механизмы внушения, заражения, подражания. В результате происходит становление определенных личностных структур помимо воли и без сознательного участия самой личности. Это опасно для общества и чревато неблагоприятными последствиями для личности. Особенно проблемной такая ситуация оказывается для молодого человека, неокрепшее, нестабильное, неуверенное "я" которого стремится защититься и обрести целостность в групповом "мы". Сегодня у молодежи мало возможностей включения в общности с позитивной просоциальной внутригрупповой идентичностью. Этим и пользуются психотехнологи различного толка. В результате, пройдя психотренинг, человек оказывается в разрыве двух совершенно разных миров: опыта психотренинга и реальности конкретной окружающей жизни. Эти разные миры часто невозможно гармонизировать: человек не может уже жить по-старому, но и новый опыт не может актуализировать в реальности своей жизни. Мы знаем случаи, когда это заканчивается трагически, - пишет "Бийский рабочий".
Комментарии 0