Ученые: вместо смартфона подарите ребенку немного... скуки
12 августа 2013, 11:33, ИА Амител
Реклама
оператора мобильной связи: семья едет в отпуск на машине, дети начинают
безобразничать, еще мгновение и мама с папой окончательно выйдут из
себя. Но есть выход: достаточно дать сорванцам "успокаивающий планшет" и
они погрузятся в разноцветный мир, забудут о тяготах путешествия, а
родители наконец спокойно вздохнут.
Признаемся честно: многие из
нас испытывали подобное облегчение, вручая ребенку новую модель
смартфона, планшета или игровой консоли. Мы возвращаемся с работы и...
совершенно свободны. Наш карапуз не заставит нас играть в машинки, если в
компьютере он может погонять на болиде Себастьяна Феттеля (Sebastian
Vettel).
"Родительская гордость заглушает угрызения совести: мы ведь нашли
ребенку развлечение, уберегли его от скуки", — иронизирует директор
отдела маркетинга крупной технологической компании и отец четырех детей
Михал Гембал (Michał Genbał). Но есть ли нам на самом деле чем
гордиться?
"Дети находятся в самой опасной ситуации: когда они
путешествуют по интернету, втягиваются в сетевые игры, формирующийся
мозг вынужден работать слишком интенсивно, что нарушает процесс
развития", — указывает профессор неврологии из Оксфорда Сюзан Гринфилд
(Susan Greenfield). О том же говорит и ее коллега из парижского
Института Пастера Жан-Пьер Буржуа (Jean-Pierre Bourgeois), который, в
частности, изучал влияние экрана на детей самого младшего возраста,
когда мыслительный аппарат особенно пластичен, нежен и чувствителен к
внешним стимулам. Как объяснял ученый на страницах Le Nouvel
Observateur, нейроны, образовавшиеся еще до рождения, начинают создавать
связи. Сети и пути движения информации формируются в зависимости от
того, что видит, слышит, с чем контактирует ребенок. Инструменты,
которыми он пользуется, тоже влияют на мозг. Негативно — если
впечатлений оказывается слишком много.
Интернет и мультимедиа
могут быть опасны также для подростка. У прыщавых фанатов компьютерных
игр, проводящих за монитором больше девяти часов в неделю, отмечалось
увеличение объема центральной части мозга (полосатого тела), которая
связана с центром удовольствия. Именно он заставляет человека искать
приятных эмоций: в еде, сексе, личных достижениях. Без этого стремления
мы были бы слабым и мрачным видом. К сожалению, повреждение или
нарушение в развитии центра удовольствия ведет к различным зависимостям:
от навязчивой тяги к электронным новинкам до алкоголя, наркотиков и
азартных игр.
Один из побочных эффектов жизни on-line — состояние хронической
рассредоточенности внимания (continuos partial attention). В 1934 году
среднестатистический ребенок был способен концентрировать внимание на
одном объекте пятнадцать минут, современные дети — лишь пять, выяснил
французский специалист по педагогике Филипп Мерье (Philippe Meirieu).
Символом нашего времени стал ученик, который на уроке украдкой
занимается своим смартфоном. Или подросток, который одновременно делает
уроки, заглядывает в Facebook, скачивает фильмы, слушает музыку, делает
покупки и флиртует через Skype. Молодые люди гордятся своей доведенной
до совершенства способностью делать несколько дел одновременно, но она
вовсе не помогает им получать красные дипломы. И не влияет на уровень
IQ, который, если верить автору книги-бестселлера "Пустышка. Что
интернет делает с нашими мозгами" Николасу Карру (Nicholas Carr), за
последние 20 лет снизился на несколько пунктов.
Ключевой момент в
развитии интеллекта — это появление способности блокировать лишнюю
информацию, отделять зерна от плевел. Проблемы с этим появляются даже у
взрослых, каждый день встречающихся с огромным массивом сведений. Что уж
говорить о детях!
При помощи мобильных гаджетов обратиться к
интересующим нас вещам из бездонных запасов интернета можно сейчас в
любом месте: в метро, на остановке, в школе. Чем меньше пользователям
лет, тем меньше свойственны им ощущения пустоты, бездействия. До Польши,
как показывает исследование компании Lowe Media и университета города
Лодзь, добралось явление, называемое "умной скукой" ("smart boredom").
"Во время дождя детям скучно? Так бывало лет 10-20 назад, а сейчас уже
нет, — смеется представитель Lowe Media Гжегож Верховец (Grzegorz
Wierchowiec). — Молодежь, пребывающая в сети 24 часа в сутки, может
чем-то себя занять всегда и везде. Им незнакомо пассивное ожидание на
автобусной остановке или в очереди к дантисту".
А именно такое ожидание может быть гораздо более продуктивным,
чем другие наши занятия. По крайне мере так полагает писатель и психолог
Ханна Самсон (Hanna Samson). Она с ностальгией вспоминает времена,
когда дети могли свободно переноситься в мир своих фантазий и летать, не
вставая с кровати. Самсон объясняет, что современные дети теряют ключ к
миру воображения уже в шесть лет — на четыре года раньше, чем их
родители. И это прискорбно, потому что плоды детской креативности мы
пожинаем во взрослом возрасте. Тот, кто умел творчески развлекаться
будучи ребенком, в зрелом возрасте лучше справляется с проблемами и чаще
чувствует себя счастливым.
Исследования, проведенные в 1997
года исследовательницей из Орегонского университета Марджори Тейлор
(Marjorie Taylor), показали, что благодаря играм с собственной фантазией
четырехлетние дети независимо от уровня умственного развития лучше
справлялись с отделением реальности от выдумки. Перевоплощаясь в разные
роли (медсестры, пожарного или генерала), они развивают комплекс умений,
называемый "теорией разума", который помогает понимать и предвидеть
поведение других людей. Погружение в разные роли заставляет переживать
различные сценарии развития событий.
"Что будет, если подмога не
придет вовремя? Как будет выглядеть мир, если нас победит армия
дроидов?" — размышляет группа дошкольников, играющая в Джедаев. Психолог
Элисон Гопник (Alison Gopnik) из Калифорнийского университета в Беркли
полагает, что обдумывание таких задач помогает детям находить свежие
идеи и придумывать необычные пути решения проблем. Чтобы что-то
изменить, нужно уметь воспринимать действительность под разными углами
зрения.
Гжегож Верховец убежден: дети время от времени должны
оставаться один на один с самими собой, даже если это несет с собой
определенный дискомфорт. С другой стороны, он призывает не воспринимать
смартфоны и планшеты как современные игрушки, которые помогают убить
скуку, ведь с помощью этих приборов даже маленькие пользователи могут
создавать не менее сказочные миры, чем те, что много лет назад создавали
их родители, имевшие в распоряжении только деревянные игрушки и
карандаши.
"Взять, например, программы для рисования, —
рассказывает Верховец. — Неважно, где будет создано бессмертное
произведение юного художника: на бумаге, на песке или на экране. Важна
фантазия, творчество, а инструмент — вещь второстепенная".
По
мнению Михал Гембала, ключ к успеху лежит в равновесии между
виртуальными и традиционными развлечениями (выдумыванием игр, историй,
сценок). "Подросток с большей вероятностью полностью уйдет в новую
компьютерную игру, если у него нет альтернативы в виде велосипедных
прогулок, мореходного лагеря или похода в горы. Кроме того родители
должны принимать участие в цифровой жизни детей", — добавляет Гембала.
Ему
вторит преподаватель Польско-японской Высшей школы Компьютерных
технологий Лешек Буковский (Leszek Bukowski). "Как мои родители
интересовались тем, чем я занимаюсь во дворе, так я обращаю внимание на
занятия моих дочерей в сети, — рассказывает он. — Мы вместе посещаем
магазины с приложениями, обсуждаем хорошие и плохие игры, решаем разные
задачи, а потом идет гулять. Что в итоге? Девочки обожают технологии, но
одновременно умеют видеть необычные детали и в обычных лужах".
Оригинал публикации: Zamiast smartfona podaruj dziecku trochę... nudy
Комментарии 0