Надежда длиной в четырнадцать лет: православные верят, что в здании Барнаульского планетария вновь зазвучат слова молитвы
29 сентября 2013, 15:57, ИА Амител
Есть в Октябрьском районе Барнаула парк с красивым названием "Изумрудный". В нем, как это обычно бывает, можно увидеть большой пруд, ухоженные дорожки, детские аттракционы. А еще в парке есть планетарий, посещение которого не только удовлетворит любопытство школьника, но и будет полезно для расширения кругозора.
Вот только даже неискушенному человеку в облике этого "храма науки" угадываются очертания храма без кавычек – православной церкви, в которой предки нынешних жителей города молились Богу, прибегали к церковным Таинствам.
Значит, есть у этого места и другая история?
Изумрудный парк разбит на территории бывшего Крестовоздвиженского кладбища, которое просуществовало до начала XX века. В 1918−1919 годах кладбище стало местом массовых расстрелов, а в 1939 году данная территория была отдана под парк культуры и отдыха Меланжевого комбината. Надгробия снесли, могилы уничтожили, на этом месте вырыли большой пруд. Здание храма в честь Воздвижения Креста Господня было передано Барнаульскому планетарию.
А в 1999 году образовалась православная община Крестовоздвиженской церкви, людей сплотило стремление сделать все, что в их силах, для возвращения храма Церкви.
− Вот уже 14 лет мы этим занимаемся, пишем письма во все инстанции – городским, краевым властям и выше, − рассказывает председатель приходского совета Ольга Александровна Синявина. − Из года в год от администрации города в ответ приходили сообщения, что ведется поиск нового помещения под планетарий. Это тянулось до 2010 года, когда был принят закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Заявка о возвращении храмового здания Церкви подана, так что теперь процесс идет путем, который предусмотрен данным законом. Администрация города прислала письмо, где говорится, что вскоре должны быть назначены конкретные меры для того, чтобы переместить планетарий в другое помещение.
Поскольку у общины нет помещений для совершения служб, входящие в нее люди окормляются в других храмах города. Несмотря на то, что ожидание возвращения Крестовоздвиженской церкви затянулось уже на четырнадцать лет, они не оставляют своих усилий: перезваниваются, обсуждают дальнейшие действия, пишут письма, добиваются встреч с чиновниками.
− На протяжении нескольких лет мы регулярно собирались в ограде Крестовоздвиженской церкви и читали акафист Кресту Господню, − продолжает рассказ Ольга Александровна. Но время проходит, и часть наших прихожан в силу возраста и состояния здоровья уже не могут собираться на молитву под открытым небом. А некоторые наши старушки – Вера Михайловна, Валентина Ивановна − прикованы к постели. Они лежат, бедненькие, и все никак не дождутся, когда же церковь вернут.
Но один раз в год − на престольный праздник 27 сентября − члены общины собираются вместе на молитву перед храмом, и к ним присоединяются прихожане других барнаульских церквей. Так и в этом году: по благословению епископа Барнаульского и Алтайского Сергия в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в парке будет совершен праздничный молебен.
− У нас очень хорошо проходят праздники, люди приходят со всего города Барнаула. После молебного пения всем предлагаются угощения − в соответствии с праздником, постные: пироги, виноград, яблоки. Люди остаются на продолжительное время, чтобы помолиться вместе, пообщаться друг с другом, − делится Ольга Александровна.
После молебна по традиции совершается панихида по тем, кто когда-то нашел упокоение на кладбище, существовавшем здесь прежде, тем, чей покой был столь бесцеремонно нарушен и память о ком скрыли под дорожками парка и увеселительными сооружениями.
− напоминает ли что-то о кладбище, которое там было? – спрашиваю Ольгу Александровну.
− Ничего. Там только парк, детские аттракционы, большой пруд.
Она начинает рассказывать о том, что несколько лет назад общине довелось заниматься еще и защитой территории бывшего кладбища, с которого, как выясняется, захоронения не переносили – просто уничтожили надгробия. Начиная примерно с 2005 года, на окраинных участках Изумрудного парка, который занимает территорию бывшего погоста, начали строить многоэтажные жилые дома. Моей собеседнице удалось найти в краевом архиве датированную 1930-м годом карту Барнаула, где четко обозначены границы кладбища. Благодаря обращениям в администрацию Алтайского края строительство остановили; правда, из запланированных семи домов успели возвести четыре.
Ольга Александровна рассказывает: "Во время строительства рыли котлован прямо на могилах, и человеческие кости выбрасывали в мусорные ящики – такие факты были зафиксированы прокуратурой Октябрьского района. Как это назвать, если не вандализмом?"
Но все же главная забота общины – возвращение храма.
− А в каком состоянии находится сейчас храмовое здание?
− В хорошем. Надо отдать должное: руководство планетария следит за состоянием здания, проводит плановые ремонты. Правда, внутри были произведены серьезные изменения: храм имеет форму креста, а для нужд планетария внутреннее пространство сделали в виде полусферы.
Однако, полагает Ольга Александровна, сделанные переделки не являются коренной перестройкой храма и, наверное, по непродолжительном времени после того, как планетарий переедет в новое помещение, можно было бы начать в здании богослужения.
Этот переезд послужит на пользу и самому планетарию, уверена она. В конце концов, старинное храмовое здание, в котором находится сейчас это научно-просветительское учреждение, не предназначено для тех нужд, под которые его используют сейчас. Вот и получается: ни нормальных подсобных помещений, ни буфета для детей, которые туда приходят, и даже санузел, вопреки нормам для учреждений, работающих с детьми, находится на улице. Возможно, возвращение Крестовоздвиженской церкви верующим побудит власти не только построить или подобрать для планетария более удобное и приспособленное для его нужд помещение, но и станет также поводом к обновлению имеющегося оборудования?
Принятие закона о возврате имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, дало членам общины уверенность, что в старинной Крестовоздвиженской церкви вновь зазвучат слова молитвы. Максимальный срок, отводимый для этого законом, − шесть лет.
Наталия Бубенцова
Комментарии 0