Economist: в Китае запретили пытки? Ждите политических перемен
24 ноября 2013, 15:10, ИА Амител
В Китае происходит то, во что сложно поверить. На наших глазах
тоталитарное государство превращается в правовое, да еще и с рыночной
экономикой. По крайней мере, делает вид, что хочет превратиться. Об этом пишет Ирина Соломонова на slon.ru.
Поворотные реформы (экономические и социальные), которые ЦК компартии Китая анонсировал после своего третьего пленума на прошлой неделе, ужасно понравились всему миру. Во-первых, власти признали рынки ключевой силой в развитии экономики и пообещали наделить их правом самостоятельно распределять ресурсы. Во-вторых, было объявлено об упразднении считавшегося важным инструмента перевоспитания – трудовых лагерей, в которых сейчас содержится порядка 190 тысяч человек (включая оппозиционно настроенных!). Наконец, в Китае решили отменить политику "одна семья – один ребенок", действовавшую последние тридцать лет.
В документе, опубликованном по итогам партийного съезда, есть анонсы и других перемен, тоже довольно смелых. В частности, китайское руководство объявило, что дозволит развитие "социальных", или неправительственных, организаций. А ведь партии, пишет журнал Economist, никогда не нравилась идея чего бы то ни было неправительственного и она всегда относилась к таким организациям как к Троянскому коню враждебного Запада (ничего не напоминает?).
Еще один либеральный шаг Си Цзиньпина – заявление о реформировании судебной системы. Отныне, сообщила партия, судьи не будут контролироваться властями. Более того, на волне преобразований Верховный суд Китая выпустил документ, согласно которому следствие не должно использовать пытки для получения признательных показаний. Если так пойдет дальше, Китай превратится в правовое государство.
Все это, рассуждает Economist, очень вдохновляет. Правда, тот факт, что партия не слишком громко кричит о новом курсе, позволяет сомневаться в ее решительности, но все равно "надо идти вперед". Экономические реформы повлекут за собой политические, но уж если Китай сказал "А", ему придется говорить "Б", потому что иначе может произойти взрыв, предсказывает издание.
Комментарии 0