В первый класс вместе с ребенком: выбираем учебную программу и учителя

Редакция ИА "Амител" представляет рекомендации барнаульского психолога Ирины Безгиной, как правильно выбрать учебную программу и педагога для первоклассника

31 июля 2015, 11:49, ИА Амител

Редакция ИА "Амител" продолжает серию материалов, приуроченных к началу нового учебного года. Напомним, в прошлый раз мы рассказывали о том, как родители могут подготовить к школе ребенка и самих себя.

В этот раз речь пойдет о том, как правильно выбрать учебную программу и педагога для будущего первоклассника. Рекомендации вновь дает психолог КГБУСО "Краевой кризисный центр для мужчин" (Барнаул) Ирина Безгина.

Ирина БезгинаИрина Безгина

Как выбрать учебную программу

Современным родителям важно не только выбрать хорошую школу, но и определиться с правильной программой обучения для своего малыша. В Барнауле их несколько - "Школа России", система развивающего обучения Л.В. Занкова, образовательная система "Гармония", программа "Перспектива" (ФГОС) и пр. Каждая из них имеет свои особенности, разобраться с которыми помогут педагоги образовательного учреждения.

"Школа России", "Гармония", "Перспективная начальная школа", "Школа 2010", "Классическая начальная школа" относятся к традиционной системе подготовки детей в начальной школе. Развивающая строятся на программах Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. При этом самой распространенной в Барнауле является традиционная программа "Школа России".

"Родители теряются. Очень большой выбор учебных программ. Сложно определиться. Но все многообразие программ рассчитано на четырехлетнюю начальную школу", - отмечает психолог Ирина Безгина.

По ее словам, в настоящее время есть три основных образовательных направления:

- для детей со средним уровнем готовности к школе больше подойдет общеобразовательная программа;

- для детей с высоким уровнем готовности к школе существует достойный выбор образовательных программ расширенного начального обучения;

- для детей с низким уровнем готовности к школе созданы программы компенсирующего начального обучения.

"При таком многообразии выбора многие родители испытывают трудности. Разобраться в этом вопросе проще, получив консультацию психолога в детском саду, школе или в психологическом центре", - считает Ирина Безгина.

Почему ребенку сложно учится

По словам психолога, ребенку нередко бывает тяжело учиться по программе, которую для него выбрали родители. "Родители решили амбициозно, он у меня умный, справится. А ребенку в силу определенных психологических и физиологических особенностей тяжело усваивать учебный материал. Ведь очень важно правильно оценить степень готовности ребенка к школе", - отмечает она.

Поэтому Ирина Безгина рекомендует обращать внимание при выборе учебной программе не на ее "замороченность" и популярность, а насколько ребенку будет легко даваться материал, на сколько выбранная программа соответствует индивидуальным особенностям ребенка.

"К пятому классу дети подходят с примерно одинаковым уровнем знаний, а вот индивидуальные способности у всех детей различные. Если ребенку будет слишком легко учиться по выбранной программе, то можно дополнительно давать задания. Если нагрузка умеренная, то пусть он будет спокойно и с удовольствием усваивать тот материал, который он получает. В противном случае, у ребенка будет возрастать уровень тревожности и снижаться самооценка", - считает психолог.

"Мы видим одну картину, когда отправляем ребенка в школу, а ребенок видит совершенно другую. Именно поэтому так важно спросить у ребенка, что он сам ждет от школы? Он слышит от родителей надо учиться на "пятерки", надо хорошо себя вести и т.д. Так много "надо" и "должен". Ребенок начинает паниковать. У него возникает сильное внутреннее напряжение, когда он идет в школу. И если у ребенка не получается соответствовать предъявленным "надо" и "должен", то для него это стресс, трагедия. Он расстраивается. Кто-то начинает усиленно себя заставлять еще больше учиться, а у кого-то вся мотивация к учебе сразу теряется", - подчеркивает она.

Впрочем, школьные трудности могут возникать не только из-за сложной программы.

"Родителям очень сложно уделять достаточно времени детям: им нужно и работать, и домашние дела выполнять, и с ребенком заниматься. Это очень сложно совмещать. Времени, действительно, не хватает. Поэтому очень важно, чтобы родители проявляли терпение и при неудачах в учебе давали поддержку, а не критику. Этим родители учат ребенка преодолевать трудности", - подчеркивает Ирина Безгина.

Важнее не школа, а учитель

По мнению психолога, правильней выбирать не школу, а учителя. По возможности следует узнать заранее, к какому педагогу попадет ребенок.

"Опыт и профессиональные достижения учителя, безусловно, важны, а вот насколько легко он сможет найти общий язык с вашим ребенком – это гораздо важнее. Все дети разные и к каждому нужен индивидуальный подход. Вот здесь перед учителем стоит очень важная задача. Если по какой-то причине контакт установить не удается, дети хуже усваиваются знания, страдает самооценка. Ребенок нередко становится изгоем в классе", - отмечает Ирина Безгина.

"Важно, чтобы учитель был очень гибким, учитывал особенности темперамента вашего ребенка. Конечно, это сложно, но именно за это мы ценим и уважаем учителей", - поясняет она.

Индивидуальный подход к ребенку

Как отмечает Ирина Безгина, особо тяжело бывает учиться детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Они не усидчивы, им бывает сложно сосредоточиться и усваивать новые знания. Поэтому их желательно отдавать в школу не раньше семи – семи с половиной лет.

"Ребенок с СДВГ отличается дефицитом активного внимания, общим двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной целенаправленностью поступков и их импульсивностью. В основе СДВГ лежат физиологические особенности, которые и являются причиной нарушения поведения и обучаемости", - поясняет психолог.

Впрочем, по ее словам, такие ребятишки любознательны и довольно способны. Но им сложнее соблюдать школьные нормы и правила.

"Такие детки часто нарушают дисциплину в классе. Очень важно чтобы родители и педагоги понимали, что такие действия ребенка не являются умышленными. Поэтому важно хвалить ребенка за выполнение тех видов деятельности, которые требуют от ребенка наибольших усилий. Также нельзя допускать переутомления ребенка, ведь работоспособность у детей с СДВГ значительно ниже, чем у тех, кто не имеет данного диагноза", - говорит Ирина Безгина.

Поэтому она рекомендует родителям детей с СДВГ попытаться найти общий язык с педагогом.

"Нужно разговаривать с учителем. Важно постараться объяснять, что СДВГ – медицинский диагноз (не паталогический). Наличие СДВГ многое меняет в жизни ребенка и окружающих его людей. Завышенные требования педагогов и родителей, которые ребенку трудно выполнить в силу своих физиологических возможностей, могут привести к снижению учебной мотивации и отказу от занятий. Поэтому, индивидуальный подход здесь просто необходим", - подчеркивает психолог Ирина Безгина.

Таким образом, психологи советуют родителям, прежде всего, выбирать школу не для себя, а для ребенка. Поэтому надо обязательно ознакомиться с условиями обучения и поговорить с педагогами.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров