Фронтовик из Славгорода Александр Ляшенко написал книгу воспоминаний
29 апреля 2014, 16:47, ИА Амител
В Славгороде в комплексном центре социального обслуживания населения состоят на обслуживании шесть участников Великой Отечественной войны. "Все они замечательные люди, родные нам и дорогие, – пишут работники центра. – Один из них – Александр Евдокимович Ляшенко. Несмотря на возраст, он сохранил удивительную ясность ума и интерес к жизни".
Александр Евдокимович – автор книги "На степных просторах. Страницы истории поселка Первомайский", вышедшей в январе этого года. В своих воспоминаниях он рассказывает о жизни, работе, о фронтовых годах и сельских буднях 40 – 60-х годов прошлого столетия.
О начале войны он говорит: "41-й – это для моего, военного, поколения рубеж. Закончилось детство, подростковая пора. Сразу наступила взрослая жизнь. Мы почувствовали и осознали себя ответственными людьми. Две военные зимы и лето были в моей жизни колхозными, началом трудовой биографии. В ноябре 1943 года, в канун 17-летия, я получил повестку о призыве в ряды Красной Армии.
Попал я в 16-ю Барнаульскую снайперскую школу. В нашей 15-й роте 4-го батальона учились военному делу 125 человек. В общем, собралась в роте 17-летняя мелюзга. Старшина Романченко прошелся перед строем, внимательным взглядом окинул нас и так простецки и душевно обратился к новобранцам: "Ой, дети, дети, что я буду с вами робить. Ничего, не горюйте. Закажу саночки, станем с горки кататься. Все это шутки, ребята. Война есть война. Научимся метко стрелять, умело воевать". Мы быстро научились прицельно стрелять, с закрытыми глазами разбирать и собирать винтовку, автомат.
Время учебы в снайперской школе пролетело мгновенно. Через полгода прозвучала команда собрать вещи и строиться. На исходе августа 1944-го в составе стрелкового полка я оказался на передовой. Наш 3-й Белорусский фронт освобождал братскую славянскую республику. С тяжелыми боями мы продвигались в глубь Восточной Пруссии. Попал в роту автоматчиков. Каждое отделение формировали так: из 10 бойцов трое – бывалые и обстрелянные солдаты.
Советские войска наступали по всему фронту. Разведчики работали ночами. Ранними утрами начиналась артиллерийская подготовка. 76-миллиметровые пушки с вечера стояли наготове на расстоянии 8 – 10 метров друг от друга на линии более километра. 30–45 минут шла мощнейшая орудийная канонада. И так каждое утро. Если не у нас, то на соседнем участке. Только после того, как поработала артиллерия, вперед шла пехота. С автоматами наперевес мы штурмовали вражеские окопы, выбивали из укрепленных пунктов гитлеровцев. Конечно, теряли товарищей. Тот день, 27 октября 1944 года, тоже начался с артподготовки. Потом в атаку пошли мы, автоматчики. Местность была с зарослями кустарника, одиночными деревьями. Когда я проходил мимо одного из кустов, раздалась очередь из "шмайсера". Стрелял раненый фашист. Вражеская пуля попала мне в бедро, раздробила кость.
А дальше пошла череда госпиталей. Насмотрелся я в госпитале ужасов, как только бойцы выдерживали, какую боль пересиливали. Двадцать пятого марта 1945 года меня выписали из госпиталя и комиссовали, 4 апреля я переступил порог родительского дома. Обняла меня мама и плакала от радости, что вернулся домой живым".
И хотя еще сильно хромал, ходил, опираясь на трость, сразу же окунулся Александр Евдокимович с головой в трудовую жизнь: нужно было поднимать колхоз. Был он счетоводом и учетчиком, а в каждую страдную пору – пахарем и косарем. Избирали его и секретарем, и председателем сельского совета. В 1956 году он стал шофером и за баранкой автомобиля провел не один десяток лет. А по-другому он и не мог, уж так был устроен – жить и работать ради лучшего будущего. Он один из тех, кто не боится быть впереди – в атаке, в жатву, на трудном пути.
Александр Евдокимович Ляшенко награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войнет1941–1945 гг.", медалью Жукова, медалью "За освоение целинных земель" и другими наградами.
Комментарии 0