Водители-новички: с правами, но без права на ошибку
26 июня 2015, 12:35, ИА Амител
Этот документ вводит новые требования к приему квалификационных экзаменов на водительские права. Но до сих пор проект приказа существует только в "черновом" варианте. Также разработан проект поправок в ПДД и закон о безопасности дорожного движения, которые меняют систему приема экзаменов и обучения кандидатов в водители. Но все эти новшества остаются пока только на уровне обсуждений и предложений от экспертов.
По мнению некоторых автолюбителей региона, одним из путей решения проблемы могло бы стать введение возрастного ценза. В частности, не все 18-летние "доросли" до управления автомобилем, а некоторым очень пожилым автолюбителям уже трудно это делать по возрасту. Но есть и диаметрально противоположные мнения.
"Водить нужно разрешать с 16 лет, но при определенных ограничениях. Подготовку в автошколах нужно делать более профессиональной. Инструкторов набирать не как попало, а по определенной методике. И проверять их на профпригодность не реже двух раз в год. Вести статистику по каждому инструктору и автошколе", - считает читатель по имени Павел.
Что касается возраста автолюбителей, то, по его мнению, некоторые пожилые водители водят лучше многих на дорогах. "Для этого есть медкомиссии. В некоторых странах граждане после 50-ти обязаны ежегодно проходить медкомиссию на допуск к управлению ТС", - пояснил он в дискуссии на сайте.
"Никаких минимальных 16-ти лет для права управлением автомобилем! Юридически несостоятельный гражданин не может и не должен управлять средством повышенной опасности. Мотоциклы вообще необходимо сделать с 23-х, и права на них выдавать только после имеющейся категории "В", - считает другой читатель.
Также читатели писали и том, что школы подходят формально к обучению. "При обучении в автошколе сложилось впечатление, что их основная задача научить на автодроме основным элементам, которые нужны лишь для сдачи экзамена ("змейка", "парковка" и т.д.), а не подготовить для реальной езды по городу. На предложение, например, поменять подъезд к "змейке" (с другой стороны на нее заезжать, чем обычно), чтобы навыки вождения нарабатывались не только при подъезде с одной и той же стороны (как мишка в цирке), ответ был примерно следующим: "Экзамен сдадите, начнете сами ездить и научитесь", - пишет один из комментаторов.
По ее словам, "при выезде в город инструкторы (не все, безусловно) демонстрируют явное превосходство и некоторым надменным видом, если что-то делаешь не так, это отвлекает внимание от дороги. Я положительно воспринимаю конструктивную критику, но когда "понты на ровном месте", то предложила инструктору: "Вы помолчите и начнете комментировать, если что-то буду делать не так. А то своими эмоциями мешаете мне следить за дорожной обстановкой и знаками". Итог: весь маршрут проехали молча, на автодроме инструктор, улыбаясь, сказал: "Не понимаю... Ну, вот можете же ездить...".
"С тех пор (по моей просьбе) ездили молча и претензий ко мне не было. Хотя после автошколы муж учил заново, выезжали сначала за город, отрабатывали парковку, въезд на горку без ручника и отката и др., чтобы в город выезжать реально подготовленной и без страха (мешает адекватно оценивать ситуацию). Итог: два года за рулем, езжу на механике с удовольствием и зимой, и летом (хотя мой инструктор сказал, что мне ее ни за что не освоить), в потоке со всеми, держу дистанцию и т.д. Вывод: как минимум, нужен иной подход к подбору инструкторов, допускать к вождению лет с 18-ти, увеличить количество часов вождения", - резюмирует читательница.
Президент Федерации автовладельцев России (ФАР), председатель НОО "Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков также считает, что существующую в России систему подготовки водителей надо менять. По его словам, "нужно поддерживать, стимулировать и регулировать автошколы, чтобы они смогли оказывать качественные услуги, экономя время и деньги на том, что не влияет на качество обучения, а не на самом обучаемом".
"Несмотря на то, что ежегодно гибнут на дорогах десятки тысяч людей и совершается масса ДТП, до сих пор никто не озадачился созданием базы по водителям-виновникам и причинам этих автоаварий. Хотя общеизвестно, что существуют психологические и социальные предпосылки к совершению ДТП", - заметил эксперт.
Он пояснил: "Уже сегодня курсы подготовки водителей должны стать не только обучающими, но и регулирующими. Они не должны быть короткими, они не должны быть дешевыми, они не должны быть простыми. Необходимы курсы экстремального вождения, должны быть курсы вождения в потоке транспорта, должны быть курсы коллективной безопасности, должны быть курсы помощи, этикета, культуры. Это не дешево, но еще в автошколе необходимо заложить основы человеческих взаимоотношений на дороге".
По мнению Виктора Клепикова, второй этап регулирования должен быть по фактам ДТП с нарастающим итогом - необходимо отсеивать от вождения всех имеющих предрасположенность к ДТП из-за лихачества, несдержанности и хамства. "С каждым разом наказание должно быть жестче и значимей. Базы данных и компьютеры сейчас это легко позволяют создать. На этом этапе необходимо включить у ГИБДД стимул бороться с причинами, а не со следствиями", - заметил он.
"Но самое главное и первостепенное в этом вопросе, это исключить коррупционную составляющую, полностью прекратить практику "продажи прав", - резюмировал свою точку зрения президент Федерации автовладельцев России.
Со своей стороны, Госавтоинспекцияпо итогам 2012 года официально констатирует рост количества ДТП, совершенных водителями со стажем управления до 3 лет. В крае по вине таких водителей произошло 421 дорожно-транспортное происшествие, в которых 36 человек погибли и 554 участника дорожного движения получили травмы различной степени тяжести. Для сравнения: в 2011 году зарегистрировано 308 происшествий по вине новичков, в них погибли 51 человек и еще 507 травмированы.
Всего за минувший год в регионе произошло 3 тыс. 778 ДТП - это на 10,1% больше, чем за 2011 год. При этом за 2012 год в Алтайском крае 40 тыс. 721 гражданин получили водительские удостоверения на право управления транспортными средствами.
По данным УГИБДД по региону, практически все права выданы на управление автомототранспортными средствами – 40 тыс. 697 водительских удостоверений. Кроме того, права получили 11 водителей троллейбусов, 13 – трамваев.
Всего на территории региона в 2012 году зарегистрировано 810 тыс. 339 транспортных средств и прицепов к ним. По сравнению с предыдущим годом это больше на 4,9%. Легковые автомобили составляют большую часть – 609 тыс. 543 шт.
УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю провело анализ аварийности по вине водителей со стажем управления до 2-х лет за 2012 год, обучившихся в автошколах региона и сдавших квалификационные экзамены в краевых подразделениях ГИБДД. Согласно отчету, всего по вине таких водителей 377 дорожно-транспортных происшествий. При этом большинство таких аварий приходится на Барнаул – 201 случай.
Регистрационно – экзаменационное подразделение ГИБДД |
Наименование автошколы |
ДТП |
МЭО при ГУВД (обслуживает г. Барнаул) |
ООО "Автодело" | 8 |
ООО "Автошкола" | 20 | |
ООО "Елена" | 8 | |
Азимут | 5 | |
БОТШ | 8 | |
Школа профессионального обучения водителей | 26 | |
ГС ОСТО | 2 | |
НОУ "Движение" | 3 | |
ООО "Автошкола-элит" | 15 | |
ООО "САФИ" | 2 | |
ООО "Меланжист" | 1 | |
ООО "Лидер" | 13 | |
Краевая автошкола ВОА | 6 | |
АГК | 1 | |
БЦВВМ | 2 | |
Авто Драйв | 3 | |
Авто Драйв Плюс | 4 | |
АВАМА | 4 | |
ПУ-42 | 2 | |
Энергия | 1 | |
Авто Отдых | 4 | |
Автодром Барнаул | 3 | |
ПУ-1 | 9 | |
УКК | 1 | |
Ник Центр | 12 | |
БЮИ | 1 | |
СОШ с.Березовка | 1 | |
Авто-Профи | 2 | |
Светофор | 2 | |
Автомобилист | 10 | |
БИП | 6 | |
ПУ-8 | 3 | |
ПУ-16 |
1 | |
Самоподготовка | 23 | |
ОРЭР ГИБДД УВД по г.Бийску (обслуживает Бийский, Троицкий, Целинный, Тогульский Ельцовский, Солтонский, Красногорский районы) |
Бийская АШ РОСТО | 5 |
МОУ СОШ с.Целинное | 1 | |
ООО "За рулем" | 6 | |
ООО "Импокар плюс" | 5 | |
ПУ-34 | 6 | |
ООО "Багги – мастер" | 2 | |
БГОО ВОА | 1 | |
ЗАО УКЦ Бийск | 2 | |
ДОСААФ Косиха | 1 | |
СТК РОСТО Красногорск | 1 | |
ООО Академия | 2 | |
ООО Вираж | 4 | |
ОРЭР ОГИБДД УВД по г. Рубцовску (обсдуживает Рубцовский, Змеиногорский, Третьяковский, Локтевский, Михайловский, Волчихинский, Угловский районы) |
Рубцовская АШ РОСТО | 3 |
ООО "Бон – арт" | 1 | |
РМСТ | 1 | |
Рубцовск Авто |
4 | |
Рубцовский сельскохозяйственный техникум | 1 | |
Егорьевское ВОА | 1 | |
Рубцовское МО ДОСААФ | 1 | |
КГУ НПО ПУ-17 | 2 | |
ВОА (с.Локоть) | 1 | |
ООО Рубцовская Автошкола | 2 | |
Автопрофи г. Рубцовск | 3 | |
ВОА с. Волчиха |
1 | |
МРЭО ГИБДД ОВД по г.Алейску, Алейскому району (обслуживает Калманский, Топчихинский, Мамонтовский, Усть-Пристанский, Усть-Калманский и Чарышский районы) |
ВОА г. Алейска | 1 |
ДОСААФ с. Мамонтово | 1 | |
РОСТО с. Усть-Калманка | 1 | |
ПУ-31 | 1 | |
РОСТО г.Алейск | 1 | |
МРЭО ГИБДД ОВД по Благовещенскому району (обслуживает Родинский, Суетский, Романовский и Завьяловский районы) |
КГУ НПО ПУ-54 | 1 |
РОСТО с. Родино | 1 | |
РОСТО Благовещенск | 1 | |
АСТ Благовещенск | 1 | |
ПУ-55 | 1 | |
ДОСААФ с. Завьялово | 2 | |
Фартуна | 1 | |
МРЭО ГИБДД ОВД по г. Белокурихе (обслуживает Смоленский, Советский, Быстроистокский, Петропавловский, Солонешенский и Алтайский районы) |
РО РОСТО с. Смоленское | 1 |
ПУ-82 с. Смоленское | 1 | |
МОУ СОШ с. Советское |
3 | |
ПУ-92 с. Солонешное |
1 | |
МРЭО ГИБДД ОВД по г. Заринску (обслуживает Заринский, Залесовский и Кытмановский районы) |
ДОСААФ г. Заринск | 4 |
МРЭО ГИБДД ОВД по г.Камень-на-Оби (обслуживает Каменский, Тюменцевский, Баевский, Панкрушихинский районы) |
Авто Профи | 3 |
РО РОСТО г. Камень-на-Оби | 2 | |
РО РОСТО с. Крутиха | 1 | |
УКК с. Баево | 2 | |
МОУ СОШ с. Хабары | 1 | |
МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску (обслуживает Первомайский, Тальменский и Косихинский районы) |
Новоалтайское ВОА | 3 |
Тальменская ШПОВ | 0 | |
ООО "ШПОВ" г. Новоалтайск | 2 | |
Новоалтайская МОУ СОШ № 12 | 0 | |
Новоалтайская ГО ДОСААФ | 7 | |
ПЛ-60 с. Первомайское | 2 | |
Авто Профи Новоалтайск | 1 | |
МОУ СОШ с. Сорочий Лог | 1 | |
Самоподготовка | 5 | |
МРЭО ГИБДД ОВД по г. Славгороду, Славгородскому району (обслуживает г.Яровое, Немецкий национальный, Ключевской, Кулундинский, Бурлинский и Табунский районы) |
Интех Центр | 1 |
НОУ НДПО САШ ООО РОСТО Славгород | 2 | |
ПЛ № 69 Гольбштат | 1 | |
РС РОСТО с. Бурла | 1 | |
ПЛ – 39 Яровое | 1 | |
РС РОСТО с. Табуны | 1 | |
Агротехникум | 1 | |
МРЭО ГИБДД ОВД по Павловскому району (обслуживает Ребрихинский и Шелаболихинский районы) |
РС РОСТО с. Павловск | 4 |
С/Х Коледж с. Павловск | 1 | |
Самоподготовка | 1 | |
МРЭО ГИБДД ОВД по Поспелихинскому району (обслуживает Курьинский, Шипуновский, Краснощековский и Новичихинский районы) |
ПУ-68 с. Поспелиха | 3 |
ПУ-78 с. Хлопуново | 2 | |
МУК с. Новичиха | 1 | |
Автошколы других регионов | 17 | |
Всего | 377 |
На автошколы других регионов приходится 17 дорожно-транспортных происшествий. Также больше 10 происшествий совершено по вине выпускниковООО "Автошкола-элит", ООО "Лидер" и Ник Центр. В районах показатели значительно ниже. Стоит отметить, что такое большое число аварий по вине учеников барнаульских школ нередко непосредственно связано со значительным количеством курсантов, подготавливаемых ими.
"Чуть более половины – 53 – 54% - кандидатов в водители сдают экзамен с первого раза. Особые вопросы вызывает самоподготовка. Чему может научиться человек по самоподготовке? Это не математика... А есть такие люди, которые сдают на права от 10 до 18 раз", - заявил ранее АвтоАмику начальник УГИБДД по Алтайскому краю Петр Богомолов.
По его словам, водитель должен знать хорошо как теорию, так и практику. К сожалению, не все автошколы имеют свои автодромы. А некоторые из автошкол подходят формально к обучению будущих водителей.
Отметим, в конце 2012 года Генеральная прокуратура России поручила прокурорам активизировать надзор за исполнением законодательства при подготовке будущих водителей в автошколах. При этом особое внимание будет обращено на полноту и эффективность выполняемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий при реализации функций государственного контроля в сфере соблюдения автошколами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, - говорилось в официальном заявлении ведомства.
Увеличение числа аварий с участием водителей-новичков в Генеральной прокуратуре склонны связывать с и ненадлежащей организацией обучения граждан вождению транспортными средствами. Игнорируя требования законодательства о лицензировании образовательной деятельности, об образовании, подготовка автошколами водителей нередко проводится без соответствующей лицензии, а также с нарушением предусмотренных лицензией требований.
Прокурорами выявлены многочисленные случаи неисполнения образовательными учреждениями требований законодательства к образовательному процессу. Так, в автошколах отсутствуют образовательные и рабочие программы по обучению кандидатов в водители, графики учебного вождения, школы не обеспечены учебно-методической литературой. Прокуратуры Республики Башкортостан, Московской области, Санкт-Петербурга и Ставропольского края установили, что нередко кандидаты в водители не проходят полный курс обучения.
Редактор "АвтоАмика" Светлана Яковлева
Комментарии 0