Силуанов предложил увольнять глав регионов за бюджетные долги
13 сентября 2012, 11:27, ИА Амител
Большие долги — большие отставки
— В целом ряде субъектов сейчас так и происходит, потому что никто не заботится о последствиях такой политики, — заявил министр. — Мы предлагаем ужесточить требования к губернаторам, если субъект федерации допускает неисполнение своих обязательств или превышение доли долговой нагрузки по сравнению с теми параметрами, которые указаны в Бюджетном кодексе.
По словам Силуанова, позиция Минфина такова, что если меры оздоровления регионального бюджета не реализуются региональными властями или не дают результата, это является основанием для инициирования процесса отрешения губернатора от должности в связи с утратой доверия президента.
Беспокойство у финансового ведомства вызывают регионы, которые имеют долг в размере более 50% от своих налоговых и неналоговых доходов. Всего таких регионов на данный момент 20. По бюджетному законодательству, регионам разрешено иметь долг в размере не более чем 100% налоговых и неналоговых доходов бюджета региона, напомнил министр.
В числе проблемных регионов Антон Силуанов особо выделил Республику Мордовию, у которой долг составляет почти 100% от доходов региона, Костромскую область (78,9%), Тверскую, Астраханскую, Вологодскую, Рязанскую, Саратовскую области. Это регионы, которые попали в "красную зону" и с которыми Минфин либо заключает, либо уже заключил соглашения о сокращении объема долга и будет следить за их исполнением.
Регионам советуют занимать у банков
Общий государственный долг регионов России в текущем году снизился на 60 млрд рублей и составляет на 1 августа около 1,1 трлн рублей. В структуре этого долга наибольший удельный вес занимают обязательства по бюджетным кредитам — 412,6 млрд рублей (37,1%). Долг по ценным бумагам составляет 311 млрд рублей (28%), по коммерческим кредитам — 257,8 млрд рублей (23,3%), по госгарантиям — 112,7 млрд рублей, по обязательствам в иностранной валюте — 16,9 млрд рублей. Доля бюджетных кредитов в структуре долга растет, отметил Силуанов. Министерство намерено сокращать уровень данного вида финансовой поддержки, который государство нарастило в кризис.
Согласно логике Минфина, регионы должны больше заимствовать у коммерческих банков. На бюджетные кредиты спрос высок, потому что они для регионов как минимум в два раза дешевле (под 4% в год), чем коммерческие. По словам Силуанова, федерация берет на себя функцию основного кредитора субъектов, но это неправильно, должно быть несколько источников заимствований, в том числе коммерческие кредиты и облигации.
Министр отметил, что Минфин не будет наращивать налоговую нагрузку на несырьевой сектор, регионам придется "подужаться", бюджетное кредитование не должно увеличиваться, но не должно и резко сокращаться. Объем бюджетных кредитов субъектам РФ в 2013 году запланирован в размере 75 млрд рублей против 105 млрд рублей в текущем году.
Провинции винят центр
Сенатор от Красноярского края Вячеслав Новиков в ответ на претензии Минфина прямо на заседании заявил, что надо прекратить "залезать в бюджеты субъектов" — как в части повышения расходов, так и в части уменьшения доходов.
— В Красноярском крае долг растет только за счет того, что решениями федеральных органов власти была уменьшена доходная часть бюджета, а также появились дополнительные расходы, которые были приписаны федеральными органами власти, — возмутился сенатор. — Когда же мы все-таки прекратим залезать в бюджеты регионов и после этого рассказывать, какие у нас плохие губернаторы, которые не умеют вести финансовую политику?
Глава Республики Алтай Александр Бердников (показатель по государственному и муниципальному долгу региона — 57,7%) в разговоре с "Известиями" озвучил схожую позицию.
— Губернатор за все персонально отвечает. Я готов ответить за долги региона, если у Минфина есть резкие основания и будет доказана моя персональная вина, — отметил Бердников. — Ситуация с долгами сложилась не по вине региона, а в том числе усилиями федерального центра, Министерства финансов. Есть другие механизмы оказания помощи, а мы вынуждены брать кредиты, чтобы решать насущные проблемы, выполнять требования руководства страны.
По словам собеседника, сказались также такие факторы, как отдаленность региона, его дотационность и отсутствие ясных перспектив экономического развития.
Комментарии 0