«Ребенок - главный пассажир»: дети и автомобиль
23 ноября 2012, 12:15, ИА Амител
Недавно я наблюдала картину, которая заставила меня задуматься о родителях-водителях и детях-пассажирах, - пишет редактор auto.amic.ru Светлана Яковлева.
По узкой улочке, где с трудом могут разъехаться два автомобиля, между Докучаевским рынком и магазинами ехала женщина на иномарке. На переднем сидении в атвокресле сидела девочка лет двух. А вот между креслами позади буквально прыгал веселый шести - семилетний мальчуган.
Он постоянно что-то спрашивал у матери, указывал вперед и
иногда трогал за плечо мать. Такая типичная семейная картина в автомобиле.
Только часто на переднем сидении сидит, как правило, второй родитель. И хотя
скорость автомобиля была довольно невысокой, "выскочи" неожиданно перед капотом
машины пешеход, молодая женщина, навряд ли, в этой ситуации успела бы
оперативно принять меры. А при резком торможении мальчуган мог запросто "полететь"
в лобовое стекло.
В России родители часто перевозят маленьких детей на коленях
или просто усаживают их на сидении возле себя. В то же время наша страна поддерживает Европейскую
дорожную конвенцию, которая требует перевозить
детей в возрасте до 12 лет только в специальных детских автомобильных креслах,
расположенных только на заднем сидении. Требование
жесткое, но оправданное Дело в том, что при столкновении даже
небольшой силы ребенка в руках удержать физически невозможно, и судьба его
будет плачевной.
"Зачастую бывает так: родители пристегнуты, а ребенок на
заднем сидении либо стоя едет, либо вообще прыгает. У нас много примеров, когда
дети получали травмы в результате падения в салоне при торможении. Даже при
несерьезном столкновении ребенок получал травмы, ударяясь о выступающие детали
в салоне", - сообщил "АвтоАмику" старший
государственный инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела
ГИБДД Управления МВД России по Барнаулу Геннадий Кузнецов.
В Госавтоинспекции подчеркивают, что дети в автомобиле
являются самой уязвимой категорией пассажиров. В ДТП дети страдают значительно
серьезнее, чем взрослые пассажиры. При этом штатные системы безопасности
автомобилей не рассчитаны (за редким исключением) на защиту детей-пассажиров.
На высказывания оппонентов о том, что ремень безопасности
может привести к травмам, представитель Госавтоинспекции ответил фактами и
цифрами. По данным Всемирной организации
здравоохранения, использование удерживающих устройств снижает смертность среди
детей-пассажиров на 54%, а риск получения травм - на 70%. "Каждый родитель
должен понимать, что использование автокресел – не просто обязанность, а
реальная возможность защитить своего ребенка в случае аварии", - считает он.
"Как пример, могу привести один из случаев. На стационарном посту ДПС при въезде в
город инспекторы ГИБДД остановили автомобиль, который, явно, недавно побывал в
аварии. За рулем сидела заплаканная девушка. На вопрос сотрудников
Госавтоинспекции о том, что с ней случилось, молодая женщина сообщила, что
попала в ДТП. На трассе ее кто-то "подрезал", она не справилась с управлением и
автомобиль слетел с трассы в кювет. При этом машина перевернулась. У нее в
салоне ехал ребенок в автокресле. Благодаря тому, что малыш был надежно
пристегнут, он не получил никаких травм. Представляете, что могло бы быть, если
бы ребенок не был в автокресле", - отметил Геннадий Кузнецов.
В качестве еще одного примера государственный инспектор по
пропаганде БДД рассказал случай, который пять лет назад произошел на
Змеиногорском тракте в Барнауле. "Лобовое столкновение. Столкнулись ВАЗ 2106 и
иномарка. На заднем сидении сидела женщина с грудным ребенком на руках. От
удара ребенка у нее из рук вырвало, и он вылетел в лобовое стекло. Малыш погиб.
Если бы он был в кресле, все могло бы быть иначе", - пояснил представитель
барнаульской Госавтоинспекции.
Всего за 10 месяцев на территории Алтайского края с участием
детей зарегистрировано 370 ДТП, в которых 18 детей погибли и 383 травмированы.
За аналогичный период 2011 года - 16 детей погибли и 309 травмированы.
Что касается Барнаула, то за январь - октябрь в ДТП погибли
три ребенка и еще 161 несовершеннолетний получили травмы различной степени
тяжести. Для сравнения: за 10 месяцев 2011 года эти показатели составляли один
и 109 детей соответственно. Также выросло число дорожно-транспортных
происшествий с участием детей. Если в
С начала года 49 детей-пассажиров получили травмы в авариях.
К счастью, среди них нет погибших. Статистика по ранениям выглядит следующим
образом: 19 детей были пристегнуты, 15 – нет, еще 11 несовершеннолетних
являлись пассажирами общественного транспорта, а четверо – вело- и
мототранспорта.
Акции "Ребенок - главный пассажир" в Барнауле проходят
регулярно в течение уже нескольких лет. Вчера, 22 ноября, несмотря на сильный
ветер и метель, инспекторы Отдела ГИБДД УМВД
России по Барнаулу и добровольные народные помощники вновь вышли на
улицы краевого центра, чтобы проверить, используют ли родители и родственники
детей для перевозки юных пассажиров детские удерживающие устройства.
Посты ГИБДД были максимально приближены к школам и детским
садам. Профилактический рейд по правилам перевозки детей в автомобилях проходил
с 15:00 до 21:00. Всего по городу действовало 10 мобильных постов. Они
располагались в наиболее "проблемных" точках города. Например, экипажи дежурили,
на пересечении улиц Шумакова - Балтийская, Малахова - Сухэ-Батора и Строителей
– Деповская. Также патрулировали они ул. Юрина, ул. Попова, Малахова,
Павловский тракт и ул. Исакова.
Вместе с сотрудниками ГИБДД я побывала на участке Строителей
– Деповская возле пешеходного перехода через пр. Строителей. Отметим, это
нерегулируемый пешеходный переход и водители здесь довольно неохотно пропускают
пешеходов.
Впрочем, заметив патрульную машину ДПС, водители стали
дисциплинированнее. Как, впрочем, и пешеходы. Так, например, за час
патрулирования лишь один человек пытался перейти дорогу вне пешеходного перехода
буквально в 10 -
На замечание инспектора ГИБДД пешеход сообщил, что сам
водитель, но сегодня не за рулем, так как немного выпил. Водитель-пешеход
пообещал больше не нарушать ПДД, в частности – правила перехода проезжей части.
Но мужчине пришлось задержаться для оформления административного протокола. Теперь
ему придется заплатить штраф.
Также за первый час патрулирования на пересечении пр.
Строителей и ул. Деповская было остановлено три машины, перевозивших детей в
салоне. В двух из них дошколята находились на заднем сидении в автокреслах. А
вот третий малыш, ехавший с папой и мамой, пользовался полной свободой в
салоне. Родители сидели на передних креслах, пристегнутые ремнями безопасности,
а пятилетний мальчик располагался на заднем сидении и, немного привстав, разглядывал
дорогу через лобовое стекло.
Как пояснил отец малыша Рустам,
водитель ВАЗ 2110, с ребенком они не часто ездят в автомобиле по городу. "Все
некогда купить автокресло. Если куда-то едем в город по делам, стараемся
недалеко. Если в дальние поездки – берем кресло у знакомых. Понимаем, что оно
необходимо, но… Мы обязательно постараемся приобрести детское автокресло в
ближайшее время", - пообещал он.
Всего инспекторы Госавтоинспекторы и их помощники выявили 15
случаев нарушений правил перевозки детей в автомобилях. Теперь водителям
придется заплатить административный штраф. Также со всеми нарушителями были
проведены профилактические беседы. Кроме того, им вручали цветные наклейки на
стекла автомобилей с надписью "Водитель! Пристегни ребенка!".
Старший государственный инспектор по пропаганде безопасности
дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД России по Барнаулу Геннадий Кузнецов
пояснил, что одна из главных задач рейда - информирование родителей о том, что
покупка автокресла значительно повысит уровень защищенности их ребенка при
каждой поездке. В целом, за последние годы ситуация по перевозке юных
пассажиров в автомобилях начинает улучшаться.
Кроме того, особое внимание уделяется перевозке детей в
машина такси. Так, 14 ноября в отделе ГИБДД Барнаула прошло рабочее совещание с
руководителями служб легкового такси города. Начальник ОГИБДД УМВД России по
Барнаулу Александр Колпаков напомнил
о неукоснительном соблюдении водителями такси ПДД в части касающихся правил
перевозки несовершеннолетних пассажиров и о необходимости использования детских
удерживающих устройств.
Многие руководители честно признались, что у них просто
напросто нет специальных удерживающих устройств в автомобилях. В рамках
совещания было принято решение об укомплектовании автомобилей такси
специальными удерживающими устройствами, обеспечивающих безопасность детей во
время движения.
Отметим, с 2007 года, согласно Правилам
дорожного движения РФ, использование детских удерживающих устройств (ДУУ) или
иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка штатными ремнями безопасности,
при поездках с детьми до 12 лет обязательно. В настоящее время Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает штраф
за неиспользование ДУУ в размере 500 рублей.
Для перевозки детей существует три типа автокресел в
зависимости от возраста и веса. Дети, которые уже не помещаются в автокресла, могут
пользоваться бустером – сидением, которое "подгоняет" рост ребенка для
эффективного использования ремня безопасности.
Также существуют адаптеры ремня безопасности типа "Фэст",
которые имеют сертификаты безопасности. Но ряд экспертов критикуют их по
результатам исследований и краш-тестов. Отмечается, что такие адаптеры подходят
для более взрослых и рослых детей.
Сейчас в России активно обсуждается возможность повышения
штрафов за это нарушение ПДД. Многие эксперты считают, что, только приравняв
сумму штрафа к средней стоимости автокресла, можно заставить родителей
устанавливать в автомобиле детское удерживающее устройство.
Так, например, общественная организация "Движение без
опасности" в рамках кампании "Автокресло – детям!" уже выступила с двумя
законодательными инициативами. "Мы считаем, что надо существенно поднять штраф
за неиспользование автокресла, – заявила президент организации Наталья Агре.
По ее словам, штраф должен быть сопоставим со стоимостью
самого автокресла и составлять 3-5 тыс. рублей. "И мы уверены, что детей из
роддома должны выписывать только при наличии в автомобиле автолюльки. Если
родители не могут сами позаботиться о безопасности своих детей, пусть за них
это сделает государство", - заметила она.
Эту точку зрения поддержал и председатель НОО
"Федерации автовладельцев Алтая" (ФАА) Виктор Клепиков. "Я полностью согласен с ужесточением наказания для
водителей, перевозящихся детей без автокресел. В Алтайском крае смертность
среди детей в ДТП по итогам 10 месяцев возросла на 50%. И основная причина -
это отсутствие детского кресла, неиспользование ремня безопасности. Штраф для
водителей за отсутствие детского автокресла должен быть в размере стоимости
самого кресла", - считает он.
В Госавтоинспекции, в свою очередь, еще раз подчеркивают,
что большинство детей-пассажиров гибнут из-за того, что родители забывают
пристегивать их в автомобиле, экономят на покупке автокресел. Автомобильное
кресло может сохранить жизнь ребенку и снизить тяжесть последствий в ДТП. К
сожалению, автокресла используют не все родители и водители.
По мнению представителей ГИБДД и общественных организаций, автокресло
должно стать одной из первых покупок при появлении малыша наряду с детской
кроваткой и прогулочной коляской. Если каждый ребенок будет иметь автокресло,
то число погибших в ДТП детей будет снижаться.
Комментарии 0