Почему цена закупки молока в России снижается, а в магазинах нет
17 сентября 2012, 06:20, ИА Амител
Вслед за паникой, которая охватила сельскохозяйственную промышленность после вступления России в ВТО, некоторые эксперты стали делать неблагоприятные выводы по отношению к рынку молока. Об этом пишет profi-forex.org.
Снижение мер тарифной защиты, завышенная цена товарного молока, аномальная засуха в ряде регионов страны, и как следствие – рост цен на молочную продукцию – все это грозит российскому рынку не выстоять в конкурентной борьбе с крупными импортерами - Украиной и Беларусью.
Так ли страшна ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, и можно ли назвать тенденции рынка молока в Россииблагоприятными, - разбирались аналитики раздела "Новости России" журнала "Биржевой лидер".
Российский рынок молока: потребительский спрос удовлетворяют импортеры
Из всевозможных видов молока, преимущество производители отдают сырому коровьему, к тому же, продукция, производимая из него, относится к социально-значимой группе продуктов питания. Большая доля населения не готова заменить натуральные молочные продукты другими, что не дает возможности недооценить рынок молока в России.
Так, эксперты предупредили, что до конца 2012 года цены на молочную продукцию вырастут на 5 – 10 процентов в связи с засухой и влиянием мировой конъюнктуры (подробнее – Трейдеры: в России молоко подорожает не на 5%, а минимум на 25-34%).
В последнее время потребительский спрос на молочную продукцию в России показывает ежегодный рост. Так, по данным исследования компании BusinesStat, спрос на молоко и сливки в период 2007 – 2011 гг. вырос на 3,1 – 7,3 процента, в среднем 86,6 процентов населения страны потребляет молочную продукцию.
Закупочная цена сырого молока уменьшилась порядка на 1,9%, а потребительские цены на сливочное масло, сыры и молоко не изменились. Объемы импорта (не учитывая Беларусь) сливочного масла и сухого молока стали ниже уровня 2011г. Так, согласно данных национального союза производителей молока:
Цены на биржевых площадках за последнее время увеличились, в частности:
- на молоко на 14,3%,
- сливочное масло - на 8,8%,
- на сыры - на 2,8%.
В связи с тем, что молоко – специфическое скоропортящееся сырье, большинство закупщиков ограничено в географических границах товарного рынка и многие вынуждены закупать товар в хозяйствах района своего местонахождения. Как ни странно, в основном, цену на молоко устанавливают не производители, а молочные комбинаты (закупщики), самые сильные из которых привлекают поставщиков сырья выгодными условиями кредитования.
Сегодня на молочном рынке в России наблюдается опасная тенденция – комбинаты по переработке все чаще отдают предпочтение украинскому и белорусскому сырью, снижая конкурентоспособность собственного рынка, пояснили аналитики компании Nord FX.
В условиях повышения спроса и недостатка сырья, производители вынуждены закупать молоко в более отдаленных районах, что расширяет географические границы, но также влияет и на стоимость продукта.
По данным аналитического анализа, проведенного совместно всеми УФАС России, общий объем закупки сырого молока в РФ в 2010 году составил 22 290, 8 тысяч тонн молока (для сравнения, в 2009 году эта цифра была на порядок меньше - 18 700,887 тысяч тонн). Самые крупные предприятия – переработчики, на долю которых выпадает основное количество закупок – Вимм-Билль-Данн (43,5 процента в 2010 году) и ЮНИМИЛК (5,84 процента). Остаток потребляют другие регионы РФ, которые разделены на:
- высококонцентрированные рынки (с неразвитой конкурентной средой): Республики Ингушетия и Карелия, Алтай, Бурятия, Тюменская, Московская, Томская области и другие.
- умереноконцентрированные (с недостаточно развитой конкурентной средой): Омская, Ростовская, Калужская, Челябинская области, Республики Дагестан, Мордовия и т.д.
- низкоконцентрированные (высокоразвитая конкурентная среда): Санкт-Петербург, Алтайский край, Курская, Иркутская и Псковская области.
Общие тенденции и перспективы российского рынка молока
Эксперты говорят, что рынок молока в России на сегодняшний день развит недостаточно хорошо, нормальному его функционированию мешают в первую очередь сезонные колебания объемов производства сырого молока.
Осенне-зимнему периоду характерен дефицит сырого молока и рост цен на него, в то время как в весенне-летний наблюдается избыток сырья.
Также развитие товарного рынка тормозит:
- высокая стоимость кредитных ресурсов на развитие и модернизацию производства.
- отдаленность перерабатывающих предприятий от производителей сырого молока.
- недостаточно высокое развитие рыночной инфраструктуры и логистики (отсутствие специальных транспортных средств и необходимого холодильного оборудования, изношенность производственных помещений).
- необходимость длительной транспортировки, что значительно снижает качество сырья.
- экономические и организационные ограничения.
- невыгодные условия договоров для производителей сырья, которые диктуют закупщики.
- устойчивые хозяйственные связи, когда стабильные хозяйства продают сырое молоко только одному перерабатывающему комбинату.
Все эти факторы не только не дают российскому рынку молока активно развиваться, но и делают его неконкурентоспособным по отношению к основным импортерам.
Эксперты утверждают, что российский рынок молока сможет набрать обороты конкурентоспособности. Для этого нужно избавиться от всех барьеров, которые тормозят его развитие, и внедрить новые хозяйствующие субъекты.
Первым этапом в борьбе за конкурентоспособность должно стать искоренение сезонного фактора и увеличение поголовья крупного рогатого скота путем привлечения инвестиций.
Нынешняя тенденция – закупка импортного сырья Беларуси и Украины, чье сельское хозяйство находится на подъеме. Эксперты говорят, что для должного развития молочного рынка, необходимо повышать заинтересованность предприятий-переработчиков к российским производителям
Комментарии 0