Водители-новички: с правами, но без права на ошибку

26 июня 2015, 12:35, ИА Амител

Существующая в России система подготовки водителей в последнее время не удовлетворяет ни Госавтоинспекцию, ни других участников дорожного движения. То, что вопрос назрел, и решение его уже нельзя откладывать на потом, понимают и на уровне правительства. Еще в прошлом году был подготовлен проект приказа МВД России "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений". 

Этот документ вводит новые требования к приему квалификационных экзаменов на водительские права. Но до сих пор проект приказа существует только в "черновом" варианте. Также разработан проект поправок в ПДД и закон о безопасности дорожного движения, которые меняют систему приема экзаменов и обучения кандидатов в водители. Но все эти новшества остаются пока только на уровне обсуждений и предложений от экспертов.

По мнению некоторых автолюбителей региона, одним из путей решения проблемы могло бы стать введение возрастного ценза. В частности, не все 18-летние "доросли" до управления автомобилем, а некоторым очень пожилым автолюбителям уже трудно это делать по возрасту. Но есть и диаметрально противоположные мнения.

"Водить нужно разрешать с 16 лет, но при определенных ограничениях. Подготовку в автошколах нужно делать более профессиональной. Инструкторов набирать не как попало, а по определенной методике. И проверять их на профпригодность не реже двух раз в год. Вести статистику по каждому инструктору и автошколе", - считает читатель по имени Павел.

Что касается возраста автолюбителей, то, по его мнению, некоторые пожилые водители водят лучше многих на дорогах. "Для этого есть медкомиссии. В некоторых странах граждане после 50-ти обязаны ежегодно проходить медкомиссию на допуск к управлению ТС", - пояснил он в дискуссии на сайте.

Также читатель отметил: "Что касается выдачи прав с 16 лет - это тоже решаемый вопрос. Вводится ограничение по определенным характеристикам автомобиля и по возможности передвижения. Например, КПП только автомат, мощность мотора не более 100 л.с., обязательное наличие ABS и EBD, запрет на выезд за пределы города. А перед тем, как выдать права - более тщательное обучение в несколько ступеней с обязательным курсом контраварийной подготовки. Или еще проще - езда только с сопровождающим, чей стаж более 5 лет. Подходить к этим вопросам просто нужно комплексно". 

"Никаких минимальных 16-ти лет для права управлением автомобилем! Юридически несостоятельный гражданин не может и не должен управлять средством повышенной опасности. Мотоциклы вообще необходимо сделать с 23-х, и права на них выдавать только после имеющейся категории "В", - считает другой читатель.

Также читатели писали и том, что школы подходят формально к обучению. "При обучении в автошколе сложилось впечатление, что их основная задача научить на автодроме основным элементам, которые нужны лишь для сдачи экзамена ("змейка", "парковка" и т.д.), а не подготовить для реальной езды по городу. На предложение, например, поменять подъезд к "змейке" (с другой стороны на нее заезжать, чем обычно), чтобы навыки вождения нарабатывались не только при подъезде с одной и той же стороны (как мишка в цирке), ответ был примерно следующим: "Экзамен сдадите, начнете сами ездить и научитесь", - пишет один из комментаторов.

По ее словам, "при выезде в город инструкторы (не все, безусловно) демонстрируют явное превосходство и некоторым надменным видом, если что-то делаешь не так, это отвлекает внимание от дороги. Я положительно воспринимаю конструктивную критику, но когда "понты на ровном месте", то предложила инструктору: "Вы помолчите и начнете комментировать, если что-то буду делать не так. А то своими эмоциями мешаете мне следить за дорожной обстановкой и знаками". Итог: весь маршрут проехали молча, на автодроме инструктор, улыбаясь, сказал: "Не понимаю... Ну, вот можете же ездить...".

"С тех пор (по моей просьбе) ездили молча и претензий ко мне не было. Хотя после автошколы муж учил заново, выезжали сначала за город, отрабатывали парковку, въезд на горку без ручника и отката и др., чтобы в город выезжать реально подготовленной и без страха (мешает адекватно оценивать ситуацию). Итог: два года за рулем, езжу на механике с удовольствием и зимой, и летом (хотя мой инструктор сказал, что мне ее ни за что не освоить), в потоке со всеми, держу дистанцию и т.д. Вывод: как минимум, нужен иной подход к подбору инструкторов, допускать к вождению лет с 18-ти, увеличить количество часов вождения", - резюмирует читательница.

Президент Федерации автовладельцев России (ФАР), председатель НОО "Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков также считает, что существующую в России систему подготовки водителей надо менять. По его словам, "нужно поддерживать, стимулировать и регулировать автошколы, чтобы они смогли оказывать качественные услуги, экономя время и деньги на том, что не влияет на качество обучения, а не на самом обучаемом".

"Несмотря на то, что ежегодно гибнут на дорогах десятки тысяч людей и совершается масса ДТП, до сих пор никто не озадачился созданием базы по водителям-виновникам и причинам этих автоаварий. Хотя общеизвестно, что существуют психологические и социальные предпосылки к совершению ДТП", - заметил эксперт.

Он пояснил: "Уже сегодня курсы подготовки водителей должны стать не только обучающими, но и регулирующими. Они не должны быть короткими, они не должны быть дешевыми, они не должны быть простыми. Необходимы курсы экстремального вождения, должны быть курсы вождения в потоке транспорта, должны быть курсы коллективной безопасности, должны быть курсы помощи, этикета, культуры. Это не дешево, но еще в автошколе необходимо заложить основы человеческих взаимоотношений на дороге".

По мнению Виктора Клепикова, второй этап регулирования должен быть по фактам ДТП с нарастающим итогом - необходимо отсеивать от вождения всех имеющих предрасположенность к ДТП из-за лихачества, несдержанности и хамства. "С каждым разом наказание должно быть жестче и значимей. Базы данных и компьютеры сейчас это легко позволяют создать. На этом этапе необходимо включить у ГИБДД стимул бороться с причинами, а не со следствиями", - заметил он.

"Но самое главное и первостепенное в этом вопросе, это исключить коррупционную составляющую, полностью прекратить практику "продажи прав", - резюмировал свою точку зрения президент Федерации автовладельцев России.

Со своей стороны, Госавтоинспекцияпо итогам 2012 года официально констатирует рост количества ДТП, совершенных водителями со стажем управления до 3 лет. В крае по вине таких водителей произошло 421 дорожно-транспортное происшествие, в которых 36 человек погибли и 554 участника дорожного движения получили травмы различной степени тяжести. Для сравнения: в 2011 году зарегистрировано 308 происшествий по вине новичков, в них погибли 51 человек и еще 507 травмированы.

Всего за минувший год в регионе произошло 3 тыс. 778 ДТП - это на 10,1% больше, чем за 2011 год. При этом за 2012 год в Алтайском крае 40 тыс. 721 гражданин получили водительские удостоверения на право управления транспортными средствами.

По данным УГИБДД по региону, практически все права выданы на управление автомототранспортными средствами – 40 тыс. 697 водительских удостоверений. Кроме того, права получили 11 водителей троллейбусов, 13 – трамваев.

Всего на территории региона в 2012 году зарегистрировано 810 тыс. 339 транспортных средств и прицепов к ним. По сравнению с предыдущим годом это больше на 4,9%. Легковые автомобили составляют большую часть – 609 тыс. 543 шт.

УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю провело анализ аварийности по вине водителей со стажем управления до 2-х лет за 2012 год, обучившихся в автошколах региона и сдавших квалификационные экзамены в краевых подразделениях ГИБДД. Согласно отчету, всего по вине таких водителей 377 дорожно-транспортных происшествий. При этом большинство таких аварий приходится на Барнаул – 201 случай. 

Регистрационно – экзаменационное подразделение ГИБДД

Наименование автошколы

ДТП

МЭО при ГУВД (обслуживает г. Барнаул)

ООО "Автодело" 8
ООО "Автошкола" 20
ООО "Елена" 8
Азимут 5
БОТШ 8
Школа профессионального обучения водителей 26
ГС ОСТО 2
НОУ "Движение" 3
ООО "Автошкола-элит" 15
ООО "САФИ" 2
ООО "Меланжист" 1
ООО "Лидер" 13
Краевая автошкола ВОА 6
                                          АГК 1
БЦВВМ 2
Авто Драйв 3
Авто Драйв Плюс 4
АВАМА 4
ПУ-42 2
Энергия 1
Авто Отдых 4
Автодром Барнаул 3
ПУ-1 9
УКК 1
Ник Центр 12
БЮИ 1
СОШ с.Березовка 1
Авто-Профи 2
Светофор 2
Автомобилист 10
БИП 6
                                          ПУ-8 3

                                          ПУ-16

1
Самоподготовка 23

ОРЭР ГИБДД УВД по г.Бийску (обслуживает Бийский, Троицкий, Целинный, Тогульский Ельцовский, Солтонский, Красногорский  районы)

Бийская АШ РОСТО 5
МОУ СОШ с.Целинное 1
ООО "За рулем" 6
ООО "Импокар плюс" 5
ПУ-34 6
ООО "Багги – мастер" 2
БГОО ВОА 1
ЗАО УКЦ Бийск 2
ДОСААФ Косиха 1
СТК РОСТО Красногорск 1
ООО Академия 2
ООО Вираж 4

ОРЭР ОГИБДД УВД по г. Рубцовску (обсдуживает Рубцовский, Змеиногорский, Третьяковский, Локтевский, Михайловский, Волчихинский, Угловский районы)

Рубцовская АШ РОСТО 3
ООО "Бон – арт" 1
РМСТ 1

                                    Рубцовск Авто

4
Рубцовский сельскохозяйственный техникум 1
Егорьевское ВОА 1
Рубцовское МО ДОСААФ 1
КГУ НПО ПУ-17 2
ВОА (с.Локоть) 1
ООО Рубцовская Автошкола 2
Автопрофи г. Рубцовск 3

 ВОА с. Волчиха

1

МРЭО ГИБДД ОВД по г.Алейску, Алейскому району (обслуживает Калманский, Топчихинский, Мамонтовский, Усть-Пристанский, Усть-Калманский и Чарышский районы)

ВОА г. Алейска 1
ДОСААФ с. Мамонтово 1
РОСТО с. Усть-Калманка 1
ПУ-31 1
РОСТО г.Алейск 1

МРЭО ГИБДД ОВД по Благовещенскому району (обслуживает Родинский, Суетский, Романовский и Завьяловский районы)

КГУ НПО ПУ-54 1
РОСТО с. Родино 1
РОСТО Благовещенск 1
АСТ Благовещенск 1
ПУ-55 1
ДОСААФ с. Завьялово 2
Фартуна 1

МРЭО ГИБДД ОВД по г. Белокурихе (обслуживает Смоленский, Советский, Быстроистокский, Петропавловский, Солонешенский и Алтайский районы)

РО РОСТО с. Смоленское 1
ПУ-82 с. Смоленское 1

                            МОУ СОШ с. Советское

3

                            ПУ-92 с. Солонешное

1

МРЭО ГИБДД ОВД по г. Заринску (обслуживает Заринский, Залесовский и Кытмановский районы)

ДОСААФ г. Заринск 4
   
   

МРЭО ГИБДД ОВД по г.Камень-на-Оби (обслуживает Каменский, Тюменцевский, Баевский, Панкрушихинский  районы)

Авто Профи 3
РО РОСТО г. Камень-на-Оби 2
РО РОСТО с. Крутиха 1
УКК с. Баево 2
МОУ СОШ с. Хабары 1

МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску (обслуживает Первомайский, Тальменский и Косихинский районы)

  
Новоалтайское ВОА 3
Тальменская ШПОВ 0
ООО "ШПОВ" г. Новоалтайск 2
Новоалтайская МОУ СОШ № 12 0
Новоалтайская ГО ДОСААФ 7
ПЛ-60 с. Первомайское 2
Авто Профи Новоалтайск 1
МОУ СОШ с. Сорочий Лог 1
Самоподготовка 5

МРЭО ГИБДД ОВД по г. Славгороду, Славгородскому району (обслуживает г.Яровое, Немецкий национальный, Ключевской, Кулундинский, Бурлинский и Табунский районы)

Интех Центр 1
НОУ НДПО САШ ООО РОСТО Славгород 2
ПЛ № 69 Гольбштат 1
РС РОСТО с. Бурла 1
ПЛ – 39 Яровое 1
РС РОСТО с. Табуны 1
Агротехникум 1

МРЭО ГИБДД ОВД по Павловскому району (обслуживает Ребрихинский и Шелаболихинский районы)

РС РОСТО с. Павловск 4
С/Х Коледж с. Павловск 1
Самоподготовка 1
   
   

МРЭО ГИБДД ОВД по Поспелихинскому району (обслуживает Курьинский, Шипуновский, Краснощековский и Новичихинский районы)

ПУ-68 с. Поспелиха 3
ПУ-78 с. Хлопуново 2
МУК с. Новичиха 1
   
   
   
   
  Автошколы других регионов 17
Всего   377
 
Итак, в "грустном" антирейтинге автошкол региона за 2012 год в Барнауле (аварийность по вине водителей со стажем управления до 2-х лет, обучившихся в автошколах) лидирует Школа профессионального обучения водителей – 26 таких ДТП. На втором месте "самоподготовка" - 23 дорожных происшествия, на третьем - ООО "Автошкола" - 20 дорожных инцидентов.

На автошколы других регионов приходится 17 дорожно-транспортных происшествий. Также больше 10 происшествий совершено по вине выпускниковООО "Автошкола-элит", ООО "Лидер" и Ник Центр. В районах показатели значительно ниже. Стоит отметить, что такое большое число аварий по вине учеников барнаульских школ нередко непосредственно связано со значительным количеством курсантов, подготавливаемых ими.  

"Чуть более половины – 53 – 54% - кандидатов в водители сдают экзамен с первого раза. Особые вопросы вызывает самоподготовка. Чему может научиться человек по самоподготовке? Это не математика... А есть такие люди, которые сдают на права от 10 до 18 раз", - заявил ранее АвтоАмику начальник УГИБДД по Алтайскому краю Петр Богомолов.

По его словам, водитель должен знать хорошо как теорию, так и практику. К сожалению, не все автошколы имеют свои автодромы. А некоторые из автошкол подходят формально к обучению будущих водителей.

Отметим, в конце 2012 года Генеральная прокуратура России поручила прокурорам активизировать надзор за исполнением законодательства при подготовке будущих водителей в автошколах. При этом особое внимание будет обращено на полноту и эффективность выполняемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий при реализации функций государственного контроля в сфере соблюдения автошколами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, - говорилось в официальном заявлении ведомства.

Увеличение числа аварий с участием водителей-новичков в Генеральной прокуратуре склонны связывать с и ненадлежащей организацией обучения граждан вождению транспортными средствами. Игнорируя требования законодательства о лицензировании образовательной деятельности, об образовании, подготовка автошколами водителей нередко проводится без соответствующей лицензии, а также с нарушением предусмотренных лицензией требований.

Прокурорами выявлены многочисленные случаи неисполнения образовательными учреждениями требований законодательства к образовательному процессу. Так, в автошколах отсутствуют образовательные и рабочие программы по обучению кандидатов в водители, графики учебного вождения, школы не обеспечены учебно-методической литературой. Прокуратуры Республики Башкортостан, Московской области, Санкт-Петербурга и Ставропольского края установили, что нередко кандидаты в водители не проходят полный курс обучения.

 

 

Редактор "АвтоАмика" Светлана Яковлева

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров