Мэрия Москвы собирается выжать из теневых арендодателей 5 млрд рублей в год
02 октября 2012, 09:18, ИА Амител
В общих чертах система выглядит так. Собирать информацию о сданных внаем квартирах будут сотрудники общественных пунктов охраны порядка (ОПОПов). В Москве таких пунктов 630, а работают в них участковые и дружинники. Предполагается, что именно им придется заниматься опросом жильцов, консьержей, работников ЖКХ, которые "настучат" на арендодателей. Эта первичная информация будет передана в московское управление ФНС и районные инспекции, в итоге налоговики сами свяжутся с потенциальными неплательщиками.
На Тверской,13 считают, что игра стоит свеч. Как заявил руководитель Департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников, в Москве сдают как минимум 100000 квартир, доход арендодателя с каждой из них в среднем составляет 30000 рублей ежемесячно, а примерная сумма, которую они недоплачивают в городской бюджет, — 5 млрд руб. в год.
Сумеет ли Москва получить эти деньги?
– Предлагаемые меры основаны на эффекте внушения, – уверен адвокат Игорь Трунов. – Граждане боятся связываться с правоохранителями, знают, что любой контакт с правоохранительной системой – это головная боль, которую лучше избегать всеми способами. Именно на этот страх рассчитана "автоматизированная процедура" поиска неплательщиков.
"СП": – То есть, с позиции закона, такой подход неэффективен?
– Его эффективность равна нулю. Юридически невозможно различить грань между "сдал квартиру постороннему" и "сдал знакомым". Любой арендодатель может сказать: я, к примеру, каждый год езжу в Новосибирск и останавливаюсь там у друзей, а теперь они приехали в Москву и остановились у меня – почему я должен налог за это платить? Кроме знакомых, в квартире могут законно проживать близкие и дальние родственники. В конце концов, Москва – место и культурного, и чиновнического паломничества в России, многие в столицу приезжают в командировки, селятся у друзей и знакомых. В этой ситуации отделить мух от котлет – случаи с неуплатой налогов от прочих случаев – крайне непросто.
"СП": – Предполагается, это будут делать на основании слов консьержек и работников ЖЭКа…
– Ну, скажет консьержка – а дальше-то что делать? По закону, собственник квартиры, поселяя туда кого-либо, не обязан составлять договор об аренде с этим гражданином. Раз так - нет и оснований для привлечения к ответственности владельца жилья. Привлечь его к ответственности в этой ситуации, кстати, можно только в одном случае – в рамках уголовного дела. Но в ситуациях, о которых идет речь, уголовными делами и не пахнет…
"СП": – На что же тогда рассчитывают чиновники, объявляя "крестовый поход" против неплательщиков?
– На подсознательный страх граждан. На то, что появится определенное количество испугавшихся домовладельцев, тех, кто скажет: "от греха подальше пойду и заплачу". Но и в этом случае можно уйти от уплаты налога – вопрос лишь в том, какую сумму указать в договоре. Можно показать небольшую сумму аренды и с нее заплатить небольшой налог. Тогда к арендодателю вообще невозможно придраться юридически, притом что задача собираемости налога в полном объеме останется нерешенной.
"СП": – И дружинники тут не помогут?
– Дружинники и без того завалены работой, более того, они дополнительно выполняют распоряжения, которые законом не регламентированы. Например, контролируют приезжих на "своей" территории. Попытка задействовать участковых и дружинников для контроля надлежащей оплаты налога со сдаваемой недвижимости – чисто имиджевая и даже контрпродуктивная.
Да, решение этой проблемы принесло бы в бюджет Москвы хорошие деньги. Но загвоздка в том, что москвичи не готовы эти деньги платить. Потому что знают: бюджет разворовывается, а деньги, которые они туда платят, уходят как вода в песок, из-за некачественного управления и коррупции среди чиновников. Власть не может убедить добропорядочного гражданина заплатить налоги. Остается один рычаг воздействия – страх репрессий.
"СП": – А как решается эта задача на Западе?
– Прежде всего, неуплата налогов на Западе считается одним из наиболее серьезных правонарушений и жестко преследуется государством. Но крайне важно и другое: полная прозрачность городского управления и финансов. На Западе человек четко понимает, на что идут уплаченные им налоги, и уверен, что эти деньги работают на благо его города – а значит, и на его благо.
России же до прозрачности очень далеко. В Москве стоят полупустые дома, и невозможно установить, кому они принадлежат. Это настоящая мутная вода, в которой фигурируют оффшоры и подставные фирмы-владельцы. Например, налоговые органы до сих пор не смогли установить владельца одного из крупнейших столичных аэропортов – "Домодедово". Раз они не могут найти владельца стратегического объекта, как им найти владельцев десятков тысяч московских квартир, сдающих жилье? На этом фоне разговоры, что проблему можно решить с помощью народных дружинников, вызывают у юристов улыбку…
Инициатива мэрии выльется в новые взятки, уверена руководитель отдела аренды компании "Бест-Недвижимость" Анна Будина:
– Договора аренды заключают, в основном, богатые люди, – говорит Будина. – Поэтому объектом интереса налоговиков станут бабульки, у которых маленькая пенсия, и единственный способ выжить – сдавать свою дешевую квартиру. Наверное, лучший способ подтолкнуть их к заключению договоров с жильцами – снизить налог на аренду, потому что 13% для них – это слишком много. Думаю, кампания с поиском теневых арендодателей кончится тем, что люди, призванные "стучать" – консьержи и работники ЖКХ – получат возможность брать новые взятки. На этот раз – за свое молчание…
Из досье "СП"
По данным журнала "Форбс", в Москве проживают и "делают деньги" 79 миллиардеров – это основная часть российского списка "Форбс". Журнал посчитал: состояние 79 миллиардеров-москвичей составляет 375 миллиардов долларов. Ежегодный совокупный их доход составляет не меньше 10 % от этой суммы, то есть 37,5 миллиарда. С этого дохода взимается подоходный налог. Если бы действовала прогрессивная шкала налогообложения, о введении которой уже давно говорят и КПРФ, и "Справедливая Россия", только миллиардеры, проживающие в Москве, должны были бы перечислить в доходную часть бюджета порядка 600 миллиардов рублей подоходного налога в год. Это в 120 (!) раз больше, чем сейчас надеется собрать мэрия.
Иллюстрация: Иванов К., Брискин В. Болтовня, сплетни - на руку врагу, 1954 г.
Комментарии 0